Спецпроєкти

Елена Бурба: От своего покупателя нельзя закрываться – нужно с ним дружить


Елена Бурба – уникальный дизайнер на украинской fashion-площадке. Задолго до того, как она стала официальным участником Ukrainian Fashion Week, было понятно, что ее имя станет известным и будет ассоциироваться только с самыми положительными характеристиками и отзывами. Вещи, которые она делает, действительно являются модным фундаментом в Украине. Не гоняясь за дилетантским эпатажем, не стремясь удивить и шокировать, Елена Бурба создает лаконичные женственные вещи, аналог которых обязан быть в шкафу у каждой современной женщины. Посыл, который она передает каждым свои платьем, заключается в стопроцентном хорошем вкусе, хорошем тоне и умеренности. И интервью, которое мы провели в самый жаркий день июня, стало ярким тому подтверждением:) #bit-cut# 

Лена, Вы делаете вещи, которые никто из украинских дизайнеров не делает. Вы так шикарно обыгрываете длину макси, женственные платья. Ульяна Сергеенко, сродни вашим дизайнерским предпочтениям, также поддерживает эту моду. Буквально лишь за последние пару сезонов наши девушки начали понимать, что такое интеллектуальная мода — лучше что-то прикрыть, оставить место для фантазии…. Расскажите, почему вы решили делать длинные платья в эпоху подчеркнутой сексуальности, которая все еще царит в нашей стране?

Началось все с давно увиденного мною показ одного российского дизайнера: коллекция была очень эпатажная, а я смотрела и думала «Как должен выглядеть тот, кто это создает? Во что сам этот дизайнер одет?» После показа на подиум вышла абсолютно обычная женщина, которая потом на пресс-конференции сказала «Я свои вещи не ношу – это творчество. Сама я бы такое не надела». А я смотрю на нее и думаю — а кто же тогда их должен надеть? Это что – от кутюр, которого на самом деле у нас нету?

У меня же все иначе – я свои вещи очень люблю, и каждую из них могла бы носить. И всегда, когда все носили очень короткое, я носила очень длинное. Мне говорили «Ты одеваешься, как бабушка». А мне все время хотелось и наших девушек закрыть. Я прекрасно понимаю, почему они одеваются так вульгарно. Ведь подумайте — мужчин у нас мало. На каждого мужчину по пять-шесть красивых, интеллигентных умниц. Конкуренция сумасшедшая. Они стараются привлечь внимание внешностью — надеть юбку покороче, декольте поглубже. А мужчины уже устали от этого, глаз замылен.

Что Вы цените в одежде? И как думаете, что нужно нашим женщинам, чего они хотят в повседневной жизни, помимо эстетики самого наряда?

Когда наши женщины говорят, что они одеваются для себя — ну кого они обманывают?:) Для себя одеваются, наверное, только в Америке (смеется). Мы одеваемся, потому что хотим себе нравиться себе в зеркале и всем окружающим, не только мужчинам. Мы хотим выделиться — это наша природа. Но у нас почему-то вот выделиться означает или мини, или стразы, или яркое или все сразу, и это пугает и отталкивает людей.
Раньше у нас ничего не было, мы все хотели, а потом все появилось, и мы навешали на себя все вместе и сразу. Нас узнают за километр – что это «рашн-рашн». Хочется, чтобы нас и за другие заслуги узнавали, кроме Чернобыля и безвкусицы. А девушки в Украине нереальные красавицы — нигде столько красивых нет, как у нас. И вот эту красоту, помимо того, что она природная, мне хочется еще как-то красиво оформить.

Я люблю вещи простые, красочные. Люблю сочетать контрастные цвета. Люблю необычные формы, которые должны быть носибельными. Многие девушки предпочитают стиль унисекс — больше мужского. Это связано по природе с тем, что женщины сильнее мужчин, и много на себя берут — работают, домашнее хозяйство поддерживают, воспитывают детей. И им при этом хочется чего-то удобно — джинсы, футболку, брюки. А я предлагаю платья, длинные юбки. Многие почему-то думают — куда я буду это носить, если я хожу на детскую площадку? Делают из этого проблему. Хотя, я объясняю, что макси можно носить всегда и везде. И днем, и вечером. И когда клиент приходит ко мне, он приходит не за определенной вещью, а за стилем.

Расскажите, как вы решились на запуск второй линии, что Вас к этому подтолкнуло?

Мне звонят из Львова, Ивано-Франковска, Харькова и спрашивают, где можно купить у них мои вещи. Потому я и решила делать вторую линию. Первая линия все-таки должна быть дороже, меньше по тиражу, не для всех – для людей, готовых понять ручную работу, ценить ее, носить и подать ее правильно.

И коллекция, которая была показана прошлой осенью, была распродана еще зимой, поэтому надо было во что-то одевать людей:) И мы объединились в дуэт с Таней Богдан и запустили нашу вторую линию LOVELY By Elena Burba.

Таня участвовала в разработке дизайна?

В разработке дизайна принимаю участие только я, хотя в дальнейшем, я думаю, Таня вполне могла бы вносить какие-то свои коррективы – я прислушиваюсь к ней, потому что у нее прекрасный вкус. Я всегда поддерживаю идеи своей команды, потому что за каждой моей вещью стою не только я — это целая группа людей. Ты не можешь знать все в этой жизни, не можешь все сделать один. И тебе нужна команда единомышленников, которые бы думали с тобой в одном направлении. Когда мы запустили линию LOVELY  – мы объединили усилия и Танины, и мои, и Эвелины Мамбетовой.

Где сейчас можно купить вещи LOVELY by Elena Burba?

На данный момент вторая линия представлена у нас в самом шоуруме, в ShoeShoe, в Shopaholic, в Runa Fashion, в Одессе в магазине «Сноб» и во Львове в магазине “Дизайнеры.ua”. Хотим расшириться до Днепропетровска, Донецка, Харькова – хотя бы до больших городов. Хочется сделать вещи доступными.

Вы хотите видеть свои вещи на улицах?

Да, очень хочу узнавать свои вещи на улицах. Иногда мне присылают фотографии на facebook — кто-то кого-то увидел в моей одежде. Мне всегда так приятно. Пару раз я сама встречала девушек в своей одежде, но только издалека.

Недавно с мужем сидели в заведении, по Fashion TV шли показы наших дизайнеров, и возле нас сидела группа девушек – они обсуждали Ukrainian Fashion Week. Я ухо навострила — думаю, скажут обо мне или нет?:) И одна из них говорит «Моя подруга недавно купила у Бурбы такое платье…»)) Было приятно, что обо мне говорят в хорошем контексте. Столько работаешь, вкладываешь, очень хочется слышать положительные отзывы. Потому что всегда можно раскритиковать, а вот поддержать – это очень важно.

А Вы слышали когда-нибудь негативные отзывы о том, что Вы делаете?

Да, слышала. Но сам отзыв был двоякий. Мне сказали, что у меня слишком носибельные вещи, и как-то не хватает искусства. А я подумала «Хорошо-то как! Значит, мои вещи покупают, носят. Для этого мы и работаем». В целом, от негативных отзывов я пытаюсь себя оградить. Как-то на пресс-конференции одна журналистка задавала очень неприятные вопросы, и я потом даже специально не купила это издание, чтобы не смотреть, что там написали.

Расскажите, как к вам приходят мысли о новых коллекциях, как проходит рабочий процесс?

Самое странное, что идеи ко мне приходят чаще всего за рулем. Могу припарковаться спонтанно – сидеть, думать. Читаю, придумываю и рисую в самолете. Когда я думаю о коллекции, я представляю себе девушку, которая носит эти вещи: куда она их надевает, вижу своего потребителя и свою музу. Очень часто, когда я делаю коллекцию, я ее на кого-то примеряю. Меня очень восхищают некоторые девушки. Блер из «Сплетницы» меня очень вдохновляет. Персонажа из книги могу представлять или познакомиться с кем-то и вдохновиться.

 

Я часто вижу Олю Фреймут в Ваших нарядах — реклама, тв-шоу, мероприятия, в рамках которых она выступает ведущей. Расскажите, как началось сотрудничество с ней.

Я познакомилась с Олей Фреймут, и мысленно начала примерять на нее свои вещи. Я в нее просто влюбилась — настолько она красива. Когда я влюбляюсь, я очень хорошо человека «вижу». И, к примеру, когда я создаю вещи, то мысленно уже представляю — наверное, Оля могла бы взять это на съемку, и это будет красиво. Она восхищает меня как женщина. Мы работаем с ней над некоторыми проектами — я делаю для нее костюмы.

Точно так же было с Эвелиной Мамбетовой. Она мне очень нравилась раньше, и так сложилось, что она в итоге стала лицом второй линии – я очень этому рада. Думаю, Эвелина просто красавица. Как она разговаривает, улыбается, держится — это вдохновляет.

Вы сначала принимали участие в проекте Fresh Fashion, потом вошли в основную программу Ukrainian Fashion Week, до этого коллекции просто показывались отдельно – расскажите, как и почему Вы решили попробовать себя на UFW?

Раньше я устраивала закрытые показы, потому что мне было для кого их делать. Но для дизайнера в целом очень важно участвовать в Неделе Моды и делать коллекции систематически – должен быть четкий график, расписание, план. Когда ты делаешь коллекцию, тебе хочется сделать целую историю.

Изначально на UFW мне хотелось придти подготовленной. Хотелось показать достойную коллекцию, быть уверенной в том, что она понравится, что ее примут. Много молодых дизайнеров стратуют на Fresh Fashion, но мало кто идет дальше. Это своего рода отбор — принимает тебя зритель, или нет. Покупают твои вещи, или нет.

Когда я показала коллекцию на UFW, популярность возросла. Обо мне узнали магазины, которые захотели продавать мои вещи. Но и от закрытых показов я не хочу отказываться. Сейчас мы делаем день специально для клиентов — угощаем их, примеряем вещи, рассматриваем и продаем их. Это нужно делать, потому что это личное общение. От своего покупателя нельзя закрываться – нужно с ним дружить. Если я буду холодной и неприветливой — мои вещи не будут хотеть носить. Вот, на самом деле, с майками LOVELY та же история — может, если бы на них была изображена не Эвелина, а другой человек, они и не были бы так популярны.

Давайте остановимся на вопросах соотношения цены-качества — зная Вашу ценовую политику, я восхищена тем, насколько разумно вы поддерживаете этот баланс. Особенно со второй линией.

Многие дизайнеры шьют или очень дорогие вещи, или безумно дешевые, но очень некачественные. У меня и правда есть баланс. Потому что очень дешевая вещь для меня означает плохие материалы и халатный пошив – так она носится, так она и выглядит. И если человек может купить за 10 евро платье в H&M, то зачем ему покупать платье такого же качества, только за 500 грн? Я не понимаю логики. Поэтому у меня средний диапазон цен.

Мне иногда говорят «Платье из второй линии у тебя стоит полторы тысячи гривен – это почти 200 долларов, на секундочку». Но тем не менее – вы возьмете в руки это платье и поймете, за что вы платите эти деньги. За материал, фасон, за качество, за работу людей. А потом придете и купите у меня еще одно такое платье, потому что мне это даст возможность их дальше делать:)

Что из второй линии лучше всего продается?

Лучше всего – юбки-тюльпаны. Мы их уже столько сделали… Были и в розовом, и в зеленом, и в салатовом, и в лимонном, и в бирюзовом оттенке. Чтобы юбки держали такую жесткую форму, я использую несколько материалов — шелковую органзу, лен. А еще очень популярная вещь – юбка с бабочками. Она уникальна тем, что ее можно надеть под топ практически любого цвета. Я всегда предлагаю несколько вариантов, как ее можно носить.

За границей хотите продаваться?

Конечно. Я над эти работаю. В феврале я участвовала в выставке WHITE в Милане, познакомилась с байерами, услышала очень интересные отзывы. На самом деле, мои вещи под WHITE немного не подходят – там больше андеграунда. Но подходили журналисты, байеры итальянцы, японцев много было, – говорили о том, что вещи очень качественные, ижаловались на то, что итальянцы сейчас делают халтуру. И удивлялись моим хорошим материалам. Мне было приятно, я нашла свою аудиторию. И несколько шоурумов мне предложили продаваться у них. Но я бы хотела, чтобы это было моим решением. 

Я люблю делать все step by step: чтобы продаваться за границей, нужно быть очень подготовленным. Никто не будет иметь дела с тобой в дальнейшем, если в первого раза ты предоставишь плохое качество. А для наших молодых дизайнеров это очень сложно — потянуть целый тираж для байеров. Сначала нужно стать хорошим дизайнером здесь, а потом уже продаваться там. Плюс – за границей тебе нужен будет хороший менеджер, который сможет нормально, адекватно работать. Потому что там это самый настоящий бизнес, в то время как у нас — не совсем.

А специальное образование Вы получали?

Диплома киевского института технологии и дизайна у меня нет, но я училась (без этого никак), брала индивидуальные занятия, ездила в Saint Martins, Marangoni, общалась с людьми, которые реально работают в этой сфере. Единственный минус лишь в том, что не все полученные знания я могу применить на практике – у нас попросту всего этого нет, пока что все в процессе, все строится.

Выстраивать коллекцию я, конечно, научилась, не здесь. Мои коллекции становятся более продуманными, сложными. Все приходит с опытом. Есть и обратная сторона медали — когда ты делаешь очень успешную коллекцию, сделать следующую становится еще сложнее, потому что планка очень высока. После моей прошлой коллекции лето 2011 Fleur en provence сложно было делать новое лето, потому что она была очень успешной, и на нее до сих пор куча заказов.

Сейчас я работаю над своей следующей летней коллекцией и обещаю, что она не будет похожа на мои предыдущие. Ключевые базовые моменты останутся, но в целом все будет иначе. Я ею прямо горю! (смеется)

Вы не думали о том, чтобы делать сумки, аксессуары, помимо одежды?

Каждый дизайнер хочет этим заниматься, но к этому нужно придти – как финансово, так и с потребительской точки зрения. Потому что просто наделать сумок или обуви — это не по мне. Я не могу себе позволить сделать что-то «просто так». По вложениям пока что я не хочу начинать этот сложный процесс. Идеи и по обуви, и по сумкам есть, а приходя к моменту реализации, ты понимаешь, что все это должно быть продумано, чтобы вещи не залеживались, а действительно продавались и были востребованы. Для меня самое страшное – когда вещь не продается. Мне однажды приснился сон, что я пришла на работу, а там все мои вещи лежат не купленные:) (смеется)

Из шоурума Елены Бурбы, в обволакивающую жару, я выпорхнула с заветным белым пакетом, в котором лежала невесомая майка с принтом-фотографией Эвелины Мамбетовой. Беседа убедила меня в самом главном, что может сделать человек, который хочет быть счастливым в работе, – заниматься лишь тем, что по-настоящему любишь, без чего не можешь жить; делать это хорошо и всегда стремиться к большему. Редакция beintrend.com от всей души желает Елене успешного осуществления всего задуманного!

Фото: Юлия Романовская

Читайте также другие интервью с инсайдерами на beintrend.com:

Владимир Подолян Лиля Литковская Наташа Исупова

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь