Спецпроєкти
«Я бы и за разработку
унитаза
взялся»
— основатель агентства
WE BAD Максим Павлюк
Мне навстречу идет парень, похожий на Томми Кэша. На нем шорты, тенниска с логотипом супермаркета Lidl и потертые «вэнсы», на плече – потрепанная сумка, как у почтальона. «Я похож на курьера?», – спрашивает он меня.

Это Максим Павлюк, который три года назад вместе с подругой Лерой Схемкой затеял креативное агентство WE BAD. С 2014 года ребята наработали солидное портфолио: оформили несколько книг издательства «Основы», сделали заставку для новой передачи НАХІБА на телеканала «UA: Перший», разрисовали офисы «Ощадбанка», школы Projector, технологического пространства «Майстерня 21» на Крещатике и нескольких кафе в Киеве. «Говорящий динозавр» на Саксаганского и рисунки в «Сільпо» на площади Победы вместе с большим красочным муралом снаружи – тоже, кстати, их рук дело.

Мы встретились с Максимом, чтобы узнать, откуда у WE BAD берутся такие сумасшедшие идеи и почему то, чем они занимаются, не помещается в рамки дизайна или иллюстрации.
О себе
Я занимаюсь придумыванием образов. Режиссеры выражаются с помощью фильмов, музыканты – через песни, а я – с помощью картинок.

Я из Черкасс. Свой сознательный путь в дизайне начал в 14 лет. Первым моим челленджем было поступить в художественную школу и попасть к хорошему учителю с нестандартным мышлением. Знакомые рассказывали мне, что есть одна странная преподавательница, которая пьет пиво на занятиях. К ней в группу я и попал. Ей было лет 60, она окончила львовскую художественную академию, делала домашнее вино и была очень продвинутой. У нас на уроках всегда звучала классическая музыка, а в группа состояла из людей от 5 до 30 лет.

Сначала я хотел был художником, но в универ поступил на дизайн, потому что в Черкассах ничего более подходящего не было. Но я не жалею – там мне тоже попалось много хороших наставников.

Во мне всегда был дух бунтарства и любовь к риску. Я прогуливал занятия и, чтобы подделать документы, рисовал печати от руки, а в университете сам себе ставил оценки. Всегда прокатывало.
Потом я поступил в киевский Институт имени Бойчука, но не окончил его, потому что мы уже начали плотно работать с Лерой, и я понял, что в универе ничему полезному не научат.
О проектах и работе в дуэте
Первым проектом, который можно считать рождением WE BAD, было оформление центрального офиса «Ощадбанка». Потом нас пригласило издательство «Основы», с которым Лера уже работала раньше (делала коллажи для нового издания «Кайдашевої сім'ї»), разрисовать и их офис. Мы подумали, что для молодого панкушного издательства надо сделать не одну картинку, а забить все стены не связанными напрямую с книжной тематикой рисунками, которые прямо будут давить на тебя.
Несмотря на то, что мы с Лерой всегда работаем вдвоем, у нас очень разный подход. Мама Леры точно знает, где рисовал я, а где она. Но мы всегда компонуем наши картинки, поэтому невооруженным глазом довольно сложно определить, кто это сделал.

Недавно нас снова позвали «Сільпо». Мы разработали для них значки, которые скоро будут носить сотрудники супермаркета. По этим значкам можно будет различать, кто разбирается в вине, а кто специализируется на выпечке, к примеру. Работать с такими большими компаниями интересно, но это всегда очень долгий и мучительный процесс.

Заработать на дизайне можно, но не очень много. Мне нравится работать в коммерции. Но если ты хочешь этим заниматься, делая при этом не то, что просит заказчик, а то, что хочешь сам, надо много потеть, отстаивая свою позицию. Тем более наш рынок пока не очень развит в этом плане.

В прошлом году мы участвовали в фестивале Brave Factory! – рисовали огромный мурал на одной из стен завода «Метробуд». Нам поставили задачу раскрыть идею «смелого» фестиваля, и мы предложили изображение с борющимися олимпийцами, на которых нас вдохновили советская и древнегреческая эстетика.
Организаторы долго не хотели утверждать наш рисунок, посчитав, что он пропагандирует гомосексуальность. Но все же мы свой проект отстояли и реализовали. Этот мурал стал первой работой WE BAD такого масштаба.
Еще один из последних проектов WE BAD – видеозаставка для новой передачи на «UA:Перший» «НАХІБА». Мы нарисовали и анимировали всех персонажей сами, а музыку специально для этого ролика написал Алексей Дьячков.
О самоидентификации и популярности
Так как мы немного рассказываем о себе в сети, нас воспринимают, как иллюстраторов. Люди видят какие-то картинки и не особо вникают, что за ними стоит. Но мы не иллюстраторы в стандартном понимании этого слова, потому что делаем что-то на пересечении разных видов дизайна и искусства.
Мне сложно определить одним-двумя словами то, чем занимается WE BAD. Да и не хотелось бы загонять нашу деятельность в какие-то рамки.
Вообще, мне все равно, в какой сфере придумывать. Я бы и за разработку унитаза взялся. Чем более атипичный проект, тем лучше.

Больше всего нам нравится браться за то, с чем мы не сталкивались раньше. Например, весной мы стали арт-директорами клипа группы «ВАЙС», в котором снимался Киевстонер. Нам дали 15-метровую фуру и поставили задачу сделать в ней пространство. Мы решили поделить фуру на три части – комнату студента, коридор и банкетный зал – и полностью оформили их интерьер.

Следующий клип будем снимать для Алексея Дьячкова вместе с Владом Фишезом, автором всех клипов «Грибов» и группы «Метель».

Я считаю, что свой бренд надо надевать на себя, подавать его как-то необычно. Мне кажется, WE BAD уже выработал свой стиль, потому что у нас есть определенный подход к работе с визуальным материалом.

Бомжи, высокое искусство, тюремная культура или детская книжка – в этом мире нет ничего, что не смогло бы заинтересовать меня. Вдохновение можно найти во всем.
Например, в видео для NAHIBA я перерисовал собаку Гитлера. Только никто об этом не знает.

А еще мне очень импонирует Тарас Шевченко – и как личность, и как писатель, и как герой. Невозможно его не уважать, хотя бы немного зная его биографию. Шевченко очень крутой чувак, но его образ, как и флаг Украины, который мне тоже очень нравится, неправильно преподносят.

О дизайне
«по-украински»
Наша страна – это большой пират. У нас не стыдно что-то своровать и глазом не моргнуть. Как по мне, не стоит все бездумно копировать с Запада. Надо проанализировать их опыт, взять какие-то отдельные штуки, которые нам подходят, и внедрить их в наш контекст.
Я нормально отношусь к муралам в Киеве. Мне нравится девочка в вышиванке на Дружбы Народов. Но, с другой стороны, хватает и безвкусицы, на которой построена наша визуальная культура. Посмотреть хотя бы на этот магазин (мы сидим напротив сервиса обслуживания техники Apple. – Авт.). Вот сколько они влепили значков «Эппла»? Вывеска стремная, провода выведены наружу, постеры размещены несимметрично. А качество изображений – будто нарисовали в пеинте и растянули на пластике. На подобных деталях и строится наша визуальная культура – этого у нас не отнять. Но вряд ли так будет продолжаться всегда. Все ведь движется, меняется.
Нам бы хотелось работать в разных точках мира, перенимать опыт разных стран и обязательно вносить в каждое место что-то свое. Хочется работать с заграничными брендами. Но от Украины мы никогда не откажемся и, возможно, даже сделаем здесь свою революцию.
Автор: Ольга Артеменко