Спецпроєкти

Объясните на пальцах: “Рождение Венеры” Боттичелли


Редакцию bit.ua потянуло на прекрасное, поэтому мы начинаем новую рубрику — о произведениях искусства, их зашифрованных символах и том, что хотел сказать автор. В центре первого обзора оказалась картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Наведите на точку, чтобы прочесть интересный факт. 

«Рождение Венеры» – первое изображение полностью оголенного женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (раньше художники так писали, преимущественно, Еву).

В свое время Боттичелли мастерски владел не только кистью, но и искусством создания интриги. В начале 1480-х годов художник посвящает себя христианскому искусству: сначала расписывает Сикстинскую капеллу в Риме, позже создает богородичный цикл «Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат», «Мадонна с книгой». А в перерыве между этими работами создает вроде бы языческое «Рождение Венеры».

Его современники пишут, что Сандро не был знатоком оригинальных греческих и римских текстов, из которых мог бы почерпнуть сюжет для картины. Однако он был вхож в общество интеллектуальной элиты Флоренции, где познакомился с философией неоплатоников — людей, которые исповедуют альянс античной мудрости и христианской доктрины. Согласно с их взглядами, Бог постоянно воплощает себя в земной красоте — духовной и телесной. Поэтому языческая богиня Венера стала своеобразным прообразом божественной мудрости, познать которую можно через красоту. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

 

  • Прообразом Венеры послужила первая флорентийская красавица Симонетта Веспуччи, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи. Её внешность долгие годы оставалась каноном красоты среди художников разных эпох.
  • Многие, называя позу Венеры стыдливой, приписывают ей отрицание своей чувственной прелести, хотя на самом деле это каноническое изображение большинства женских фигур в греческой живописи.
  • Раковину с Венерой к берегу своим дыханием подгоняет Зефир — западный ветер. Он в объятиях своей жены Флоры, которую, благодаря Венере, силой любви превратил из нимфы в богиню весны и цветения.
  • Женщина, покрывающая Венеру накидкой — Ора Талло (Цветущая), одна из четырех ор, покровительствующих временам года. Талло приносила весну, поэтому была постоянной спутницей Венеры.
  • Все растения на картине несут в себе символизм: роза означает любовь и страдание, причиняемое её шипами, камыш — скромность Венеры, стыдящейся своей красоты, васильки на платье Оры — знак плодородия, так как растут среди созревших хлебов. Апельсиновое дерево означает стремление человека к вечной жизни (это вечнозеленое растение), а анемон предупреждает о трагической любви, которую придется пережить Венере на земле (её возлюбленный Адонис погибает на охоте, а из слез богини рождаются эти цветы).
  • Алая мантия в руках Оры символизирует границу между двумя мирами — в Древней Греции в такие заворачивали и новорожденных, и умерших. В Средневековье такая мантия на женщине стала ассоциироваться с Девой Марией.
  • До Средних веков раковина символизировала плодородие, чувственность и сексуальность, а позже, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность.
#bit.ua
Читайте нас у
Telegram