Спецпроєкти

Откуда в Украине взяться моде haute couture? – Расставляем все точки над i


1

Несмотря на факт планомерного развития украинской моды, ее популяризации и становления, остаются понятия, которые к Ukrainian Fashion применить нельзя ни сейчас, ни даже через лет двадцать. Haute couture – этим нескромным словосочетанием многие позволяют себе разбрасываться направо и налево. В основном, легкомыслие по отношению к самому венцу мирового модного процесса – от элементарного незнания. Мы бы хотели расставить точки над i: рассказать, что есть мода от кутюр, и почему в Украине о ней даже заикаться не стоит.

Giambattista Valli Couture fall-winter 2012-2013

Сделать отдельный материал на эту тему нас натолкнули неоднократные опрометчивые высказывания и дизайнеров (а также тех, кто таковыми себя ошибочно считает), журналистов и блоггеров о моде haute couture в Украине. У нас нет ни кутюра, ни кутюрье – это раз. И нам до них, как до луны, – это два.

Начнем с элементарного, с определения: haute couture (фр.) – высокая мода, высокое искусство шитья; понятие, относящееся к созданию эксклюзивных изделий по индивидуальным меркам. Одежда, обувь и аксессуары haute couture создаются из материалов высочайшего класса, самых дорогих тканей – с самым пристальным вниманием к деталям и весомым процентом ручной работы. Есть мнение о том, что из трех швов изделия от кутюр два должны быть выполнены вручную.

На данном этапе украинский дизайнер вполне мог бы вписать в кутюрные параметры: отчего же, на заказ у нас шьют, и очень даже охотно; дорогие ткани – пожалуйста; эксклюзив, платье четко под вашу фигуру – нет проблем; hand-made – не вопрос, в вышивке и мелком декоре мы кому захочешь фору дадим. И тем не менее, есть чисто технические моменты, которые ну никак не позволяют каждому второму “андре тану” называть себя кутюрье.

Chanel Couture fall-winter 2012-2013

Что же это за такие моменты, против которых даже мы с нашим украинским горячим напором попереть никак не можем? Все просто – чтобы официально делать моду haute couture, нужно не только предлагать инд. пошив, но еще и:
а) держать мастерскую/ателье непосредственно и исключительно в Париже с обслуживающим персоналом не менее 15 человек (рабочий день – full time, что немаловажно);
б) иметь минимум двадцать портных в штате одного ателье (также с полным рабочим днем);
в) делать два показа в год с официальной презентацией для прессы и минимум 35 выходами моделей (дневные и вечерние луки включительно).
И все эти правила соблюдаются под строгим присмотром Chambre de commerce et d’industrie de Paris – организации, придуманной еще Наполеоном Бонапартом в 1803 году. В нее входит Chambre syndicale de la caute couture – непосредственно община Модных Домов, которые делают haute couture.

Alexis Mabille
Alexis Mabille
Armani Prive
Armani Prive
Atelier Versace
Atelier Versace
Bouchra Jarrar
Bouchra Jarrar
Chanel
Chanel
Christian Dior
Christian Dior
Elie Saab
Elie Saab
Giambattista Valli
Giambattista Valli
Givenchy
Givenchy
Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier
Maison Martin Margiela
Maison Martin Margiela
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Valentino
Valentino
01/13
Alexis Mabille
Armani Prive
Atelier Versace
Bouchra Jarrar
Chanel
Christian Dior
Elie Saab
Giambattista Valli
Givenchy
Jean Paul Gaultier
Maison Martin Margiela
Ulyana Sergeenko
Valentino

По итогам последнего сезона haute couture осень-зима 2012-2013, в списке  Chambre syndicale de la caute couture следующие имена: Alexis Mabille, Armani Prive, Atelier Versace, Bouchra Jarrar, Chanel, Christian Dior, Elie Saab, Giambattista Valli, Givenchy, Jean Paul Gaultier, Maison Martin Margiela, Valentino. Неожиданно для всех и пока не слишком уверенно и довольно сомнительно – Ulyana Sergeenko. Одним словом, для того, чтобы не быть просто местечковым производителем couture (а это и есть все те украинские дизайнеры, которым не дают покоя лавры кутюрье), нужно иметь солидное производство, обширную команду, завидных клиентов и очень-очень-очень много денег. Одного лишь таланта, тяги к hand-made и эксклюзивному пошиву далеко недостаточно.

Armani Prive
Armani Prive
Chanel
Chanel
Giambattista Valli
Giambattista Valli
Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier
Valentino
Valentino
01/5
Armani Prive
Chanel
Giambattista Valli
Jean Paul Gaultier
Valentino

Именно по финансовым причинам многие действующие Модные Дома уже давно отказались от производства haute couture – это слишком дорого и очень рискованно в плане окупаемости. Пако Рабанн в середине 90х сказал, что мода haute couture как таковая умерла – и это правда, ведь оставшиеся 10-15 имен, хоть и собирают дважды в год публику на показы от кутюр, все-таки не в состоянии держать его на том уровне, на котором он был раньше.
Селебритиз тоже стали умнее и практичнее: тратить сумасшедшие деньги на платье haute couture для одного выхода на красную дорожку – дело неблагодарное. Дизайнеры же, в свою очередь, часто вынуждены попросту дарить (!) свои роскошные платья от кутюр во имя пиара, поддержания статуса и уровня популярности. Кто-то выдерживает подобные испытания и остается на плаву,  кто-то же наоборот – предпочитает сэкономить и отказаться от производства haute couture. Следующим в списке экс-проивзодителей  haute couture, к сожалению, станет Givenchy.

Armani Prive
Armani Prive
Bouchra Jarrar
Bouchra Jarrar
Chanel
Chanel
Christian Dior
Christian Dior
Jean Paul Gaultier
Jean Paul Gaultier
Valentino
Valentino
01/6
Armani Prive
Bouchra Jarrar
Chanel
Christian Dior
Jean Paul Gaultier
Valentino

Из самых распространенных заблуждений о haute couture – миф о том, что это непременно должно быть совершенно невообразимое платье, сплошь расшитое драгоценными камнями, дорогущими перьями, кружевом и прочими элементами, имеющими отношение к luxury. Вот и нет. Если вы внимательно посмотрите на работы Christian Dior или Valentino, вы увидите, что в коллекциях haute couture есть совершенно минималистичные вещи, суть которых – в идеальном крое, швах, строчках, выточках. Детали, скрытые от глаз.

Это и делает кутюр таким ценным – когда одному лишь обладателю той или иной вещи известно, что скрывается в изнанке платья, сколько туда вложено усилий и кропотливой, пристальной работы.

Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
01/4
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko
Ulyana Sergeenko

По причине всего вышесказанного, невозможно не разразиться смехом, когда на украинских модных широтах звучит словосочетание “smart couture” или “новая коллекция haute couture”. О “светочах” отечественной модной индустрии говорить подробно не будем – все знают о том, насколько здесь велики амбиции, и насколько смешно они выглядят. И даже если отодвинуть в сторону территориальный аспект (обязательное наличие парижского ателье), никаким кутюром тут и не пахнет. Элементарно сам пошив не дотягивает – а уж это основа основ. Автору статьи хорошо известны случаи, когда платья, обозначенные “Ukrainian haute couture” расходились по швам прямо при ходьбе, красили руки и ноги, не были приняты ни одной химчисткой по причине “риска потери цвета”.

Valentino Couture fall-winter 2012-2013

Впрочем, если локальных fashion-богов эта местечковость устраивает – им и карты в руки. Жен депутатов у нас предостаточно – есть кого одевать в украинский haute couture. Мы не отрицаем того, что наши дизайнеры могут и умеют делать фантастическую ручную работу. Но почему-то Артем Климчук, который делает непревзойденные вещи с горным хрусталем, не кричит на каждом углу, что он делает haute couture. А Светлана Бевза, известная своим идеальным кроем и сверх-аккуратным пошивом, не переименовывает свой бренд в BEVZA couture. И так далее. Есть масса наших дизайнеров, которые, при наличии финансирования, могли бы запросто стать рядом с Ульяной Сергеенко. Но есть и страдающие болезнью шика-блеска, у которых эго больше самого Парижа, хотя талант запросто поместится в ушко иголки. Вот такая игра контрастов.

Jean Paul Gaultier Couture fall-winter 2012-2013

Славянская душа слишком любит жить на широкую ногу, имея при этом десять кредитов в банке. В искусстве притворства мы преуспели – нам слишком важно иметь красивую оболочку со стразами, под которой скрываются старенькие лохмотья. По сути же, нам не нужен никакой кутюр – давайте начнем с малого, с хорошего, качественно и не заоблачно дорогого ready-to-wear. И будет нам счастье. А haute couture пусть так и останется прерогативой Домов с многолетней fashion-историей, до которой нам пока еще очень далеко.

Фото: style.com

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь