Евгений Самборский, победитель МУХi2012: “Художник должен быть в комфорте!”
Что самое приятное в твоей профессии? Почему ты стал художником?
Мне приятно, что у художника есть возможность оставить что-то физическое после себя, выполненная работа становится самодостаточной, художник ей уже не нужен. Художник выбирает сам, с чем работать, сам ищет все возможные варианты для самореализации. Приятно то, что художнику позволительно делать ошибки. Конечно, делать их намеренно я не собираюсь, но слово «художник» подразумевает, что ему нужно прощать.
Наверное, я стал художником, потому что после сделанной работы я сам чувствую свою значимость. И потому что хочу сделать такие работы, которых лично мне пока не хватает для утоления эмоциональной жажды.
Расскажи о своём вдохновении и его природе?
Меня вдохновляет все, что связано с человеческой психологией, психическими расстройствами и заболеваниями, философия отвергнутых обществом людей, сумасшедшие, как возникает сумасшествие, сомнамбулизм, гипноз, взрывное мышление, человеческая находчивость, мистика, загадки, страх, заброшенные дома и территории, на первый взгляд бессмысленные находки, спонтанность… Все, что связано с человеческой физиологией, визуальные и оптические иллюзии, контрасты, неоправданные, глупые поступки, мои личные комплексы, монахи и люди, которые посвящают всю свою жизнь какой-то одной идеи… В музеях и галереях незаметно дотрагиваться до гениальных произведений искусства, путешествия, новые изобретения, казаться глупым…
Некоторые люди: Майкл Джексон, Григорий Сковорода, Джи Джи Аллин, Льюис Кэрролл, Брюс Ли, Энди Уорхол, Иероним Босх, Лукас Кранах, Винсент Ван Гог, семейство Брейгелей… Возможно, забыл кого-то из важных.
Еще меня вдохновляют некоторые ситуации. Когда осень, идет дождь после шести вечера и мне нужно куда-то идти в этом дискомфорте… Выезжать одному за город в лес… Когда люди, с которыми живу, ночью спят, а я работаю.
С какими сложностями приходится сталкиваться художнику в работе?
Лично мне – с недостаточной компетентностью в некоторых вещах, например, физике, психологии, социологии.
Личные табу: что ты приемлешь и чего не приемлешь в искусстве и общении с людьми?
Как в искусстве, так и в людях я не приемлю лжи. В одном польском фильме «Парни не плачут» есть фраза «маму обманешь, отца обманешь, жизнь не обманешь». Не понимаю, почему некоторые люди думают, что лгут кому-то, если на самом деле лгут самим себе. Не приемлю некомпетентность, когда на полном серьезе что-то говорят или делают, не разбираясь в этом. Не приемлю, когда люди, пользуясь служебным положением или авторитетом, поднимают статус своим протеже.
Согласен ли ты с выражением: “художник должен быть голодным”?
Совершенно нет. Я согласен с выражением «художник должен быть в комфорте». Вопрос комфорта – это уже личное дело художника. Одним для этого нужен дворец, а другим – просто деньги на материалы.
Приносит ли тебе твоя профессия достаточно денег?
Да, мне повезло. Так случилось, что я живу за то, чем занимаюсь. Если мои желания улетают очень уж далеко, на помощь приходит рассудок, который подсказывает, что можно делать, а что нельзя. Пока у меня неплохо получается совмещать их в месте, потому и чувствую себя комфортно.
Может ли художник разбогатеть в Украине?
Хороший художник может разбогатеть где угодно. Мне кажется, что художник должен совмещать четыре составляющих:
– интуицию
– чувство места и времени
– исторический аспект
– здравомыслие
Пока это мой личный рецепт.
Расскажи о ценообразовании на работы художников – от чего зависит стоимость картины/работы?
Я не компетентен в таких вопросах. Конечно же, цену работы определяет статус художника. Главное в работе – не ее материальная и визуальная функция. Первоначально – это сила жеста, высказывания художника. Насколько хорошо художник совместит визуальную функцию с художественным жестом, настолько это и определит силу работы.
Следишь ли за творчеством своих коллег?
Слежу, мне интересно, как работают мои коллеги, как они думают. Мне интересно общение и очень приятно, что меня все чаще приглашают участвовать в разных проектах.
Кто из участников МУХи 2012 тебе понравился больше всех?
Я не буду говорить, кто понравился больше. Скажу только, что в отборе участников я был бы строже, и все же остановился бы на 20 участниках, а не на 27, как было в этом году.
Каким видишь будущее украинского искусства?
Будущее украинского искусства вижу очень позитивно, потому что наглядно видно, как плавно перемещается мировая столица искусства с запада на восток. Сначала Нью-Йорк, потом Лондон, сейчас это Берлин и, вполне возможно, что дальше это будет Киев. Так даже прогнозируют мои старшие европейские друзья и коллеги. По крайней мере, хочется в это верить.
Есть ли у тебя кумиры среди художников/творческих людей?
Кумиров как таковых нет, есть люди, которые в разные моменты моей жизни повлияли на меня: Стэнли Кубрик, Дэвид Линч, Андрей Жураковский, Леонардо да Винчи, Тарас Прохасько. Пожалуй, это самые значимые персоны.
Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать художник?
Теми, которые я перечислял выше. Еще в своих работах художник не должен врать. И художник не может бояться.
Какие планы на ближайшее будущее?
Я уже несколько месяцев работаю над проектом о своих комплексах, который мне необходимо показать. Но еще предстоит сделать большую часть работы, так что всю зиму буду работать над ним. Плюс у меня много сырого материала, который я привез из Германии и Польши. Над ним тоже нужно работать. Есть несколько групповых проектов, на которые меня пригласили. И, конечно же, работа с ребятами в «Открытой группе», которая недавно стартовала. У нас много планов
На что потратишь премию полученную за победу в конкурсе МУХи?
Теперь буду готовить более затратные проекты, учитывая то, что могу финансово себе это позволить. На самом деле премия помогла не только мне, а целой Украине, потому что рост одного художника сильно влияет на рост остальных – что называется «здоровая конкуренция». А я и в дальнейшем постараюсь подтвердить то, что получил ее не зря.