Владимир Подолян: “Я в целом не придаю вещам особого значения”
После интервью с Владимиром Подоляном меня до вечера не покидало чувство теплой грусти от того, что эта страна еще не скоро признает своих героев и начнет массово носить вещи украинских дизайнеров. И здесь палка о двух концах. Замкнутый круг… Как ни назови, но проблем и тонкостей в украинском fashion-бизнесе вагон и маленькая тележка. Радует лишь то, что при здоровом чувстве юмора и правильном отношении к этой игре можно прекрасно гнуть свою линию и ни на кого не обращать внимания. Именно таким отношением к жизни и своей работе поразил меня Владимир Подолян.#bit-cut#
Владимир, Ваш последний показ на Ukrainian Fashion Week вызвал массу противоречивых реакций — мол, что это за шоу практически без света? А вот Ирина Данилевская в интервью, которое мы недавно проводили, сказала, что восхищается Вашей смелостью. Что Вы сами можете сказать о таком жесте, спустя несколько месяцев, когда вся шумиха спала?
Я не следил за отзывами, кроме вашего. Всем, кто мне задавал об этом вопросы, отправлял ссылку на Ваш материал, в котором все было развернуто так, как бы я сам не мог это развернуть. И Вы написали все так, как я и хотел сделать. Я это прочитал, и мне стало радостно от того, что одному человеку это понятно (смеется). И это уже отлично. Остальное мне было интересно.
Очень многие из дизайнеров воспринимают UFW как возможность продать вещи, а я не воспринимаю показ как демонстрацию на продажу – я это делаю задолго до показа, в шоурумах. Этим занимается мой агент. И у меня нет страха кому-либо не понравится, поэтому я могу себе позволить делать все, что хочу, и не думать о том, кто что напишет. В любом случае, смысл в том, чтобы не осталось равнодушных людей. Все запомнили, и все запомнили по-разному.
Вот по поводу байеров, которых якобы дизайнерам нужно заинтересовать своим показом — ведь байеров-то очень мало. Вместо них, кто у нас в первом ряду сидит? Сомнительные селебритиз, жены депутатов и т.д. Вы когда рассылаете приглашения на свой показ — кто в цене, в первую очередь? Кого вы хотите видеть?
Если бы наши недели моды (а я говорю наши — специально, у нас их две) имели такой статус, что эти недели моды продавали бы коллекции, то мы бы тогда говорили о другом. Но так как недели моды проходят в такое время, когда продажи уже практически закрыты, то байеров можно просто пригласить посмотреть. Но это задача дизайнеров, а не организаторов недели моды. Вот почему-то у нас такое неправильное отношение — требуют от Иры Данилевской, чтобы она привозила байеров. А это не ее задача. Мне, например, несложно позвонить какому-то знакомому байеру и пригласить его на свой показ. Но он и так уже видел мою коллекцию, он получат видео, посмотрит показ на youtube. Я могу вытащить из бюджета деньги, купить билет, привезти человека. И все здесь напишут, что байер был. Но смысл? Зачем мне тратить на это деньги? Ради дешевого пиара?..
Был у меня период, когда я очень нуждался в поддержке от журналистов, и я ее не получил в полном объеме, как рассчитывал. Что я ожидал: к примеру, имея 400 пригласительных, 200 я отдал гостям, 200 – журналистам, условно. Фактически я этому уделили очень много внимания. По итогу получается, когда закончилась неделя моды, репортажей было 1-2-3-4. Потом я спросил себя, зачем я трачу так много времени на приглашение издания, которое даже об этом не написало?
Пресса ведь, по большому счету, не пишет в полном смысле этого слова о том, что происходит на самом масштабном fashion-событии страны. Максимум, на что хватает большинства, — это перепечатка пресс-релиза. И то – хорошо, если вообще что-то напечатают. Почему пресса такая ленивая, как думаете?
Тут основной фактор — отношение к жизни вообще. До недель моды все говорят: «круто, вот скоро все начнется, наденем красивые наряды…» А как только все начинается — сами видите. Это, наверное, наша ментальность — национальная лень. Ждем с нетерпением. Получили — вечно недовольны. А еще я сожалею, что очень мало настоящих профессионалов, которые сделают анализ, покритикуют конструктивно. Я таких могу на пальцах одной руки перечесть. Для большой страны пять классных журналистов это очень мало. И при этом я сталкивался с непрофессионализмом среди людей маститых, опытных, признанных: когда он свои личностные отношения накладывают на материал. Это очень чувствуется всегда.
А вы верите в хорошую журналистику без эмоций?
Конечно. Здесь важен фактор страха, когда человек не может отделить работу от личных отношений — выслужиться перед дизайнером, угодить кому-то, понравиться всем и каждому. Эмоциональность, даже когда есть отношения, очень легко убирается, когда ты четко разделяешь личные отношения и работу. Чего не хватает журналистике в Украине, так это конструктивной критики. Даже те, кто называют себя блоггерами, не пишут толковых индивидуальных отзывов об увиденном. Ну посидел блоггер на показе, ну сфотографировал – и все.
Или меня еще вот такое дилетантство поражает: идет, к примеру, показ кутюрной коллекции, и кто-то говорит «нет, ну и куда это носить?» Да это произведение искусства! Рассматривай это, как картины Матисса – от твоего к ним отношения они искусством быть не перестанут. Ты, может, масс-маркет любишь – тогда не ходи на показы кутюр. Только не говори «КУДА это можно носить?!» (смеется)
А у Вас в коллекции было когда-нибудь некое фантастическое платье, которое просто висит как память?
Нет. Для меня одежда не является фетишем. Это просто шмотки.
Как же круто, что хоть кто-нибудь это озвучил))
Это всего лишь тряпки, которые я как-то завернул, сложил, сшил для того, чтобы другой человек этими тряпками смог прикрыть тело. И это стоит каких-то денег. Это моя работа, я этим занимаюсь. Я больше не занимаюсь ничем другим, я всего лишь делаю вещи, которые имеют какую-то сезонность. Их потом можно сносить, выбросить. И я не хочу, чтобы люди над этим тряслись.
У Вас в гардеробе, по логике вещей, тоже супер-культовых шмоток нет, которые висят, как экспонаты.
Ну вот, к примеру, были у меня джинсы Armani – я их год не носил. Взял и подарил своему конструктору. Мне в них стало просто некомфортно. Я в целом не придаю вещам особого значения. Что это значит? Да ничего это не значит. Я, например, своим внешним видом ничего не хочу сказать.
Где продаются вещь PODOLYAN?
Украина, Россия, три бутика в США.
Есть в США определенный вкусовой оттенок у покупателей?
Да, конечно. Много факторов. Например, важно, чтобы все было секси — декольте, чтобы выгодно показать искусственную грудь. Ведь натуральная грудь одной формы, искусственная — другой. Мы полгода делали research, какая нужна форма, ткани, оттенки. Первый сезон был неудачным, потому что коллекция была слишком европейской.
Вот байеров вы не приглашаете. Показать супердетально ничего не хотите. Спокойно себе за милую душу делаете красивое шоу. Что, в таком случае, вам дает UFW? Это просто некая отдушина – сделать красивый перформанс дважды в год?
Для меня UFW это очень хороший тренинг для мозга, когда ты можешь реализовать задуманное. Это не дает застояться ни мне, ни мозгам. Любая подготовка дает результаты. А почему именно UFW? Потому что это единственная, на мой взгляд, площадка в Украине, которая может предоставить все технические элементы, плюс очень качественное обслуживание.
Путешествуете часто? Куда ездили последний раз?
Количество поездок такое, что мы забываем, когда и куда))) И я не веду настолько активную жизнь онлайн, чтобы чекиниться везде. Путешествую и по работе, и просто так. 50 на 50.
Какой город поразил Вас больше всего?
Иерусалим. Там МОЯ аура, атмосфера. Был момент, когда мы шли по Виа Долороза, и был такой дикий эмоциональный подъем, что я просто сел на ступеньки посреди тротуара и минут 10 смотрел на людей. Пели песни, призывали к молитве, было очень красиво. Сильно. Хотелось остановить мгновение – мне нужна была пауза для того, чтобы перестать быть туристом, который постоянно бежит куда-то. Лучше я остановлюсь, послушаю и оставлю это в голове и в сердце, чем в фотокамере.
У вас всегда интересный, замысловатый крой. С первой коллекцией все было так же мудрено и сложно?
Сложнее.
Почему решили упростить? Поняли, что это не носится?
Сейчас у меня 50 на 50. Если вещь подходит человеку по эстетике, он ее надевает. Если ты привыкаешь к этому ощущению — хорошо. Кому-то легко в этом, кто-то предпочитает не чувствовать на себе вещи. Это бизнес: что-то продается лучше, что-то меньше. Это не развлечение, я должен прислушиваться, учитывать пожелания.
Что украинские женщины ценят в одежде?
БОГАТСТВО! (смеется)
Что лучше всего из коллекции продается?
Да как раз вот такое все)))) в Atelier1 недавно продались самые дорогие платья – имиджевые вещи по очень высоким ценам. В магазин я эти вещи отдал по себестоимости. И их все купили. Было очень весело, меня это позабавило:)
По поводу стоимости дизайнерских вещей — это вещи недешевые. Не знаю Вашу ценовую политику, но если отбросить все моменты дорогих тканей, таможни и пр. – в чем тогда смысл делать дорогие вещи, которые не по карману среднестатистическому жителю Украины? Мода – это то, что должно быть видимым. Но когда дизайнер не хочет, чтобы его вещи выходили на улицы, имеет ли он право называться дизайнером, который действительно по кирпичику строит отечественную моду? Насколько это достойный – выбор делать очень дорогие вещи, которые может себе позволить очень маленький сегмент людей?
Ну тогда это не дизайнеры а дресс-мейкеры. А дизайнер это тот, кто продает одежду через байеров, в бутиках. Дизайнер – это человек, который должен массово продавать.
Из украинских коллег по цеху – таких же очень мало?
Мало, но они есть. Раньше одну Пустовит продавали, а сейчас уже процентов 60 продается за пределами Украины.
Так ведь это очень обидно, что за пределами Украины. Кого ни спроси – кто-то в Штатах, в Италии, во Франции. А в Украине?
А в Украине и у нас продажи не ахти. У нас хорошо в Москве – по более высоким ценам, чем здесь. А здесь мертво. Потому что здесь, наверное, нет эстетики патриотического отношения к отечественным дизайнерам. Потому что дорого.
Тогда это замкнутый круг — вещи дорогие. Их не покупают, потому что дорого. Думают «я лучше пойду куплю в масс-маркете». Украинские дизайнеры понимают, что их здесь не покупают, едут куда-то продаваться за пределы…
А мы вот провели такой эксперимент: отдали вещи из прошлых коллекций, которые у нас уже давно окупились, в бутики в Киеве, Львове и Ивано-Франковске. Отдали по ценам до 500 гривен, сделали это намеренно чтобы отследить, как это будет продаваться. Все жалуются — «ну как же, это так дорого! Три тысячи гривен (к примеру)». Мы решили — окей, возьмите это платье за 500 гривен. Магазин сделал наценку, платье вышло до 1000 грн. В Киеве в 2 магазинах висели эти вещи, и продалось 1-2 шт. А во Франковске и во Львове было около 28 продаж. При этом, все было освещено в facebook — sale, минус 70%! Хотя, там и все минус 150% было. Меня это привело к тому, что не из-за цены нас не покупают, а потому что нет культуры. А может, меня мало кто знает, я ведь не статусный дизайнер.
Ну тут уже веет киевским снобизмом.
Меня это повеселило:) Я тогда отдал вещи из Киева во Львов, и там все прошло с большим успехом. Мы вернули смешные деньги, но получили хороший экспириенс.
Владимир, чего бы Вам хотелось пожелать коллегам по fashion-индустрии в Украине?
Мы в непростое время живем, и вокруг нас мало профессионалов. Так вот, давайте мы собственным примером, своим отношением к работе будем показывать другим, как это нужно делать. И не бояться не понравиться, быть непонятыми, а делать это легко, в свое удовольствие, не думая, кто что скажет:)