Cпецпроекты

Евгений Самборский, победитель МУХi2012: «Художник должен быть в комфорте!»


0 586 79
Евгений Самборский — победитель конкурса молодых украинских художников МУХi2012, живет и работает во Львове, регулярно участвует не только в украинских но и зарубежных выставках. Несмотря на юный возраст, уже успел приобрести огромный опыт и понимание того, как качественно реализовывать проекты, в отличии от своих ровесников, которые до сих пор считают, что идея — это 90% успеха.
Кем ты мечтал стать в детстве?
В детстве я был очень замкнутым и тихим мальчиком, но, несмотря на это, умел собирать вокруг себя единомышленников. Так как у меня не было общения с отцом, мама хотела возместить это большим количеством разных занятий для моего развития. Я постоянно посещал какие-то кружки, иногда даже несколько одновременно, совмещая это все со школой, в которой, если честно, очень плохо учился. Параллельно со всеми этими занятиями я постоянно рисовал. Сначала хотел стать баскетболистом. Это было модно, в НБА все такие крутые!
Я не думал о том, что хочу быть художником, вообще не представлял, что есть такая профессия. Но у меня всегда было желание что-нибудь рисовать. У нас во дворе даже был такой вид развлечений как рисование. Все выносили тетрадки и шариковые ручки, садились за стол и рисовали, тетрадки сохранились даже. В пятнадцать лет, когда я почувствовал, что не могу достаточно хорошо нарисовать то, что задумал, я спросил у родителей, возможно ли где-то этому научиться. Меня записали в художественную школу.

Что самое приятное в твоей профессии? Почему ты стал художником?
Мне приятно, что у художника есть возможность оставить что-то физическое после себя, выполненная работа становится самодостаточной, художник ей уже не нужен. Художник выбирает сам, с чем работать, сам ищет все возможные варианты для самореализации. Приятно то, что художнику позволительно делать ошибки. Конечно, делать их намеренно я не собираюсь, но слово «художник» подразумевает, что ему нужно прощать.

Наверное, я стал художником, потому что после сделанной работы я сам чувствую свою значимость. И потому что хочу сделать такие работы, которых лично мне пока не хватает для утоления эмоциональной жажды.

Расскажи о своём вдохновении и его природе?
Меня вдохновляет все, что связано с человеческой психологией, психическими расстройствами и заболеваниями, философия отвергнутых обществом людей, сумасшедшие, как возникает сумасшествие, сомнамбулизм, гипноз, взрывное мышление, человеческая находчивость, мистика, загадки, страх, заброшенные дома и территории, на первый взгляд бессмысленные находки, спонтанность… Все, что связано с человеческой физиологией, визуальные и оптические иллюзии, контрасты, неоправданные, глупые поступки, мои личные комплексы, монахи и люди, которые посвящают всю свою жизнь какой-то одной идеи… В музеях и галереях незаметно дотрагиваться до гениальных произведений искусства, путешествия, новые изобретения, казаться глупым…

Некоторые люди: Майкл Джексон, Григорий Сковорода, Джи Джи Аллин, Льюис Кэрролл, Брюс Ли, Энди Уорхол, Иероним Босх, Лукас Кранах, Винсент Ван Гог, семейство Брейгелей… Возможно, забыл кого-то из важных.

Еще меня вдохновляют некоторые ситуации. Когда осень, идет дождь после шести вечера и мне нужно куда-то идти в этом дискомфорте… Выезжать одному за город в лес… Когда люди, с которыми живу, ночью спят, а я работаю.

С какими сложностями приходится сталкиваться художнику в работе?
Лично мне – с недостаточной компетентностью в некоторых вещах, например, физике, психологии, социологии.

Личные табу: что ты приемлешь и чего не приемлешь в искусстве и общении с людьми?
Как в искусстве, так и в людях я не приемлю лжи. В одном польском фильме «Парни не плачут» есть фраза «маму обманешь, отца обманешь, жизнь не обманешь». Не понимаю, почему некоторые люди думают, что лгут кому-то, если на самом деле лгут самим себе. Не приемлю некомпетентность, когда на полном серьезе что-то говорят или делают, не разбираясь в этом. Не приемлю, когда люди, пользуясь служебным положением или авторитетом, поднимают статус своим протеже.

Евгений Самборский. Тишина, 2011

Согласен ли ты с выражением: «художник должен быть голодным»?
Совершенно нет. Я согласен с выражением «художник должен быть в комфорте». Вопрос комфорта –  это уже личное дело художника. Одним для этого нужен дворец, а другим – просто деньги на материалы.

Приносит ли тебе твоя профессия достаточно денег?
Да, мне повезло. Так случилось, что я живу за то, чем занимаюсь. Если мои желания улетают очень уж далеко, на помощь приходит рассудок, который подсказывает, что можно делать, а что нельзя. Пока у меня неплохо получается совмещать их в месте, потому и чувствую себя комфортно.

Может ли художник разбогатеть в Украине?
Хороший художник может разбогатеть где угодно. Мне кажется, что художник должен совмещать четыре составляющих:
— интуицию
— чувство места и времени
— исторический аспект
— здравомыслие
Пока это мой личный рецепт.

Евгений Самборский, в сотрудничестве с Юрием Билеем, проект «Фабрика с видом на озеро», 2012, Варшава, Польша

Расскажи о ценообразовании на работы художников — от чего зависит стоимость картины/работы?
Я не компетентен в таких вопросах. Конечно же, цену работы определяет статус художника. Главное в работе — не ее материальная и визуальная функция. Первоначально — это сила жеста, высказывания художника. Насколько хорошо художник совместит визуальную функцию с художественным жестом, настолько это и определит силу работы.

Следишь ли за творчеством своих коллег?
Слежу, мне интересно, как работают мои коллеги, как они думают. Мне интересно общение и очень приятно, что меня все чаще приглашают участвовать в разных проектах.

Кто из участников МУХи 2012 тебе понравился больше всех?
Я не буду говорить, кто понравился больше. Скажу только, что в отборе участников я был бы строже, и все же остановился бы на 20 участниках, а не на 27, как было в этом году.

Евгений Самборский, в сотрудничестве с Pawel Althamer, Портрет художника, 2011

Каким видишь будущее украинского искусства?
Будущее украинского искусства вижу очень позитивно, потому что наглядно видно, как плавно перемещается мировая столица искусства с запада на восток. Сначала Нью-Йорк, потом Лондон, сейчас это Берлин и, вполне возможно, что дальше это будет Киев. Так даже прогнозируют мои старшие европейские друзья и коллеги. По крайней мере, хочется в это верить.

Есть ли у тебя кумиры среди художников/творческих людей?
Кумиров как таковых нет, есть люди, которые в разные моменты моей жизни повлияли на меня: Стэнли Кубрик, Дэвид Линч, Андрей Жураковский, Леонардо да Винчи, Тарас Прохасько. Пожалуй, это самые значимые персоны.

Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать художник?
Теми, которые я перечислял выше. Еще в своих работах художник не должен врать. И художник не может бояться.

Какие планы на ближайшее будущее?
Я уже несколько месяцев работаю над проектом о своих комплексах, который мне необходимо показать. Но еще предстоит сделать большую часть работы, так что всю зиму буду работать над ним. Плюс у меня много сырого материала, который я привез из Германии и Польши. Над ним тоже нужно работать. Есть несколько групповых проектов, на которые меня пригласили. И, конечно же, работа с ребятами в «Открытой группе», которая недавно стартовала. У нас много планов

На что потратишь премию полученную за победу в конкурсе МУХи?
Теперь буду готовить более затратные проекты, учитывая то, что могу финансово себе это позволить. На самом деле премия помогла не только мне, а целой Украине, потому что рост одного художника сильно влияет на рост остальных – что называется «здоровая конкуренция». А я и в дальнейшем постараюсь подтвердить то, что получил ее не зря.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: