Спецпроєкти

Битва титанов: самые громкие рэп-разборки в истории


Сражение Oxxxymiron и Гнойного войдет в историю как самый обсуждаемый рэп-баттл 2017 года. Даже далекие от баттловой культуры люди открыли для себя мир колких рифм и панчей и принялись делиться впечатлением от увиденного. В качестве ликбеза вспоминаем пять самых знаменитых рэперских разборок, которые напрямую изменили историю, современную культуру и жизни многих людей.

Тупак Шакур vs. Notorious B.I.G.

Кто придумал хип-хоп? Где он в действительности родился? Кому по праву принадлежит трон родоначальника? Кто круче всех? Основополагающими причинами для возникновения самого громкого рэп-конфликта в истории были именно эти вопросы, затронувшие ума и сердца многих других рэперов еще до появления Тупака и Бигги. Колыбельной хип-хопа часто называют те странные нью-йоркские 70-ые, когда в разных районах города придумали всю современную музыкальную культуру – от панка и диско до хип-хопа. Но в 80-ых чаша весов внимания публики оказывается на стороне калифорнийского стиля ( те же Ice Cube и N.W.A. , о которых речь пойдет ниже). Одним словом, между Восточным и Западным побережьями завязывается длительное состязание, которое в 90-ых перерастет в главную ссору в истории хип-хопа с трагическими последствиями.

Если следовать основательно беллетризированной уличными мифами и песнями участников этого бифа истории, Тупак Шакур завязался роман с женой Notorious B.I.G., певицей Фэйт Эванс, о чем он тут же растрезвонил на весь свет, не забыв при этом публично посмеяться над толстым рогоносцем. Бигги не смог смолчать, и некоторое время соперники обменивались оскорблениями в прессе и собственных сочинениях (причем дошло до того, что Notorious B.I.G., с беременной женой на руках, сомневался в собственном отцовстве в своих песнях). 6 сентября 1996 года Тупак, возвращавшийся с боксерского матча Майка Тайсона в компании рэпера и продюсера Сьюджа Найта, был застрелен неизвестными киллерами. Через полтора года почти в точно такой же ситуации простился с жизнью Notorious B.I.G. Официально убийцы обоих рэперов так и не были названы, но ситуация породила благодатную почву для всевозможных спекуляций, документальных фильмов и книг.

Nas vs. Jay-Z

После смерти Notorious B.I.G. в 1997-м году трон лучшего рэпера Нью-Йорка оказался пустующим. В то время достойных претендентов на это место было всего два: Jay-Z и Nas. По всем параметрам королем нью-йоркского хип-хопа должен был стать Jay-Z: у него были связи с Notorious B.I.G. (они записали совместный трек для дебютного альбома Джея), моментальный коммерческий успех его пластинок («Vol 2…Hard Knock Life» только в США было продано 5,7 миллионов копий). Nas во время мультиплатинового триумфа Jay-Z справлялся с ворохом личных проблем, а его пластинки стабильно теряли в качестве. Холодная война перешла в открытое противостояние в 2000-2001-ых годах, когда Джей решил окончательно добить противника и выпустил «Takeover», открытый дисс (наезд) на Nas и его единомышленника Prodigy из Mobb Deep, в котором он, ко всему прочему, сэмплирует The Doors и Дэвида Боуи.

«Takeover» был создан для того, чтобы уничтожить те остатки духа, которые остались у Nas. И это бы наверняка сработало на каком-нибудь другом рэпере: панч был слишком сильным. Но оппонент Jay-Z совершает перегруппировку, собирается с силами и совершает контратаку в виде трека «Ether», который выходит на альбоме Stillmatic, сильнейшей пластинке Nas за всю историю, заставившей общественность говорить о камбэке рэпера. Вражда тянется несколько лет, чтобы окончиться мощнейшей ничьей: в 2005-м году Jay-Z во время своего концерта I Declare War вытягивает Наса на сцену, и они зачитывают вместе. Это одна из величайших рэп-битв в истории еще и потому, что обоим противникам хватило духу прекратить вражду до того момента, пока не пролилась настоящая кровь. Закопать топор войны, признав, что это всего лишь рэп-игра, знаменитая Rap Game, в которой своих коллег по цеху нужно побеждать словом. Хотя в рэперской среде до сих пор бытует мнение, что чисто на музыкальном уровне победил Nas, но это всего лишь теория.

Ice Cube vs. N.W.A.

История первопричин этого бифа стара как мир, ее даже при желании не рассказать какими-то новыми и красивыми словами. Ice Cube, кто не знает, был участником легендарной группы Niggas With Attitude (N.W.A.), группы, оказавшей колоссальное влияние на хип-хоп культуру. Агрессивная подача, ненависть к властям и органам правопорядка, культовые тексты, въевшиеся в сознание десятков тысяч людей – во многом фирменный почерк N.W.A. был сформирован именно Ice Cube, который в какой-то момент банально почувствовал, что ему отстегивают какую-то несправедливую сумму денег за его вклад. В 1989-м году он покинул коллектив, но бывшие соратники основательно прошлись по нему в EP 100 Miles & Runnin’ (1990) и на альбоме Niggaz4Life (1991), конкретно говоря, в красноречивых песнях «Real Niggaz» и «Message to B.A.». Кьюб не стал такого терпеть и выпустил знаменитый диссовый трек «No Vaseline», в котором одним махом убрал своих многочисленных соперников. Особенно он прошелся по Eazy-E и менеджеру N.W.A. Джерри Хеллеру, которого именовал не иначе как «еврей» и предлагал остальным участникам его прикончить. Талантливая игра слов, слив грязного белья и праведный гнев сделали «No Vaseline» хрестоматийнейшим произведением в истории баттл-рэпа.

Snoop Dogg vs. фанат

У Снупа всегда были проблемы с правосудием: наркотики, трения с полицией, незарегистрированное оружие. Но до откровенной уголовщины никогда не доходило, несмотря на его развязный образ. Зато отличился его телохранитель, МакКинли Ли. В 1993 году Ли пристрелил некоего Филиппа Вольдемариана, подъехавшего слишком близко к машине, которой управлял Снуп. Позже МакКинли и рэпер в два голоса утверждали, что покойный всяческий докучал Снупу своими фанатскими преследованиями. Это ситуация впоследствии легла в основу песни Murder was the Case, которую СНУП цинично выпустил отдельным синглом.

Эминем vs. весь мир

Самый замечательный на свете рэпер чуть что – выхватывал пистолет, пытаясь доказать всю серьезность намерений. В феврале 2000 года он угрожал пистолетом бармену Джону Гуэрре, имевшему неосторожность поцеловать бывшею жену ЭМА (подробней об этой ситуации можно узнать в интерлюдии The Kiss с альбома The Eminem Show. А в июне того же года ЭМ получил год условно и направление на три недели общественных работ за размахивание пистолетом перед пистолетом перед носом менеджера страшно нелюбимой им группой Insane Clown Posse. Но мощнее всего в начале карьеры рэперы прогремел его конфликт с Рэймондом Скоттом по кличке Бензино, издателем журнала The Source, считавшегося «Библией хип-хопа». Именно The Source в 1998-м году дал Эминему путевку в жизнь, поместив заметку о нем в свою легендарную рубрику для перспективных новичков Unsigned Hype, за которой в тот момент следило все рэп-сообщество. Но позже, когда Эминем стал подписантом мейджор-лейбла и выпустил не один успешный альбом, тон журнала по отношению к артисту стал заметно прохладнее. Когда дошло до откровенных издевательств, Эм не стал молчать, а воспользовался своим главным оружием – словом. После треков Nail in the Coffin и The Sauce – и прогрессировавшего бифа между журналом и рэпером – The Source принялся терять аудиторию читателей и рекламодателей в том числе.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram