Истории победителей: Вася Лукьяненко, чемпион по BMX-фристайлу
Вася Лукьяненко – самый известный BMX-фристайлер, многократный победитель и призер соревнований в Украине и за границей. Вася – пионер BMX-движения в нашей стране: начал кататься на этом велике в Днепре, когда ролики с трюками BMX сложно было найти в интернете. Вася стал первым атлетом RedBull в Украине, выигрывал чемпионат на SNICKERS URБАNиЯ и сейчас занимается развитием экшен-спорта и BMX-движения в нашей стране, поддерживая молодых спортсменов и организовывая спортивные мероприятия.
Телеграм-канал Тани Гринёвой со всеми интервью по ссылке, подписывайтесь: https://t.me/greenlegs
Вася – новый герой серии историй #winners Тани Гриневой, для которой она выбирает людей-победителей в своей сфере деятельности. Садит их за руль Jaguar XF и напоминает о том, что весь 2019 год собирает ежемесячно по 333 333 грн (3 миллиона гривен до конца года) для лечения и поддержки онкобольных детей. Вы тоже можете покататься на этой машине-победителе, перечислив на благотворительную кампанию любую сумму от 3333 грн. Вот здесь (И просто так перечислить любую сумму туда же тоже можно!)
Для непосвященных: BMX – специальный более прочный велосипед для трюков с одной передачей, который выдерживает супернагрузки. Его придумали любители мотокросса для своих детей в 60-е годы, когда детских велосипедов еще не было. Сейчас BMX-фристайл и BMX-рейсинг – олимпийские виды спорта.
– Я всю жизнь занимался спортом – футбол, потом волейбол. На меня были возложены большие надежды. Когда я чем-то занят, то всегда очень страстно это делаю и погружаюсь, это дает результат. Кататься я начал в 2006 году. У моего друга были очень обеспеченные родители и первый в городе BMX (когда их еще не было в Украине). Я же с ним катался на горном китайском велосипеде (MTB): сначала пробовал прыгать со ступенек на обычном велике и развалил его, потом попробовал BMX, и у меня начало получаться намного лучше. После этого на день рождения мне привезли велик из Москвы.
Тот мой друг с BMX – сын непубличного олигарха из Днепра, владельца заводов. И когда мы с ним шли кататься, то за нами выезжал его огромный охранник на велике. Он также ездил за нами по Киеву, когда позже мы приезжали на соревнования.
Не было информации о BMX в интернете, не было соцсетей, YouTube был другим. Мы переносили информацию на дисках друг другу, нас тогда каталось человек 8 в городе, встречались под горисполкомом и скейтеры, и роллеры, там тренировались. Потом началась SNICKERS URБАNиЯ, и это сильно подогрело аудиторию. Они привозили профессиональных спортсменов и показывали крутой экстрим-спорт, который тогда был недоступным.
Сейчас каждый малой может в Instagram или YouTube посмотреть то, что ему интересно, десять лет назад все было иначе. Это была платформа для зарождения культур и обмена. Своим первым трюкам я учился очень долго… Но когда начал участвовать в соревнованиях, то прямо прорвало.
Для того чтобы стать чьим-то бренд-амбассадором, первое, что нужно делать, – не говорить об этом. Если ты будешь делать что-то очень круто, то к тебе придут и скажут: «Давай ты будешь делать это круто вместе с нами».
Я стал первым атлетом RedBull в Украине: сначала выиграл соревнования в Днепре, затем в Киеве, потом меня отправили в Чехию и предложили стать официальным атлетом RedBull.
Наш спорт экстремальный, поэтому очень важно чувствовать себя уверенно. А когда у тебя забита голова разными мыслями, то рискуешь травмироваться, в такие моменты лучше ехать домой.
Все серьезные травмы случаются, когда люди либо неуверенны, либо самоуверенны: не размялись, недостаточно тренировались. И я, и все знакомые ломают себе что-то и травмируются, когда они ментально в неподходящем состоянии. Нужно постараться полностью расслабиться и сконцентрироваться на катании.
Я всегда делаю только те трюки, в которых уверен. В детстве у меня было больше юношеского азарта и бесстрашия: сейчас я не лез бы на некоторые трюки из прошлого, как минимум потому что эти риски не оправданы в нашей стране.
В какой-то момент я сильно перегнал наш рынок, начал выступать в России, Европе. Но у нас риски таких проектов совершенно неоправданны, нет поддержки BMX-спорта ни со стороны государства, ни со стороны брендов.
Два года мы ждали, пока снимут с баланса эти тарелки – их должны были брать на распил. Потом это видео показывали в метро Барселоны, в аэропорту Стамбула, в Германии.
Еще мы снимали на «Запорожстали», на доме с волнами на Печерске, возле ЦИК.
Так как я родом из Днепра, промышленного города, где много заводов, мы с друзьями любили кататься в необычных местах. Так мы решили сделать видео с трюками на «Запорожстали». Мы сварили разнообразные фигуры, передвинули краном громадные катушки, собрали огромный спот. На съемках были строгие смены, так как это режимный объект и все это – рабочие локации, доменная печь…
В Европе и Штатах все иначе, там просто все катаются на улицах. Сейчас для нас тоже это привычно, никто пальцем не тыкает. А тогда пацики спрашивали: «Сколько стоит велик?» – и говорили: «Я бы лучше BMW себе купил», а бабушки просто смеялись.
У нас очень маленький рынок экстрим-спорта, а после кризиса стало еще грустнее, потому что вся продукция подорожала. Как можно думать о BMX, когда у людей зарплата – 6000 грн?! Компании не могут финансировать и поддерживать ивенты: пока нет ни одного бренда, который стабильно поддерживал бы экстрим-активности и экстрим-тусовку. Это большой перспективный рынок, большая прогрессивная аудитория, которую можно было бы развивать, но пока никто не способствует этому.
По всему миру скейтбордингом занимается около 25 миллионов человек, BMX – всего 8–10 миллионов. В Украине – тысяч пять, которые участвуют в активностях. И еще столько же пассивно катают по районам.
Я ездил за границу на разные экстрим-ивенты и старался повторять это здесь. Я привозил классных атлетов из других стран. Но так как нет больших ресурсов, это все выходит несистемно и эпизодично.
В России, к примеру, уже несколько лет работает государственная программа строительства и поддержки скейт-парков, и за это время их спортсмены вошли в топ-10 по миру. А начиная с Олимпиады в Токио, BMX-фристайл и скейтбординг войдут в олимпийские виды спорта.
У нас же в Украине нет ни одного BMX-парка, который был бы совместим с такими мероприятиями. И тренировочных парков тоже нет, все или бетонные, или деревянные. Правильный же – это когда прорезиненные фигуры и под ними слой поролона, тебе не больно падать. Таких центров множество в Америке.
В Одессе построен большой бетонный тренировочный скейт-парк, очень крутой для скейта. Мы с товарищами можем строить такие парки самостоятельно (не бетонные, мы можем деревянные построить). Но у нас не нашелся пока такой человек, который мог бы профинансировать строительство. Хороший парк можно построить за $100K, если есть площадка или помещение.
Я хорошо учился, но не уделял этому достаточно внимания из-за спорта, теперь жалею об этом. Меня сильно «включило» для учебы только на третьем курсе. Я учился в Днепре в Национальном горном университете. Сначала поступил на программирование (я не знал, чего я хочу), потом перешел на маркетинг, который окончил с красным дипломом. К тому времени я классно катался и ездил по разным соревнованиям и съемкам. Теперь я применяю знания в своей любимой области – в экстрим-спорте.
Я понял, как работает рынок, глядя на Европу. При всех своих умениях и начинаниях я понимал, что если рынок не располагает и он маленький, то, для того чтобы добиться одинаковых результатов, тебе нужно быть на две головы выше, чем американцы, чтобы тебя пригласили куда-то, но у нас нет ни клубов, ни сборных.
В Америке люди зарабатывают миллионы BMX-фрирайдингом, я же, будучи многократным победителем соревнований, за сезон могу выиграть три визы на Z-games. При этом я трачу свои деньги, время и силы для того, чтобы поехать на соревнования, и получаю за первое место визу :)
Теми ивентами, которые я сейчас делаю, и работой с брендами я пытаюсь развивать эту культуру в Украине. Я взял двух молодых спортсменов и занимаюсь их развитием. Вот недавно возил их в Хорватию на соревнования.
BMX-еры – это молодежь, подростки, которые в своем кругу общения более экстраординарны, чем обычные люди. У них есть своя субкультура, которая выражается в одежде, музыке, татуировках. Я говорю: «Они богаче культурно» о тех людях, которые занимаются чем-то страстно: спортом, учебой, творчеством. А есть обычные… Они хорошие, но они просто живут, им все и так ок.
Раньше мы получали просто удовольствие от катания, сейчас же все в первую очередь хотят быть картинкой, образом из «Инстаграма», который очень привлекателен: классные тусовки, путешествия, брендовые шмотки. Все началось с MTV, которое вырастило много поколений звезд в скейтбординге и BMX.
Для того чтобы стать чьим-то бренд-амбассадором, первое, что нужно делать, – не говорить об этом. Если ты будешь делать что-то очень круто, то к тебе придут и скажут: «Давай ты будешь делать это круто вместе с нами».
У меня бывали времена, когда мы могли один трюк снимать целый день – 200 раз один и тот же трюк. Обычный человек бы уже сдался: ну не получилось с первого раза, поехали дальше. Здесь же важны целеустремленность и бесстрашие. Любой спорт травмоопасен, а здесь особенно. Но BMX и скейт менее травмоопасные, чем сноубординг или вейкбординг, если смотреть по статистике. У меня была серьезная травма лишь однажды – сломал лучевую кость на левой руке.
Страх – это эмоция, ты боишься последствий. И если ты уверен, что тебе не будет стыдно или не будет больно, то тебе не страшно. В какой-то момент ты приобретаешь уверенность, и для тебя экстремальные ситуации становятся обычными. Когда ты помоложе, то у тебя включается отвага.
А когда ты к вопросу подходишь системно, то «растягиваешь» свой уровень страха и доходишь постепенно до нового уровня. Выключить страх невозможно, ты можешь погасить его адреналином или отодвинуть уверенностью, стараниями и тренировками.
На соревнованиях режим самосохранения отключен, и у тебя бьет адреналин. Он, как у пьяного человека, бьет в голову, и ты с меньшей вероятностью травмируешься.
Я не делаю трюки, в которых не уверен, я не люблю рискованных поступков. Обычно у меня все получалось очень быстро, я долго и настойчиво учился всему поначалу. Когда был моложе, то был отчаяннее.
Победы очень важны и в жизни, и в спорте особенно. Если ты не побеждаешь долго, то у тебя опускаются руки. Многие не любят успешных спортсменов за то, что когда ты выходишь в один ряд с этим человеком, тогда соседство с ним сразу давит авторитетом.
Все виды спорта будут привлекать женщин в эту сферу, это такая огромная аудитория! Сейчас в BMX и скейтбординге есть женские сборные. В Украине пока нет никого. Девочки в BMX – это вполне реально. Просто у крутых BMX-ерш не будет очень красивой фигуры – слишком накачанные ноги и «крылья», так как для этого спорта нужны сильные руки и спина.
Музыка – мой самый главный ритуал. Я всегда ее слушаю в наушниках, это помогает сконцентрироваться. Раньше перед выступлениями я устраивал себе BMX-голодовку – не катался какое-то время перед соревнованиями, чтобы накопить и силы, и страсть, и желание. Когда ты постоянно в режиме, то привыкаешь, поэтому нет такого возбуждения перед соревнованиями. Желательно всегда менять обстановку, кататься в других местах, общаться, только так это работает. Когда ты всегда находишься в одной среде, ты на одном месте. Ты один раз выиграл все, потом еще раз выиграл все. Зачем тебе еще и третий раз все выигрывать, если ты ничего не получаешь? Это как второй раз взбираться на ту же гору: да, неплохо, но все уже видел.
У меня никогда не было пожелания провалов конкурентам. Я всегда все делаю для себя: если я собой доволен, то зачем мне смотреть на других? Тем более в BMX ты не можешь никому ничего подстроить – подставить подножку, к примеру, или обогнать.
В наших соревнованиях нет очень строгих правил, тебе не надо забивать гол, чтобы выиграть. Нечто подобное и в фигурном катании, у них строже, но мы близко к этому. К примеру, нельзя выставлять ногу в «поддержку», когда делаешь трюк, это считается «нечистым», за это будут сниматься баллы. Если я собой доволен, не упал, все чисто сделал – это класс. Если тебе позволяют навыки, ты должен выиграть.
Я стараюсь ездить на все ивенты. Малые узнают иногда и фотографируются. Новенькие меньше: все стали закрываться в своем мире вокруг телефона. Кумиры для многих стали казаться ближе, поэтому почти никто не подходит в офлайне.
Я для себя никогда не делал кумиров. Для меня самые крутые люди – это фанатики своего дела вроде Илона Маска. Еще мои друзья и окружение, которые очень талантливы и по-хорошему зациклены на своем деле. Восхищают люди, которые очень увлечены и не гонятся за признанием. К примеру, друзья, которые монтируют и красят видео очень круто, но они даже не выкладывают это на behance. Есть люди, которые собирают мотоциклы, снимают фото, строят парки и организовывают соревнования. Все они максимально крутые, потому что способствуют прогрессу окружающих, подавая личный пример.
Фото: Виталий Мельник