Cпецпроекты

Большой гид по «Оскару»: 7 фильмов, обязательных к просмотру


0 3041 2
До церемонии вручения престижной кинопремии остается совсем чуть-чуть: все диванные критики и просто ценители кино замерли в ожидании. Мы подготовили удобный гид для всех желающих не захлебнуться в потоке премьер.

Ниже рекомендуемые нами к просмотру фильмы — претенденты на «Оскар». Не все из них дойдут до нашего проката, но многие в ближайшее время выйдут на большие экраны.

Ла-Ла Ленд

Обнаружить человека, который еще не смотрел этот фильм, – все равно что найти клевер с четырьмя лепестками. Сложно, но возможно. Если вы один из самых стойких — еще есть время перед церемонией. Оценить его хоть раз однозначно стоит: во-первых, это рекордсмен по номинациям на «Оскар», который точно получит как минимум несколько статуэток. Во-вторых, из любопытства и для общего развития. Из соцсетей стало ясно — равнодушным «Ла-Ла Ленд» не оставил никого. Его или любят, или ненавидят.

Равнодушным «Ла-Ла Ленд» не оставил никого. Его или любят, или ненавидят

Перечислим только факты: мюзикл снял 32-летний Дэмьен Шазелл, который запомнился многим по своему фильму «Одержимость». На его счету три «Оскара» — за звук, монтаж и лучшую роль второго плана, которую исполнил Джей Кей Симмонс. «Одержимость» тоже о музыке, но это еще и глубокая драма. Майлз Теллер, исполнивший в ней главную роль, должен был, по первоначальной задумке Шазелла, перекочевать и в «Ла-Ла Ленд». Но не срослось. Зато Джей Кей Симмонс снова в деле: на этот раз ему досталась небольшая роль владельца ресторана, где герой Гослинга играл на пианино по вечерам. Уже сложно себе представить кого-то другого в качестве Мии, но влюбляться в Себастьяна должна была не Эмма Стоун, а ее тезка Эмма Уотсон. Впрочем, Стоун доказала идеальное попадание в образ: «Золотой глобус» и BAFTA за лучшую женскую роль у нее уже есть, «Оскар» — на очереди и вполне вероятен.

Сюжет можно ругать или хвалить, но у фильма есть одна неоспоримая заслуга — здесь все по-настоящему. Первая же впечатляющая шестиминутная сцена танцев в пробке, когда ее смотришь впервые, вызывает у всех один и тот же вопрос: «Как они это сделали?» Скептически представляешь себе вездесущую «зеленку» и компьютерные технологии. Но все абсолютно реально. Съемки проходили в два жарких августовских дня на шоссе в Лос-Анджелесе, а репетировали на парковках.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Объявлены номинанты на «Оскар-2017»
777 0 1
 Вместо магии постпродакшена — большой массив подготовительной работы, краны и стедикам, а еще мастерство операторов. Им, по словам Шазелла, выкручиваться и танцевать приходилось не меньше самих танцоров. Гослинг и Стоун танцуют степ на рассвете тоже по-настоящему: чтобы поймать эти несколько минут волшебного неба и все отснять, понадобилось два дня съемок и подготовки, а перед этим — много репетиций. Райан и Эмма брали уроки вокала и танцев, а Гослинг плюс ко всему старательно учился играть на фортепиано сложные произведения, чтобы развить имеющиеся навыки. В итоге обошлись без дублеров.

Незамысловатая, на первый взгляд, сюжетная линия главных героев раскрывается постепенно. Для скептиков, нетерпеливо поглядывающих на часы, заготовлен неожиданный ход в конце. Реалистов сюжет заставляет поверить в сказку, умилиться, прослезиться, порадоваться и снова опуститься на землю. Оптимистов вообще уносит в мир грез и добрых летающих фей. Конечно, здесь нет тонкой психологии и иносказаний, но все не ограничивается банальной предсказуемой историей, привычной для мюзиклов. Отдельный мощный пласт — музыка композитора Джастина Гурвица, претендующая еще на несколько номинаций. Без нее, разумеется, не было бы всего остального: многие композиции уже уверенно поселились в наших плейлистах. Сколько статуэток из возможных 13 возьмет фильм — предсказать сложно, но на половину рассчитывать можно.

Манчестер у моря

Кеннет Лонерган, сценарист «Банд Нью-Йорка» и сериала «Анализируй это», выступил одновременно и режиссером своей новой картины. И если в случае с его драмой «Маргарет» дополнительная ответственность на пользу не пошла — дошло до судебных исков — то в этот раз все завершилось успешно. И, судя по всему, не зря: «Манчестер у моря» высоко оценен критиками и в идеале получит шесть «Оскаров».

Основной посыл прост: да, жизнь может преподносить ужасающие сюрпризы, мы делаем ошибки, но она продолжается

Не стоит смотреть этот фильм, если у вас депрессия и хочется снова поверить в лучшее. Спойлер: точно не поверите. На самом деле реалистичность повествования Лонергана зашкаливает, но именно это делает его одним из лучших за последнее время. Аннотация к фильму, как и трейлер, — не показатель. Здесь важно смотреть все по порядку и переосмыслять увиденное с каждым новым событием. История о сантехнике, который кажется замкнутым в себе неудачником, раскрывается в великую жизненную драму. Без красивой обертки и псевдосчастливых историй о том, что все плохое проходит и всегда есть выход — нужно только потерпеть. Основной посыл прост: да, жизнь может преподносить ужасающие сюрпризы, мы делаем ошибки, но она продолжается, несмотря ни на что. Все происходит так, как должно быть. Сам Лонерган в интервью Rolling Stone объясняет это так же: «Мне не нравится, что в наше время считается недопустимым оставлять какой-то вопрос нерешенным. Это вранье, что каждый так легко оставляет все позади».

Веришь всему до мелочей: в образ Ли Кейси Аффлек вжился на уровне «бог», а общая мрачная атмосфера разбавляется правдоподобными проблесками позитива. Как в жизни, когда наступает та самая черная полоса. Кстати, Ли мог бы сыграть Мэтт Деймон, который в итоге стал одним из продюсеров фильма. В итоге брат Бена Аффлека, справедливо завоевавший «Золотой глобус» и BAFTA, — первый в списке самых вероятных будущих оскароносцев за лучшую мужскую роль. А вот Мишель Уильямс, которая тоже номинирована на «Оскар», в картине крайне мало.

По соображениям совести

Возвращение Мела Гибсона в Голливуд окончательно состоялось. После шести номинаций на «Оскар» и 164 миллионов долларов, собранных военной драмой в прокате, ему уже предложили снять продолжение «Отряда самоубийц». Главный козырь «По соображениям совести» — это реальная история американского военного санитара Десмонда Досса, который во время битвы за японский остров Окинава (американской операции) спас 75 раненых и получил медаль Почета. При этом он отказывался брать в руки оружие по религиозным и личным убеждениям и стал первым в истории отказником по убеждениям совести (отсылка к названию картины), который не брал в руки огнестрельное оружие и получил высшую военную награду.

 Задумка экранизировать историю 14 лет по разным причинам не осуществлялась: впервые о Десмонде Доссе захотели снять документальный фильм еще при его жизни. В 2006 году в возрасте 87 лет Досс скончался, экранизация так и не состоялась, а права на будущий фильм несколько раз перекупали. Тогда с предложением снять фильм обратились уже к Мелу Гибсону, но тот взялся за работу только в 2014 году. На роль Десмонда сразу был приглашен Эндрю Гарфилд.

Драма уже заслужила похвалу критиков и высшие оценки: даже во время первого показа на Венецианском кинофестивале овации не стихали 10 минут после титров. История заслуживает уважения, а документальные кадры в конце вызывают трепет и слезы — это факт. Масштабные съемки не исключают ляпов и неправдоподобных моментов — еще один факт. Но общее впечатление это не портит: Гибсон за такое возвращение действительно заслуживает аплодисменты.

Прибытие

О «Прибытии», которое давно прошло в наших кинотеатрах, сказано уже и так много. Фильм Дени Вильнева — совсем не очередная фантастика о пришельцах с вариациями на тему захвата мира. Эта тема здесь отходит на второй план: все остальное нужно читать между строк. Почему сай-фай-драма о нетипичных трудностях перевода заслуживает пристального внимания, можно почитать в рецензии Владислава Недогибченко на bit.ua.

Скрытые фигуры

«Скрытые фигуры» выстрелили в прокате США, обогнав по сборам даже «Ла-Ла Ленд». Выйдя на большие экраны перед Новым годом, фильм в Штатах собрал 131 миллион долларов при бюджете 25 миллионов. Секрет в жизнеутверждающей истории, вышедшей в правильное время и в правильном месте. Это добротное кино об афроамериканках, которые благодаря своим вычислениям при работе в NASA помогли осуществить важную космическую миссию США — посадку на Луну космического корабля «Аполлон-11». Уже не удивляет, что «Фигуры» тоже основаны на реальных событиях.

Тед Мелфи снова продемонстрировал свое умение переплетать комедию с драмой

Здесь есть и иронично-патриотический взгляд на соперничество СССР и Штатов в этой космической гонке, и их искренняя досада после полета Юрия Гагарина, и ненавязчивое, но такое точное затрагивание темы расизма. В отличие от многих других претендующих на «Оскар» картин, которые в этом году решили упорно давить на жалость, в «Скрытых фигурах» нет и намека на такую манипуляцию. Вместо этого грамотно и иронично иллюстрируется вся нелепость разделения людей по признаку цвета кожи. В этом основная ценность картины. Режиссер потрясающе тонкого, трагикомичного «Святого Винсента» Тед Мелфи снова продемонстрировал свое умение переплетать комедию с драмой. Но если убрать в сторону эту составляющую, ход событий может показаться затянутым, а сюжет — неповоротливым. Кстати, перевод названия вызывает недоумение и может ввести в заблуждение: под Hidden Figures явно имелись в виду скрытые цифры, о которых и идет речь. Но переводчик решил выбрать первый вариант из словаря — фигуры. Почему — тайна, покрытая мраком.

Лев

«Лев» — фильм австралийского режиссера Гарта Дэвиса, претендующий на победу в шести номинациях. Это его первая полнометражная картина — и сразу настолько успешная. Лев — перевод имени главного героя, индийского парня, который в раннем возрасте попал к приемным родителям в Австралию и 20 лет спустя решил разыскать родных. Никаких зацепок у него не было, но на помощь пришел всемогущий «Гугл», а точнее Google Earth. Это не просто красивый сюжет: фильм основан на реальных событиях, а главный герой уже выпустил автобиографическую книгу.

Эпопея доказывает: чудеса случаются, но иногда им нужно немного помочь

Все началось неожиданно: будущему режиссеру «Льва», который в 2013 году снимал сериал «Вершина озера», его продюсеры предложили прочитать статью об индийце Сару. Тогда история только набирала обороты, но Дэвис вовремя почувствовал ее потенциал и решился снимать — досконально изучил все факты, поехал в Индию, познакомился с Сару и его семьей. Его примеру последовал и Дев Патель, утвержденный на главную роль. Сложнее всего было найти актера на роль пятилетнего Сару — кастинг затянулся на 4 месяца. В результате выбрали Санни Павара из Мумбаи: опыта съемок у него нет, но именно этот простой мальчишка со взглядом олененка вызывает всю гамму эмоций — от умиления до жалости. Николь Кидман тоже не менее убедительна.

Сам фильм нельзя назвать беспроигрышным вариантом для просмотра в тихий зимний вечер: шансы того, что он понравится и тронет до глубины души, примерно равны вероятности разочарования после завышенных ожиданий. Шероховатости есть, сюжет может справедливо показаться затянутым, но радует масштаб съемок — оператор Грег Фрэйзер в числе номинантов — и история как таковая. Все максимально приближено к реконструкции реальных событий: маленький Сару действительно, заснув в поезде, проснулся уже за много километров от дома, а будучи взрослым юношей, на самом деле искал индийский адрес через соцсети и Google Earth. Вся эта эпопея доказывает: чудеса случаются, но иногда им нужно немного помочь.

Лунный свет

«Лунный свет» — нашумевшая драма Барри Дженкинса, получившая «Золотой глобус», и один из фаворитов букмекеров среди претендентов на «Оскар». Это история о взрослении и становлении афроамериканца, который постепенно осознает и принимает свою гомосексуальность. Разумеется, дискриминация по признаку сексуальной ориентации в свете последних событий в США становится острее, но это еще не все. Здесь же поднимается масса других социальных проблем: бедность, наркоторговля, наркозависимость, унижения в школе. Создается впечатление, что целью было уместить в одну картину как можно больше болезненных вопросов, чтобы какой-то из них задел зрителя за живое уж наверняка.

Для светлых парней быть женоподобным - более допустимая обществом черта, чем для темных

Темнокожий мальчик понимает, что не такой, как все, встречает наставника, который заменяет ему отца, старается с достоинством пережить насмешки и драки с одноклассниками. Дальше начинается неоднозначная любовная линия. Концовка расставляет возникающие по ходу сюжета вопросы на места, но и правдоподобной развязкой событий это не назовешь. На условной 40-й минуте фильма настойчиво может начать казаться, что зрителю всеми способами пытаются навязать срочное сострадание главному герою. Да, поднятые проблемы действительно важны, но перенасыщение делает свое дело. В мозгу срабатывает сверхчувствительный датчик и пульсирует красным: «Недопустимый прием: манипуляция через давление на жалость».

Копнув чуть глубже, можно найти вызывающий уважение нюанс. Из-за него можно на многое закрыть глаза. Все дело в том, что картина наполовину автобиографическая. Сценарист Тарелл МакКрейни написал пьесу с аналогичным сюжетом еще в 2003 году, но на сцене она поставлена не была. В руки Дженкинса попала только в 2010-м: после правок тот решил заняться экранизацией. По словам МакКрейни в интервью для Vurtue, целью было показать, через что проходят такие, как он. Влияет даже цвет кожи: для светлых парней быть женоподобным — более допустимая обществом черта, чем для темных. Тарелл не раскрывает всех карт, но признается, что сюжет частично основан на реальных событиях. Особенно в части взросления главного героя — самого автора. Его мать в реальной жизни тоже страдала от наркотической зависимости, в школе над ним издевались, и принять себя было очень сложно. Линия матери, кстати, выстроена очень грамотно: в ней сомневаться не приходится, а блестящая игра Наоми Харрис может принести ей «Оскар».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тэги:

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: