Спецпроєкти
5 болезней современного дизайнера
СООСНОВАТЕЛЬ ДИЗАЙН-ЦЕНТРА APOLLO ОЛЕГ НОБР РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ОШИБКАХ ДИЗАЙНЕРОВ И СОВЕТУЕТ, КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ
У Леся Подервянского есть пьеса с названием, где все главные герои – «митці». Именно такими считают себя сегодня многие украинские дизайнеры. Это мешает им развиваться и следить за переменами в современном дизайне. А перемены эти быстры и драматичны. В профессии выживут только те, кто вовремя пройдёт «курс лечения». Но кроме того, что украинские дизайнеры часто сопоставляют себя с художниками, существует ещё несколько «болезней» и «фобий», которые им предстоит одолеть для личного профессионального роста.
БОЛЕЗНЬ № 1
Синдром дизайн-художника
Дизайнер – натура своеобразная и творческая. Таково восприятие дизайнера в постсоветском мире, ведь в своё время Союз вешал именно такие ярлыки на созидающих людей. На сегодняшний день часто бизнес воспринимает дизайн как некое художественное покрытие его серьёзных решений. Ему дают конкретное задание, а к процессу работы, за пределы этого задания, не пускают. Но на самом деле, дизайнер – не художник.
Даже визуальная составляющая дизайна – она не про искусство, она про психологию, физиологию и социологию. А в этих науках есть огромное количество законов и данных, которыми можно оперировать. К примеру, отношение к круглому объекту лучше, чем к объекту с острыми углами – человек инстинктивно воспринимает острое как опасность. В мире сегодня понятие «дизайн» – шире, он развивается по спирали вверх с каждым днём.

БОЛЕЗНЬ № 2.

Фобия
пользовательского тестирования

Художник имеет право остаться непонятым. Его задача – ставить вопросы. Задача дизайнера прямо противоположна – дать ответы. Модель дизайнерского решения нужно подвергать практической проверке. Соответствует ли представление дизайнера представлениям будущих пользователей? А вдруг они воспримут твою идею не так, как ты её задумал? Многие дизайнеры боятся, что таким образом они разделят авторство проекта с будущими пользователями. Но такой процесс разделения и есть правильный современный дизайн. И бояться не стоит.

БОЛЕЗНЬ № 3.
Синдром одной версии
Например, Volkswagen Golf, который на сегодняшний день является лидером автомобильных продаж в Европе, имеет 7 поколений. И у каждого на заводе было по несколько версий
Если художник сделал три мазка на холсте – он должен закончить эту картину. Его единственную версию. У современного дизайнера должны быть одновременно много версий решения проблем и задач. Они впоследствии тестируются, и определяется, какая из них лучше. Часто украинский дизайнер рассматривает одну версию решения проблем – одну концепцию, за рамки которой он не двигается. .
БОЛЕЗНЬ № 4.
Фобия работы с несколькими типами задач

В офисе крупной немецкой компании столы дизайнеров стоят под стенкой, а в центре находится стол, где каждую неделю складывают разные материалы для творчества. И каждый дизайнер должен создавать из этих материалов объекты – рисовать краской на доске, вырезать ножницами из бумаги.
Да, они диджитал-дизайнеры. Но они постоянно «прокачивают» свои навыки работы с материальными объектами, что позволяет лучше понимать цвет и форму, чувствовать текстуру. Если постоянно заниматься только одним типом задач, эти навыки теряются. Дизайнер будущего – мультидисциплинарный дизайнер. Он более универсальный.
БОЛЕЗНЬ № 5.
Синдром чрезмерной самовлюблённости


Одна из проблем украинского дизайнера – самовлюблённость. Часто встречаются дизайнеры, для которых имеет вес и значение только их идея, а всё остальное – не важно. При этом мы забываем, что ценность идеи стремится к нулю – и в дизайне, в бизнесе в целом. Ведь идея должна пройти проверку на жизнеспособность и на исполнение. А современный дизайнер – командный игрок. Причём ему придётся не только играть на поле дизайна, но взаимодействовать с другими подразделениями бизнеса.

«Болезни» можно одолеть
Для того, чтобы дизайн в нашей стране рос стремительнее, дизайнерам, в первую очередь, необходимо расширять рамки своих возможностей, не боясь прыгать выше головы:

- Необходимо мыслить шире, выходя за рамки искусства: изучать и анализировать работу бизнеса, его структуру, его составляющие, его методы работы. И это для того, чтобы в будущем иметь возможность дать наиболее чёткие и верные варианты решения проблем компании.

- Дизайнеру необходимо учиться разделять авторство проекта с будущими пользователями и не бояться этого. Страх быть непонятым мешает дизайнеру раскрыться. Стоит смело предлагать свои идеи и делиться личными представлениями о вариантах решения проблем.
- Современный дизайнер многогранен. Нужно охватывать все аспекты работы бизнеса и предлагать максимально много вариантов возможного решения проблем компании. И это необходимо практиковать чаще. При анализе предложенных разнообразных версий решения задач, разборе ошибок и их исправлении вытекает лучшее и наиболее оптимальное решение.

- Как уже выше отмечалось, дизайнеру необходимо быть смелее. Смелость дизайнера выражается также и в его способности брать на себя одновременно несколько задач. Причём эти задачи не должны быть однотипными, ограниченными рамками. Дизайнеру необходимо уметь решать сразу несколько типов задач и постоянно это практиковать, тем самым постепенно улучшая свои навыки.

- В любой компании работает несколько сотрудников – слаженная команда, в которой каждый выполняет свои функции. Задача дизайнера – «влиться» в эту команду и научиться взаимодействовать с каждым из них. Важно стать частью команды и учиться в ней работать – для достижения лучших результатов и профессионального роста самого дизайнера.