Спецпроєкти

Вспомнить все: 25 артефактов независимой Украины


5
Ко Дню независимости Украины редакция bit.ua попыталась вспомнить культурные, околокультурные и бытовые артефакты, без которых сложно представить украинскую реальность, ментальность и жизненную философию. Явления, вещи и события, которые (осознанно или нет) повлияли на становление нас как личностей.

Дід Панас

Untitled-25

Дід Панас – это такое вечное сияние теплого лампового Першого національного, который в те времена был еще УТ-1. Для нескольких поколений это была гарантия того, что как бы ни была сложна, абсурдна и жестока окружающая реальность, можно было всегда нажать первую кнопку на пульте и переместись туда, где глечики, маленькі звірятка, хатинка з очеретом, надвечір’я, зайчики та їжачки.

Конечно, ценить Деда Панаса при жизни мы не могли – тогда нам все это казалось нафталином и шароварщиной. Да и феномен этот начался задолго до независимости – Дед Панас начитывал радио-передачу еще с 1970-х, получая от детей центнеры писем. Однако, с тех пор больше никто с такой чистой любовью не желал нам спокойной ночи. И даже знаменитая легенда про фразу «отака хуйня, малята» этого факта не отменяет (на этом видео, кстати, мужчина рассказывает о своем расследовании этой истории).

Геля и Сердючка

Untitled-1

За неимением собственной культуры late night show, какое-то время мы все сидели на ток-шоу Верки Сердючки еще тогда, когда она не выступала на Евровидении и не пела на дурацких концертах, а работала в сценическом образе проводницы. Если хорошенько задуматься, «СВ Шоу» было очень неформатным балаганом даже в золотой век украинского ТВ. А культурный феномен самой Сердючки (такого себе национального Энди Кауфмана) и скрывающегося за ней Андрея Данилко нам еще предстоит переосмыслить (и это, кстати говоря, не ирония).

Ну и главное в этом всем – то, как Сердючка опускала еще более забавного персонажа шоу – молчаливую Гелю, которая в этот момент только загадочно улыбалась.

МАФы и жвачки с голыми тетками

Untitled-23

Одно неотделимо от другого. МАФы и сейчас не потеряли актуальности, сумев найти ключик к урбанистическим позывам нового времени. Однако в былые времена никому бы и в голову не пришло протестовать против ларьков – это были настоящие ящики Пандоры, страна чудес, расположившаяся на трех квадратных метрах.

В прежних киосках можно было купить все: чай, сигареты, водку, шоколад, Киндер сюрприз и, конечно же, мириады жвачек. Сакраментальный сюжет: ты возвращаешься из школы домой, зависаешь у зарешеченной витрины МАФа, и подслушиваешь, как свора местных первоклашек протягивает в окошко 10 копеек и говорит «Дайте оту жевачку с голыми тетьками». О тетьках, кстати, мы как-то писали отдельно.

Бренди-кола и слабоалкоголки

Untitled-5

Они стоили копейки, но давали главное – ощущение экзотики. Кому нужны «три топора», если можно взять ром-колу? Зачем рисковать с паленой водкой, если вот она – бутылка со словом «бренди» в названии.

Слабоалкоголки были одними из первых больших шагов украинского консьюмеризма в сторону глобализма и мировых предпочтений. Ведь мы тоже способны лакать не только дедушкин самогон, хотим и ром, и бренди, и джин-тоник. Только дайте нам шанс.

ІМПЕРІЯ Кіно

Untitled-6

Сложно переоценить значение тех воскресных двух-трех часов, которые начинались вкрадчивым голосом Юрия Макарова, а заканчивались триумфом американского кинопроизводства.
1+1 Роднянского в те времена удалось невозможное – открыть всем доступ к по-настоящему выдающимся, и зачастую актуальным фильмам – тем, которые побывали в американском прокате всего несколько лет назад. Конечно, там показывали и убойную, проверенную временем классику.

Это были дни, когда общенациональное телевидение справилось не только с развлекательной функцией, но и с образовательной, эстетической, если угодно. Сложно передать словами, каково это – быть ребенком, растущим в 90-е, каждый день страдать в школе от гопников, но знать, что в воскресенье тебя ждет Юрий Макаров, который поставит «Спасение рядового Райана», «Роман с камнем» или какие-нибудь «Тайны Лос-Андежелеса».

Высокая культура быта

Untitled-8

Мы всегда стремились к тому, «шоб було красіво». Особенно, когда получили доступ к базовым ресурсам для воплощения своих эстетических изысков.

Обшить балкон вагоночкой (а в идеале – придумать ему барочный дизайн), сделать евроремонт, поклеить обои, которые будут перетягивать на себя одеяло внимания случайного гостя, завесить наружной рекламой любую вертикальную поверхность, окрасить вывеской магазина серые будни.

Украинскую визуальную культуру быта видно издалека даже туристам – достаточно поднять глаза. Однажды она попадет в дизайнерские альбомы, дайте только чуть времени на переосмысление.

Носы довгоносиків

Untitled-7

До сих никто не может до конца понять, что это было. Почему люди с огромными носами изображали пожарников в военной форме времен Первой мировой, Шерлока Холмса и доктора Ватсона? Кто это придумал? Как это стало возможным на общенациональном телевидении?

Возможный ответ один: «Шоу Долгоносиков» – это украинский Монти Пайтон. И мы можем только гордиться тем, что это стало возможным в Украине 90-х.

Вещевые рынки

Untitled-9

В свое время нас всех, в той или иной степени, одевали на базарах. Во времена тотального безденежья рынки могли похвастаться всем, что нужно порядочному человеку: кроссовки Abibas по доступным ценам, зимняя курточка с отстегивающейся подкладкой, внушительный ассортимент джинс от производителей ближнего (и не очень ближнего) зарубежья.

Особый шарм вещевые рынки приобретали зимой и осенью: именно в эти дни поток покупателей образовывал снежно-грязевую субстанцию под ногами, которая впоследствии замерзала и добавляла походу по рынку ощущение настоящего путешествия. Главный навык: померять на рыночной точке брюки так, чтобы тебя не было видно прохожим. И чтобы ноги оставались стоять на крохотном картонном островке.

Микола Вересень, Ольга Герасим’юк, «Табу», «Без Табу»

Untitled-3

Два краеугольных камня такого загадочного явления как украинское ток-шоу. Две вроде бы не связанные друг с другом вещи.

Начиналось все с Вересня. В «Табу» выбирали общественно важную тему, которая делила людей на «за» и «против». Гости, в зависимости от своих позиций, сами выбирали, на чьей половине зала сидеть. Вересень бомбил своих гостей неудобными, а иногда и саркастичными вопросами, побуждая к живому диалогу.

«Без Табу», несмотря на название, было совсем другой историей. Ольга Герасимьюк приглашала в студию простых людей и слушала их душещипательные, и, зачастую, трагичные истории, разбавляя их сочувственными интонациями: «Він вас бив, так?», «Вам було боляче?», «Ми повинні з цим розібратись», и так далее. Сентиментальная украинская душа не выдерживала, и не смела переключать канал.

Йо-Йо и Тамагочи

Untitled-10

За все время независимости у нас приживалось немало зарубежных развлечений, но два явления побили все рекорды пользовательской вовлеченности.

Тамагочи – маленькие электронные зверьки, которых нужно было кормить, лечить и хоронить. Тамагочи разбили немало юных сердец (особенно женских) и спровоцировали реки слез по почившему пиксельному мишке.

Йо-Йо – беспрецедентный маркетинговый ход от Coca-Cola, который навсегда укрепил лояльность к бренду и заставил всех мальчиков грезить o Yo-Yo Galaxy – от обычных они отличались шикарным прозрачным ободком с блестками внутри. И те, и другие, вызывали бурю негодования учителей в школах. Наши пальцы все помнят.

Старый украинский рок

Untitled-2

Сначала были «Коллежский Асессор», «Брати Гадюкіни» и «Воплі Відоплясова». Затем – «Скрябин». Позже – эдакое британизированное звучание «Океана Эльзы» Вакарчука, который тогда еще не был предметом шуток про глубокие мысли в твиттере. Между всем этим – еще добрый десяток групп и сольных проектов. Куда все это подевалось – неизвестно.

Маршрутка

Untitled-12

Когда-то они казались транспортом будущего, спасением от переполненных старых ЛАЗов и раздолбанных трамваев. Но, как это часто бывает в нашей стране, маршрутка победила систему и сама стала системой, с которой нужно бороться.

За всеобъемлющим термином «маршрутка» скрывается и чуть более конкретный: «микроавтобус Богдан». Сейчас уже никто и не вспомнит те времена, когда по дорогам колесили ГАЗели, а еще раньше – РАФики. Равно как и другие аналоговые артефакты из салона, вроде мочалочки с надрезами, в которые маршрутчики прошлого складывали мелочь. Маршрутка – это транспорт, который мы заслужили за грехи.

Туфли с тупыми (и со слишком острыми) носками

Untitled-22

Стиль никогда не был нашим коньком, а с обувью дела всегда обстояли еще лучше. Те, кто рос в 90-е, помнят удивительные хитросплетения мужского гардероба – туфли в сочетании с подрастянутыми спортивными штанами, например.

Но апогей неуравновешенности украинского мужчины в выборе обуви был особо заметен на пике популярности двух видов туфель – сперва с тупым, а затем и с неестественно острым носком.

Такая обувь была чем-то большим, чем просто предметом гардероба. Это была целая жизненная философия.

Эстрада за гранью добра и зла

Untitled-13

Украинская музыка всегда существовала в двух крайностях: с одной стороны – вполне адекватный рок и неожиданные вспышки вроде группы 5’Nizza, с другой – своеобычное обаяние традиционной эстрады. Впрочем, если вспомнить конкретных представителей, уже не повернется язык назвать ее такой уж «традиционной».

С Павлом Зибровым все более или менее ясно. Иво Бобул – человек, требующий отдельного материала (который мы, кстати, уже делали). Левко Дурко с красноречивыми хитами «Моя бабця», «Булочка», «Малинове варення» и «Гномик Ронтонтомик». В конце концов, привычный сердцу Михаил Поплавский, который от этого не становится менее экстравагантным. Отдуваются за всех более серьезные артисты вроде Аллы Кудлай, увековечившей красоту незамужней женщины.

Эпоха СТБ

Untitled-14

Одно из немногих современных явлений, попавшее в наш альманах украинских артефактов. Телеканал, легитимизировавший безумие. Телеканал, не стесняющийся делать шоу из абсолютно любого инфоповода: люди с ожирением, инфернальные дети и их не менее инфернальные родители, песни безголосых конкурсантов. Телеканал, определивший квинтэссенцию нового украинского телевидения. Телеканал, подсадивший нас всех на постоянное чувство стыда.

Lanos

Untitled-15

Трудно поверить, но Daewoo Lanos разрабатывалась с привлечением авторитетных английских и немецких инжиниринговых компаний, а дизайн создал итальянец Джорджетто Джуджаро.

С оглядкой на эти обстоятельство, Lanos – прекрасная демонстрация того, как в целом благие намерения терпят фиаско, попадая в наши реалии. Как даже иностранная разработка, собранная на запорожском заводе, может стать предметом ненависти всех автомобилистов страны. Ну и главное: как при всех насмешках и издевательствах заставить людей ее покупать. Since 1998.

Обухов

Untitled-16

«25 лет назад Киевский картонно-бумажный комбинат выпустил туалетную бумагу, которая стала символом домашнего уюта и заботы о ваших близких.» – гласит надпись на официальном сайте Обуховского комбината. Получается, что «Обухов» – ровесник Украины. Вот только Украина меняется, а «Обухов» продолжает впиваться в плоть с тем же рвением, что и раньше.

К 2016 году даже сети супермаркетов начали выпускать дешевую, и при этом белоснежную туалетную бумагу, которая не вызывает панического ужаса одним своим внешним видом. Но «Обухов» по-прежнему тот же, что и 10 лет назад. Суровый, бескомпромиссный, способный сделать больно самыми разными способами.

Мивина

Untitled-17

Изначально не украинская разработка, в украинском исполнении она переизобрела понятие «макарон быстрого приготовления». В наших краях ей даже нашли новое применение: поедание вермишели всухомятку с последующим высыпанием концентрированной приправы прямо на язык.

Прошли годы, на рынке появились конкуренты вроде «Роллтона», но большая часть потребителей не соблазняется новинками. Аромат «Мивины» с курицей (желательно, не острой) теперь в наших жилах.

Пиво в ПЭТ-бутылках

Untitled-18

Не знаем, додумались ли в какой-то другой стране мира разливать пиво не по расточительным бутылочкам 0,33, а в «семейные» двухлитровые ПЭТ-бутылки, это не столь важно. Главное, что додумались у нас.

Большая пивная бутылка важна как культурное явление хотя бы тем, что она демонстрирует тягу украинского человека к хозяйственности и практичности, пусть даже в ущерб эстетике. Зачем нести с собой кучу лишней тары (опять же – лишний раз загрязнять планету), если можно взять сразу 2 литра. Да и дешевле в целом.

Приват-банк и МАУ как символ украинской сферы услуг

444

Такая вот ирония судьбы: два монополиста из разных сфер стали притчей во языцех, когда речь заходит о клиентоориентированности. Хамоватые сотрудники поддержки, продажа «Мивины» за несколько долларов на борту самолета, удивительная некомпетентность и синдром продавщицы советского гастронома – вот, что делает пользование украинской сферой услуг такой особенной.

Полет Каденюка как идеальный пример побега от реальностиUntitled-19

Вспомните свой 1997. Даже если удастся вычленить что-то особенное, одно событие всегда будет выбиваться на фоне остальных: то, как первый (и пока последний) украинец взошел на борт шаттла «Колумбия» и отправился в космос на 15 суток.

На Земле – суета. Падение Павла Лазаренко. Динамо обыгрывает Барсу и ты не понимаешь, что все это значит. И только будущий генерал-майор Каденюк, оставив все мирское, две недели кружится на орбите, заглядывая в иллюминатор.

Наш Майор Том. Что-то, что никак не коррелируется с остальной украинской реальностью.

Альф, Гомер и все остальное в украинской озвучке

Untitled-20

Никакого шовинизма, но все, кто наблюдал «Альфа» или «Симпсонов», например, в русскоязычном дубляже, вынуждены признать, что это не то. Евгений Малуха и его коллеги своими голосами дарили знаменитым телевизионным персонажам новую жизнь и гражданство.

Кроме того, начиная с 90-х годов, украинский зритель всех возрастов смог познать толк в настоящем сериальном эскапизме, прячась от реальности в длинных сезонах «Друзей», «Беверли-Хиллс», «Гей, Арнольда», «Чи боїшся ти темряви?» и других сериалов.

Пакет АТБ

Untitled-21

Мы уже писали о том, что пластиковые пакеты странным образом переплелись именно с нашей жизнью – наши бабушки их стирали, наши одноклассники использовали их вместо портфелей, наши мамы сохраняли самые красивые из них, чтобы потом упаковать в него подарок на чей-то день рождения. Пакет всегда был чем-то вроде нашего спутника, к тому же, совсем нетребовательного.

Короче, пакеты – это национальное достояние. А самый главный пакет среди всех пакетов – даже не безразмерный черный BMW, а родной кулек из АТБ. Такой непосредственный. Такой простой в своей сути.

Эмиграция

Untitled-1

Неофициальный символ (и неофициальная трагедия) нашей страны – трудовая эмиграция, в ходе которой страну покинули десятки тысяч украинских работяг.

Обстоятельства этой самой эмиграции в разные годы независимости постоянно менялись: архетип украинского заробітчанина, делающего ремонт или собирающего клубнику с ходом времени эволюционировал в сторону молодого и прогрессивного специалиста, неспособного найти внутри страны потенциала для своего развития.

IT-бум

33

Рынок украинских IT-специалистов особенно активизировался в последние годы, и согласно данным Украинской правды, приносит стране 2,5 млрд. долларов в год – большими числами может похвастаться только металлургия, АПК и машиностроение.

Значение и объемы экспорта информационных услуг сложно переоценить. Кроме того, если у нас и может появиться какая-то национальная стратегия, то развитие IT пока что выглядит самой перспективной из них.

АкваВіта – Женьмінь Жібао

И, наконец, отдельностоящий феномен, объясняющий нашу реальность гораздо более емко.


 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram