Cпецпроекты
Я вырос на Виноградаре, и для меня было открытием, что люди могут общаться о творчестве без мата
Cepasa о новом альбоме, электронной сцене и крутых поворотах жизненного пути
Cepasa – сольный проект известного украинского электронного музыканта Павла Ленченко. Павел недавно презентовал свой четвертый релиз «Dark Beauty». Мы встретились с артистом и поговорили о Казантипе, новом альбоме и качестве электронной музыки
Чему хорошему тебя научили Tomato Jaws?
Это был целый кусок жизни длиною в 10 лет. Мы были первопроходцами, занимаясь у нас в стране электронной музыкой. Сейчас я понимаю, что это был один из важных этапов формирования меня, как профессионального музыканта. Ведь начинал писать электронную музыку я еще в школе.
Почему еще в школе решил заняться такой музыкой? И как вы тогда работали, это же сейчас можно скачать любой сэмпл, а как было тогда?

У нас тоже были сэмплы, на них только и делалось все. Я начал писать музыку в Acid Pro 2, в котором не было возможности использовать инструменты. Это удобный и быстрый конструктор, где все можно создавать из сэмплов. Там можно было записать через микрофон голос, либо другие инструменты, но в основном программа предназначалась для сэмплирования. Музыку начал писать благодаря влиянию старшего брата, который уже учился в КНУБА на архитектурном факультете. Он очень много приносил разной интересной музыки, в основном релизы лейбла Ninja Tune и других знаковых артистов типа Portishead, Massive Attack, Boards of Canada и т.д. Мне стало очень интересно, как они делают такую музыку. Ребята в то время пробовали писать в «Эджее» (Hip-Hop Ejay. – Ред.) - но это сложно назвать творчеством. Уже тогда я четко понимал разницу между готовыми композициями, разбитыми на дорожки, и сэмплированием коротких отрывков и уже складывания песни из них. Получалась совершенно ни на что не похожая музыка. Этим же путем писали музыку Coldcut. Позже вышел альбом Akufen - My Way, который на меня сильно повлиял, в нем использовалось около 2000 отрывков из разных радиопередач.
Чего не хватает украинской электронной сцене?
Большего количества артистов, которые в этом жанре могут создавать музыку и формировать эту же сцену. Артистов, которые могут это делать профессионально, посвящать этому всю свою жизнь, все свободное время. У многих есть другая работа, и понемногу они пишут музыку. Я бы так не смог, мне нужно тратить на это все свое время.
Я говорю и о мероприятиях, и о выступлениях и о выпуске музыки с ее продвижением. У нас нет мощного лейбла, который выпускал бы электронную музыку и при этом его артисты были бы коммерчески успешны. Мне кажется, чтобы все наладилось, должны сложиться много факторов.
Расскажи о местах, которые мы сегодня посещаем.
«Малая опера» – это место, где впервые в Киеве я познакомился с тенденцией и культурным явлением, когда вечеринки проводят в необычных местах, не предназначенных для этого. Когда в 2014 году в этом здании, которому 100 лет, провели первую вечеринку, мне повезло быть приглашенным гостем на ней. Учитывая то, что мы делали достаточно новую для Украины музыку, делать нестандартно мне очень нравилось. Именно в «Малой опере» провели знаковые для Cepasa вечеринки. Это было первое большое выступление вместе с хедлайнером Telepopmusik, там же прошло несколько новогодних вечеринок. Они всегда запоминались особенной атмосферой.
Архитектурный факультет – очень важное место. У меня папа историк архитектуры и ученый. Я хотел тоже поступить на архитектурный, как было принято у меня в семье, мне и самому это нравилось. Я провел 2 года на подготовительных курсах, чтобы туда поступить. К учебе в школе добавились ежедневные занятия на курсах, и репетиторы по выходным.
В итоге я не добрал на вступительном буквально 3 балла на бюджет. А на контрактное обучение денег не было.

Но я подавал документы еще на программирование в КПИ, куда и поступил. Программистом я не планировал работать, тем более на первом курсе я начал гастролировать, потом выступлений становилось только больше.
Я появлялся в университете только на обязательные предметы, которые было нереально пропустить. У меня была репутация жесткого прогульщика, но мне удавалось найти контакт с преподавателями.

Хотя они страшно не любили, когда я говорил, что у меня музыка - какую-то симпатию у них вызывал. Все предметы приходилось все равно выучить, но мне ставили тройки из-за сроков.
Библиотека КПИ – тоже очень атмосферное место, очень мне нравится. Это касается и архитектуры, и интерьера помещения, и ее значения. У нас дома всегда было все завалено книгами, архивами, картами и т.д. Также моя крестная работала директором библиотеки при институте в Нежине, меня туда часто отправляли на каникулы. Я все время проводил с ней в библиотеке, она на меня повлияла. Ведь такого спокойствия и умиротворенности я в других местах не ощущал.
Поступив в КПИ, я мечтал вернуться на архитектуру. Поэтому находил для себя места более творческие, где можно было изучать интересные мне вещи. Я не терял надежду все таки поступить туда. На первом курсе я пробовал совмещать рисование, композицию, черчение с музыкой, программированием и многими неинтересными для меня предметами.
А если бы тогда добрал те 3 балла и поступил на архитектурный, ты бы его так не прогуливал?

Нет, не прогуливал бы, мне это было бы интересно. Возможно, если бы я поступил туда, то с музыкой так хорошо бы не сложилось. Ведь архитектура мне очень нравилась.
За 18 лет, которые ты занимаешься музыкой, можешь выделить какое-то золотое время, ренессанс электронной музыки?
Было время по внутренним ощущениям классное, когда мы находили музыку на дисках. Это первые университетские годы. Когда ты находишь классную музыку, просто отслушивая абсолютно незнакомые диски, но ты находишь классный трек, а потом месяц можешь слушать один и тот же диск. Тогда же появилась возможность подключиться к сетке КПИ, где лежало очень много музыки, которую уже сграбили с дисков. Там я впервые скачал весь каталог Good Looking Records, который слушал до этого лишь отрывками. Мне понравилась возможность послушать все от начала до конца.

Сейчас качество хорошей музыки сильно повысилось. Возможность добиваться лучшего качества у обычного пользователя возросла в десятки раз. Но в связи с этим много действительно хорошей музыки теряется среди достаточно среднего материала, которым все завалено.
Сейчас ты много музыки слушаешь? Как ее отбираешь?
Я подписан на «Эппл Мьюзик» и слушаю стримы. Могу себе скачать то, что мне очень понравилось, в формате wav. У меня две студии, одна из которых дома. Я там тоже слушаю музыку на профессиональных мониторах. Смысл слушать музыку в плохом качестве, если можно это делать в хорошем? Ты получаешь эмоции и удовольствие от прослушивания. А в электронной музыке это суперважно, над этим люди и работают.
После экзаменов ты не возвращался в архитектурный?
Я общался с теми людьми, с которыми ходил на курсы. Даже посещал некоторые пары. Мне с ними было понятней и проще находить общий язык. Для меня как для парня, который вырос на Виноградаре – в то время очень жестком районе в плане отношений между людьми, было открытием, что люди могут общаться о творчестве и подобных вещах без мата. Это оказалось довольно интересным, я открыл для себя новый мир.
Как ты относишься к фестивальным лайвам?
Мне нравятся лайвы, нравится готовиться к лайвам. После того, как мы построили студию, у меня появилась возможность до мелочей проработать все детали нашего лайва – как звучит гитара, как звучит синтезатор, вокал. Настройки для каждого трека запоминаются, и это упрощает работу, делая качественный звук практически в любых условиях. Мне не всегда удобно выступать в большом лайн-апе, когда меняются группы, тратишь время на переподключение. Но это всегда экспириенс и драйв в связи с непредвиденными обстоятельствами на живых выступлениях.

Гораздо спокойней выступать, когда проводишь саундчек непосредственно перед самим выступлением. Ну и по лайву мы свели к минимуму присутствие местных звукорежиссеров, которые из-за человеческого фактора могут забыть о каких-то вещах.
Мне нравится исполнять электронную музыку вживую, придумываются партии, которые можно воплощать в других, новых треках. Во все это вдыхается жизнь, треки звучат по-новому, и нам самим от этого нескучно. Представляю работу групп, которые идеально отточили одну песню и играют ее одинаково – со временем это становится скучно.
Какое место в твоей жизни занимал Казантип?
Очень серьезное. Во-первых, потому что само событие «поехать на Казантип», за тысячу километров от Киева, для многих казалось чем-то прикольным и нереальным. А мы в первый год моей поездки уже там выступали – я сразу во всю эту кашу ворвался. В общей сложности я был там, кажется, 5 сезонов. И один раз мы даже туда вернулись – отыграли там лайв, вернулись в Киев, но здесь было так грустно по сравнению с тем местом, что мы поехали обратно и пробыли на Казантипе еще неделю, до конца фестиваля.

На Казантипе всегда удавалось познакомиться с настолько необычными людьми, что и до сих пор они на меня влияют, такие знакомства накладывают отпечатки. Некоторые добирались туда по несколько дней на поездах.
Тут важен дух свободы, который объединяет людей из разных – маленьких и больших – городов. Прикольно, что мы можем не видеться достаточно долго, а потом через год встречаемся на Казантипе, и все эти чувства возвращаются.
За 18 лет в музыке никогда не было чувства, что ты устал? Не было мыслей взять паузу или отойти от дел?

Мне удается каким-то способом и перевоплощаться, и самим собой оставаться. Для того чтобы не было скучно, мне нужно записать новый классный альбом. Когда этого альбома нет, то перед записью очередного релиза мне становится скучно. Потому что мне нужно некоторое время прожить, получить жизненный опыт, который не всегда связан с музыкой. Поэтому мне необходимо некоторое время, чтобы набраться вдохновения и приступить к новому альбому. Но часто период между альбомами может быть перепутан с тем, что я устал от всего. Я это так не воспринимаю, для меня это сигнал, что нужно набраться жизненного опыта, посмотреть на жизнь с новых ракурсов, чтобы позже все воплотить в музыке.
Как ты отключаешься и отдыхаешь?
До определенного времени я регулярно играл в футбол. Такой активный спорт для меня являлся классной перезагрузкой. Вообще больше всего вдохновляют путешествия. Когда ездишь по миру, вся каша отходит на второй план, это помогает немного со стороны на себя посмотреть.
А сколько времени ты писал Dark Beauty?
Разница между альбомами составила 2,5 года. Где-то год я очень мало писал новой музыки в связи с тем, что открыл новую студию. Там я занимался налаживанием студийного процесса. Для меня писать музыку, не находясь при этом дома, всегда было не совсем удобно, мне нужно было привыкнуть к такому. Мне был неприятен момент, что, если приезжаешь в студию, ты как будто бы обязан записать какую-то мелодию или какой-то кусок песни доделать. Вот с коммерческими заказами это более очевидный процесс. А когда работаешь для себя – я не могу заставить себя, у меня написание музыки всегда естественно происходит.
Поэтому мне надо было этот процесс наладить так, чтобы мне было комфортно и настроение не пропадало, и технически было все отлично. Сначала я думал: дело в том, что студия не совсем мое. А потом я рискнул и начал строить вторую студию дома. Это может показаться неоправданно и дорого, но я сначала тоже думал, что могу дома написать трек на лэптопе. Это оказалось совсем не вариантом. И только после такого, как я и дома сделал такую же студию, с такой же клавиатурой, с такой же мышкой, с такой же системой, наладил синхронизацию между двумя компьютерами, соответственно, между всеми проектами – вот тогда получилось добиться действительно рабочего процесса. Когда треки пишутся с удовольствием, между домом и студией слушаешь трек в машине, оцениваешь, что получилось, доволен результатом.
О чем этот альбом?
Он об уединении с собой и окружающей тишиной. Еще он о состоянии человека, который разобрался со своими тараканами и понял, что ему нужно делать глобально. Как ему решать свои проблемы и найти грань между ответственностью и свободой. У меня было такое состояние, и я его передал в музыке. Такой музыкой я попытался отобразить красоту внутреннего мира человека. Мы находимся в очень перенасыщенном информационном поле, которое нас отвлекает от того, что действительно важно. Музыка из нового альбома не подыгрывает этому процессу. Для меня - это саундтрек из жизни современного человека, который несмотря на привычные модели, найдет свой неповторимый жизненный путь. У меня с каждым альбомом связаны изменения в личной жизни и карьерном росте. Поэтому для меня каждый альбом важен.
У тебя уже 4 альбома, но клипов не так много. Почему?

В нашем музыкальном сегменте не распространена тенденция снимать много видео. К тому же я как человек, который много внимания уделяет вижуалу, считаю, что если артист снимает видео, то эта работа должна быть качественной и интересной. А просто клип как промоактивность для меня неинтересен.
Мне интересней делать клипы как творческие работы, где не будет реализовано «надо показать Пашу как артиста», а где будет цельная работа. В электронной музыке часто делаются абстрактные клипы, чтобы передать атмосферу недорогим способом. Но мне кажется это не нашим вариантом.
Какие клипы в твоей юности запали в душу и ты до сих пор помнишь о них?
Никакие. Все, что шло по телевизору, не нравилось. Разве что мне понравилось как Chemical Brothers делали «Hey boy, hey girl». Но это уже позже было.

Еще прикольный клип у Photek. Там джангл такой, а на видео бой самураев. Они дрались под эту музыку.
Мог бы назвать 5 лучших электронных музыкантов?
Если говорить о сольных, то, наверное, Photek, Bonobo, Nicolas Jaar, The Timewriter, Andy Stott.
Как тебе рейв-культура в Украине?

Мне нравится, что за эту культуру взялись ребята, которые воплощают ее очень правильно, в духе того, как это было сделано изначально в тех местах, где это зарождалось. По всем правилам, привнося что-то свое, но четко сохраняя нужную атмосферу, все лишнее отбрасывается.
Тебе пишут молодые музыканты, чтобы ты послушал их музыку, что-то посоветовал?
Многие пишут. Но те музыканты, которым действительно нужна подсказка, в основном сами и находят ответы на свои вопросы на каких-то мастер-классах в ютубе и т.д.
Надо сделать процесс максимально удобным и быстрым: музыку должно быть писать удобно. Если есть вещи, которые занимают много времени, значит, надо разобраться, как их оптимизировать, и работать над качеством.
Что тогда посоветуешь молодым музыкантам?
А были идеи поделиться своим опытом?
Вот после 30 появилась такая потребность.
Я сейчас думаю, как ее реализовать. Хотелось бы делиться опытом с теми, кому это действительно поможет, кому не хватает знаний, которые помогут сделать качественно. Там множество нюансов, ты можешь всю жизнь писать музыку, но не знать какую-то одну деталь. Узнаешь ее – и у тебя сразу меняется процесс кардинально, благодаря этому получается другой результат по уровню. А эти штуки никто просто так не расскажет.

Плюс нужно иметь и базовый опыт. С нуля научить человека писать музыку невозможно. Он должен прийти к какому-нибудь результату, который на 70% более-менее нормальный. А оставшиеся 30% можно вытянуть знаниями и опытом.

Также в планах открытие украинского лейбла, который будет в себя собирать украинских электронных музыкантов с интересным для меня творчеством.
Как будешь визуализировать презентацию Dark Beauty? Так же как это было с шоу White Noise?

Конечно. Сейчас у нас подготовка, но пока не расскажу, пусть будет сюрприз. Лучше один раз показать, чем объяснять, что это будет.
Как ты понимаешь, что трек получился и больше не надо ничего менять?
Это тот момент, когда меня уже ничего не раздражает. Я не оставляю трек в той версии, в которой я не могу его прослушать 100 раз. Это главный показатель. Мне нравится, что нашу музыку люди могут слушать на повторе. И я понимаю почему.
Бывают крутые треки, но их больше 4-5 раз слушать уже не интересно, потому что все понятно. Возможно, есть цепляющие моменты, которые открываются спустя 10 прослушиваний и становятся приторными. Я такие моменты убираю. В поп-музыке, может, наоборот эту фишку используют, чтобы это въелось в голову. Но это раздражает. Я такое убираю.
Когда ты просыпаешься с идеей, что делаешь с ней?
Партии, которые возможно записать голосом, я записываю на диктофон. Потом переслушиваю и решаю: это что-то нормальное или бред. Но было такое, что мне приснился трек, и он был настолько крутой! Я был в состоянии, когда утром еще толком не проснулся и что-то снится и хочешь специально доспать, чтобы этот сон продолжался. И мне так снился трек, я не хотел просыпаться, чтобы песня подольше снилась. Мне казалось, что я его уже написал и что это просто такой крутой трек. Но потом, как со всеми с нами происходит, я все забыл за 10 минут. Только взял диктофон напевать – ничего не помню. Фишки, которые снились, я еще использовал в других треках, а мелодию так и не вспомнил.
Соцсети Cepasa
Текст и верстка: Женя Руденко
Фото: Вадим Лазарук
Послушать Dark Beauty: Apple Music, Google Music, Deezer, Spotify

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: