Спецпроєкти

10 лучших книг 2016 года по версии редакции


Мы знаем, что вы будете читать на новогодних каникулах. Редакция bit.ua совместно с Martini Asti подводит книжные итоги уходящего 2016-го года.

«Безгрешность», Д. Франзен

1

Благодаря своим романам «Поправки» и «Свобода», которые разошлись миллионными тиражами и были переведены более, чем на 30 языков, Джонатан Франзен стал одним из самых известных американских прозаиков XXI века. Но его последнее творение, «Безгрешность», превзошло ожидания критиков. Вот как отзывается о Франзене и его романе издание The New Republic: «Хороший писатель прилагает усилия к тому, чтобы очистить свою прозу от клише. Но чтобы вдохнуть в эти клише новую жизнь и вернуть им силу и смысл, нужно быть гением».

Двадцатитрехлетняя Пьюрити пытается найти себя в этом мире. Она ненавидит собственное имя, не знает, кто её отец, пытается расплатиться с долгами за учебу и все это – сквозь призму удушающей любви своей матери. Впуская читателя в жизнь героини, Франзен показывает нам, что интернет – это новый тоталитаризм, что наследие социализма в Восточной Европе не забыто, а «мыльным операм» в литературе – быть, если они столь же захватывающи и остроумны, как «Безгрешность».

«Маленькая жизнь», Х. Янагихара

В прошлом году книга «Маленькая жизнь» попала в шорт-лист финалистов Букеровской премии, а также стала лауреатом National Book Award и Kirkus Prize. О чем же эта книга? Тут мнения разделились. Одни считают её историей преодоления трудностей при любом раскладе судьбы, другие – жестким гей-романом, третьи – книгой о силе всепоглощающей любви и дружбы. Как бы то ни было, многие сходятся во мнении, что «Маленькая жизнь» является своеобразным «зеркалом», где каждый увидит именно то, что ему нужно.

Сюжет повествует о четырех друзьях, которые вместе взрослеют и проходят через трудности. Казалось бы, классическая история, но после первых ста страниц автор все больше концентрирует наше внимание вокруг одного из парней. Он открывает тайны, которые пугают, и разрешает подсматривать в замочную скважину тогда, когда мы к этому не готовы. Многие называют роман «тяжелым» и «беспросветным», но это не совсем так. Вместе с нагрузкой он дает возможность читателю получить ответы на многие собственные вопросы и пройти через своеобразный катарсис. Более того, эта книга – как шкатулка с двойным дном: когда в конце кажется, что больше ничего не сможет удивить, мир переворачивается наизнанку.

«Кольца Сатурна», В. Зебальд

Роман «Кольца Сатурна» был впервые опубликован на русском в этом году. В романе Зебальд опять возвращается к своей излюбленной теме – воспоминаний и грусти о прошлом. Об этом он заявляет уже в названии (в мифологии Сатурн – покровитель меланхолии). О чем же грустит автор? О том, что все лучшее в человеческой культуре уже закончилось и возможности повторить его больше не будет.

Зебальд отправляет главного героя в графство Суррей, где тот, бесцельно блуждая, предается размышлениям и воспоминаниям. Мысль персонажа легка и неуловима, предсказать её невозможно. В один момент он думает о рыбаках на пляже, в другой – о морском чудище. Некоторые критики в открытую называют книгу «потоком сознания». Это впечатление усугубляется отсутствием в тексте абзацев и сопровождающими его необычными снимками. Казалось бы, не самая удобная к прочтению структура, но это ни в коем случае не делает книгу менее интересной. Более того, многие отмечают, что куда более захватывающе следить за полетом мысли героя, чем за действием традиционного сюжета.

«Дом листьев», М.Z. Данилевский

Автор писал роман «Дом листьев» 10 лет, получил больше 30 отказов от издательств, но все же опубликовал его – и стал всемирно известным. Поначалу книгу оценили гики, а за ними – критики и широкая аудитория. «Дом листьев» сложно определить одним жанром – это экзистенциальный роман, хоррор и квест одновременно. Хочется прояснить касаемо последнего: книга отличается авторской версткой. Например, все герои «говорят» на разных шрифтах – от Times New Roman до Courier New. Отдельные сноски могут «перебрасывать» читателя в другую главу или конец книги. Текст «сужается», когда повествование идет о непроходимом коридоре, а опечатки – это всего лишь ключи к отдельным загадкам.

Что касается сюжета, то в центре его – известный фотограф, который вместе с семьей переезжает в загородный дом и решает расставить по нему камеры, дабы снять новую идиллическую зарисовку. Вместо этого он обнаруживает, что дом – живой, постоянно меняется в размерах и открывает неожиданные двери. Так появляется «Пленка Нэвидсона», которая хранится у слепого старика Дзампано. Его рукопись о ней находить находит татуировщик Джонни Труэнт, который, собственно, и рассказывает нам эту историю.

«Распродажа», П. Битти

В этом году лауреатом Букеровской премии стал социальный роман «Распродажа». Его автор, Пол Битти, является первым американцем, получившим премию (до 2014 года она присуждалась исключительно писателям стран Британского Содружества наций). В основе сюжета – история о темнокожем афроамериканце, который пытается вернуть рабство и расовую сегрегацию в одном из пригородов Лос-Анджелеса. По остроумию и куражу мысли роман сравнивают с творчеством Марка Твена и Джонатана Свифта.

Члены жюри говорят, что книге удалось «распотрошить все социальные табу». Сам же автор склонен называть её весьма трудной к восприятию. Пока прочитать «Распродажу» можно только на английском.

«День независимости», Р. Форд

«День независимости» американского прозаика Ричарда Форда стал первым романом, одновременно получившим и Пулитцеровскую премию, и премию Фолкнера. Тексты автора называют «медленными и неспешными» (Форд страдает дислексией, что приучило его читать вдумчиво и аккуратно), их вряд ли осилишь залпом за выходные, и «День независимости» – не исключение.

В центре сюжета – бывший спортивный журналист Фрэнк Баскомб. Он уже в годах, воспитывает 15-летнего сына и работает агентом по недвижимости. Действие книги происходит во время Дня независимости, когда герой вместе с сыном отправляется в Коннектикут. Он пытается найти равновесие между ответственностью и свободой воли к чему-либо, активно комментируя все, что происходит с ним на пути. Экзистенциальное здесь смешивается с банальным, важное – с рутинным. В одном разделе герой иронично подшучивает над действительностью, а во втором – пытается бороться с её трагизмом. Все вместе дает собирательный образ жизни простого американца, который от этого оказывается не менее интересным.

«HHhH», Л. Бине

«Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом» – так расшифровуется аббревиатура HHhH. Эсэсовцы в шутку придумали её для одного из главных идеологов нацизма – Рейнхарда Гейдриха. Среди его «заслуг» – Холокост, начало Второй мировой (он разработал план поддельного нападения поляков на немцев), правление Чехословакией после оккупации. Историей «пражского палача» и «человека с железным сердцем» заинтересовался профессор французского языка Лоран Бине.

В центре сюжета – личность Гейдриха, а также секретная операция «Антропоид», которая произошла в 1942 году. Её целью было убить нациста, сбросив на него бомбу. Эту миссию доверили двум чешским парашютистам, Габчику и Кубишу, с которой они успешно справились, смертельно ранив Гейдриха и поплатившись за это своей жизнью. Сам автор называет книгу «инфрароманом». С одной стороны, это его собственные размышления о герое и его судьбе, с другой – экшн, построенный на документальных фактах. Как бы то ни было, Бине получил за «HHhH» Гонкуровскую премию еще в 2010 году.

«Вот и я», Д.С. Фоер

«Вот и я» – первый за 11 лет роман культового американского писателя Джонатана Сафрана Фоера, автора бестселлеров «Жутко громко и запредельно близко» и «Полная иллюминация». В центре сюжета – влияние событий на Ближнем Востоке на жизнь еврейской семье в США. Действие происходит в Вашингтоне, где семья переживает непростые времена: отец и мать на грани развода, а трое их сыновей переживают возрастные кризисы и последствия мировых событий, которые имеют к ним отношение. Так, на бармицву одного из сыновей приезжают родственники из Израиля, который оказывается оккупирован. В это же время на Ближнем Востоке происходит землетрясение.

Отдельные моменты в книге автобиографичны. Например, Фоер был одним из трех сыновей в семье и развелся с женой, писательницей Николь Краусс, после 10 лет брака. Название же романа восходит к Книге Бытия, где Бог подвергает Авраама испытанию и тот отвечает ему: «Вот я».

«Сочувствующий», Т. Нгуен

Вьетнамец Тан Нгуен в этом году получил Пулитцеровскую премию за художественную книгу – роман «Сочувствующий». Его назвали «многослойной иммигрантской историей» (сам Нгуен родился во Вьетнаме, но сейчас живет в Лос-Анджелесе). В основе сюжета – история падения правительства Южного Вьетнама в 1975 году и событиях, которые развернулись позже уже в США, в Калифорнии. Внутри главного героя идет борьба между преданностью идеям коммунизма и верностью своим товарищам по оружию. Этот политический заключенный, а в прошлом – тайный коммунистический агент, на протяжении всей книги так и остается безымянным.

Пулитцеровский комитет назвал автора «человеком двух разумов и двух стран: Вьетнама и США». Сам Нгуен признался, что его книга всегда предназначалась именно вьетнамцам: все остальные, кто прочтет её, не являются целевой аудиторией. Также он выразил удивление тому, что книга оказалась столь интересной широким массам.

«Забуття», Т. Малярчук

Роман «Забуття» Тани Малярчук стал книгой года по версии ВВС Украина. Он гармонично объединяет две сюжетные линии, которые развиваются в разные эпохи. Так, в наше время молодая женщина, которая страдает от приступов паники, начинает искать свою идентичность и путь к исцелению за чтением старых газет. Там она находит новости начала ХХ века об историке, философе и политике Вячеславе Липинском. О его судьбе и взглядах на украинский монархизм рассказывается во второй линии сюжета.

Это уже седьмая книга Малярчук, и она работала над ней четыре года. Автор поднимает проблемы памяти, взаимосвязи между прошлым и сегодняшним, самоидентификации человека в обществе. О своей книге писательница говорит так: “Это попытка вспомнить забытое. И объединить индивидуальное и коллективное украинское, историческую справедливость и художественный вымысел, любовь и призвание, сумасшествие и здравый смысл, которого, впрочем, в этом романе, наверное, меньше всего”.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram