Спецпроєкти

Разобраться за 5 минут: как меняется наиболее традиционная кинопремия “Оскар”


На прошлой неделе Академия кинематографических искусств и наук огласила новый список тех, кто уже в следующем году присоединится к определению номинантов и победителей одной из самых престижных кинопремий мира. Среди них была и украинский режиссер Кира Муратова. Редакция bit.ua решила разобраться, как за последние 2 года изменился «Оскар» и что сейчас происходит в самой академии.

Организация, которая занимается отбором номинантов и определением победителей популярной кинопремии, появилась еще в 1927 году. Тогда членами Академии кинематографических искусств и наук были около 300 человек, сейчас в ее рядах более 7 тыс. представителей киноиндустрии, а место главы с 2013 года занимает Шерил Бун Айзекс – первая в ее истории афроамериканка-президент. За время своей деятельности академию неоднократно обвиняли в коррупции и критиковали за излишнюю консервативность, не всегда беспристрастный выбор победителей, да и вообще за состав тех, кто определяет главные кинодостижения года.

#OscarsSoWhite

В январе 2015-го журналистка из Нью-Йорка Эйприл Рейн смотрела оглашение номинатов на “Оскар”. Ее удивило, что в их числе напрочь отсутствуют представители этнических меньшинств, а в главных номинациях – исключительно белые актеры. Своими мыслями по этому поводу девушка поделилась в Twitter под хештегом #OscarsSoWhite, и он сразу же привлек внимание.

Когда история повторилась и на следующий год, в поддержку разнообразия на “Оскаре” выступили Дэвид Ойелоуо, Люпита Нионго, Джордж Клуни, Риз Уизерспун, Ава Дюверней, Спайк Ли, Майкл Мур, Уилл Смит и его жена Джада Пинкетт-Смит.

В этом году часть актеров, которые в 2016-м бойкотировали церемонию, отметили этническое разнообразие среди номинантов. В то же время актриса Виола Дэвис во время одной из пресс-конференций сказала, что говорить о прогрессе в решении этого вопроса пока рано. “Один год количество афроамериканских фильмов может зашкаливать, а на следующий их может вообще не быть. И это упущение”, – прокомментировала она.

Еще одна актриса, Октавия Спенсер, отметила, что это история не только о противостоянии темнокожих и белых актеров.

Есть еще латиноамериканцы, азиаты и другие группы, которые также должны быть в большей мере представлены на одной из самых важных кинопремий мира.

Эту идею поддержала глава Ассоциации афроамериканских кинокритиков Джилл Робертсон. Кроме того, речь идет и о представлении в кино ЛГБТ-сообщества. И тут стоит помнить, что победитель этого года “Лунный свет” не только об афроамериканцах, но и о гомосексуальности. Кстати, картина получила 8 номинаций, как и в 2009-м байопик Гаса Ван Сента о жизни политика и борца за права геев Харви Милка.

Рекордный год

2017-й стал важным и в некотором смысле переломным годом для одной из самых закостенелых премий мира. В этом году впервые в истории “Оскара” во всех актерских номинациях представлены темнокожие актеры. Кроме того, в категории “Лучший фильм” из 9 номинантов было 3 картины об афроамериканцах с участием преимущественно темнокожих актеров – “Скрытые фигуры”, “Ограды” и “Лунный свет”, а также одна – об индийском мальчике. 

C 1929 года было всего 4 темнокожих режиссера-номинанта - Джон Синглтон, Ли Дэниелс, Стив Маккуин и Барри Дженкинс. Правда, заполучить награду никому из них так и не удалось.

Еще один важный момент – американка Виола Дэвис получила третью номинацию за лучшую женскую роль второго плана и стала первой темнокожей актрисой в истории, которая 3 раза номинировалась на “Оскар”. До этого лидером была Вупи Голдберг – у нее было 2 номинации (в 1986-м и 1991-м). Дев Патель также стал первым актером индийского происхождения, получившим номинацию на “Оскар” за последние 13 лет. Более того, впервые за историю церемонии киноакадемики номинировали женщину в категории “Лучший монтаж” – Джой Макмиллон за работу в “Лунном свете”.

В этом году за актерскую игру номинацию получили Эмма Стоун, Рут Нега, Николь Кидман, Наоми Харрис, Октавиа Спенсер. Однако есть и повод задуматься – уже 7 лет подряд лучшим режиссером становится мужчина. Последний раз статуэтку, как и номинацию, женщина-режиссер получала в 2010-м – Кэтрин Бигелоу за фильм “Повелитель бури”.

Работа над ошибками

После двухлетнего бойкота премии темнокожими актерами и очередного потока критики в сторону академии в ноябре 2015-го Бун Айзекс объявила о старте программы A2020, которая призвана изменить организацию до 2020 года и добавить разнообразия. Киноакадемики должны быть разного возраста, пола, расы, национальности, а также иметь разные точки зрения.

“Академия станет автором изменений, а не будет ждать, пока подтянется индустрия. Новые правила управления и голосования будут иметь немедленный эффект и помогут изменить принцип членства”, – отметила она.

С 2016-го каждый новый член академии получает право голоса на ближайшие 10 лет. В дальнейшем продлить его можно, только если за прошедшее десятилетие человек активно занимался кино. Пожизненное право голоса можно получить только после 3 таких сроков или же после номинации или победы на премии. Эти правила также применяют и к действующим членам организации.

Еще одна цель программы удвоить в составе академии количество женщин и людей с другим цветом кожи.

 В 2016-м ряды академии пополнили 683 новых члена: из них 46% были женщинами и 41% – людьми с другим цветом кожи. В этом году определять судьбу премии пригласили 774 человека из 57 стран. 39% из них женщины, а представителей с другим цветом кожи 30%.

Несмотря на разницу в процентах, реальное количество женщин и в первый, и во второй год было почти одинаковым – около 300. Среди них, например, Кира Муратова, Паула ван дер Уст, Сюзанна Уайт, Кейт Шортленд, Нана Джорджадзе, Аида Бегич. В киноакадемии отмечают, что всего за 2 года количество женщин в ее составе увеличилось на 3% и теперь составляет 28%, а людей с другим цветом кожи – с 8% до 13%. 

При этом после анализа 1000 наиболее кассовых фильмов 2007-2016 годов выяснилось, что лишь 4% их режиссеров были женщинами, 5% (57 человек) - афроамериканцами и 3% (34 человека) - азиатами или американцами азиатского происхождения.

Изменения также произошли и в Совете управления академии. Всего в его состав входит 51 человек, они представляют разные направления. Теперь за актерское направление отвечать будет Вупи Голдберг – и там она единственная афроамериканка. В режиссерском направлении, где до этого были одни мужчины, свое место займет Кимберли Пирс – режиссер фильма “Парни не плачут” и открытая лесбиянка. Среди других членов совета – оператор Мэнди Уолкер, художник-постановщик и афроамериканец Винн Томас и специалист по звуку Тери Дорман.

Минута славы

Еще одно изменение связано непосредственно с церемонией и компанией PwC – многолетним партнером кинопремии, который занимается подсчетом голосов и подготовкой конвертов с именами победителей. В этом году последние 10 минут трансляции запомнились инцидентом с объявлением лучшего фильма, причем предыдущие несколько часов премии, которая была одной из самых длинных за всю историю, сразу же стерлись из памяти очевидцев происходящего. 

Впервые в истории актер Уоррен Битти получил неправильный конверт и сначала объявил победителем “Ла-Ла Ленд”, хотя статуэтку должен был получить “Лунный свет”. По правилам представители PwC должны держать имена победителей в тайне, однако Брайан Каллинен еще за несколько минут до выхода на сцену разместил фото Эммы Стоун в своем Twitter.

Однако в академии все же приняли решение не прерывать более чем 80-летнее сотрудничество с компанией, и все ограничилось лишь увольнением провинившихся и извинениями со стороны организаторов премии. Единственное нововведение – представителям PwC, которые будут работать с премией, запретят пользоваться телефонами и другими гаджетами непосредственно перед церемонией.

Что дальше

Пока что рано говорить о том, повлияют ли все предпринятые шаги  на отбор фильмов в академии. Ведь есть и другие факторы, имеющие значение для принятия решения, например, активное продвижение фильмов со стороны студий. К тому же спрогнозировать результаты ежегодного голосования достаточно непросто. Потому более избирательная раздача права голоса вовсе не означает, что премия сразу же станет более разнообразной. По словам Бун Айзекс, голосование – личное дело каждого члена академии, потому она на него повлиять не может. Но по крайней мере в этом году премия прошла не под хештегом #OscarsSoWhite.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram