Cпецпроекти

Реконструкция киевского ЦУМа: с 1900 до наших дней – зачем ломают родные цумовские интерьеры?


6 251

1915_0

Одно из самых обсуждаемых событий в жизни Киева – реконструкция ЦУМа. Андрей Сверчевский, менеджер проекта по реконструкции, рассказывает bit.ua о том, зачем ломают давно построенное и как должен выглядеть современный универмаг.

На протяжении всей дискуссии о проекте реконструкции ЦУМа её участники с различной долей доброжелательности задавали нам один и тот же вопрос: “Ну, хорошо, цумовские коммуникации и инженерные сети устарели и износились. Меняйте. Но зачем вы трогаете родные, до боли знакомые, цумовские интерьеры?”. Ответом на этот вопрос не является бытующее среди киевлян мнение о том, что бесстыжие застройщики любой ценой пытаются разрушить Киев (к сожалению, оснований для таких рассуждений более, чeм достаточно). Причина в ином: как это ни парадоксально звучит, но ЦУМ прошлого образца не был приспособлен для розничной торговли. (“Что-о-о?! 70 лет торговал и вдруг “не приспособлен”!).

Киевский ЦУМ прошлого образца не был приспособлен для розничной торговли.

Постараемся объяснить. В 1939 году, когда ЦУМ открылся, принцип организации торгового пространства, хотя и не настолько кодифицированный как сегодня (об этом ниже), уже существовал. Однако, родился и развился этот принцип на Западе, в условиях свободной конкуренции, где спрос рождал предложение, торговец платил арендную плату собственнику помещения, а клиент был всегда прав.

1980-е годы

1980-е годы

1900-е годы

1900-е годы

В стране же победившего социализма спрос и предложение к этому времени были заменены ёмким словом “дефицит”, торговцев уничтожили как класс, а последнее слово оставили за продавцом. Очевидно, что в этих условиях руководящим принципом планирования и возведения ЦУМа было не наиболее рациональное использование пространства с учётом последних наработок розничной торговли и не забота об удобстве покупателей (и так придут!), а, как это было принято в те годы, директивы партии и правительства о преимуществах социализма воплощённых в камне. С этой мыслью и построили.

Прошло 70 лет. ЦУМ стал любимым магазином киевлян и… безнадёжно устарел, на десятилетия отстав от требований современной торговли, которая к этому времени превратилась в огромную индустрию (оборот только 250-ти самых больших международных торговых сетей в 2011 году составил 4 271 триллиона долларов США) со своими жёсткими “правилами игры”. Ключевым из этих правил стала организация торгового пространства универмагов, торговых центров и отдельных магазинов в соответствии с определёнными параметрами.

Появились эти унифицированные параметры (шаг колонн, высота потолков, наличие атриума, организация движения покупателей как по этажам так и между ними, освещение на квадратный метр, наличие парковки, определённого количества кафе, ресторанов, зон отдыха и туалетов) как из желания сделать шоппинг максимально удобным, так и необходимости предоставить максимально удобные условия работы розничным операторам, которые рассчитывают эффективность работы магазина на основании продаж единиц товара на метр стандартного (ключевое слово!) торгового оборудования и количества торгового оборудования на квадратный метр арендуемых площадей.

В совокупности с ценовым сегментом и целевой аудиторией бренда (масс-маркет, средний, средний плюс и т.д.), интенсивностью покупательских потоков, сезонностью и массой других факторов каждый торговый оператор создаёт свой собственный “мерчандайзинг” (т.е выкладку товара и внутреннее оформление магазина). Таким образом, “мерчандайзинг” магазинов разных торговых марок и планировка всех без исключения ,торговых центров, несмотря на кажущиеся различия, в качестве отправной точки имеют одни и те же планировочные параметры. Параметры, под которые (если оставить в стороне форматы “советский” и “базарный”) любимый киевлянами ЦУМ никак не подходил.

Поскольку главной задачей нового ЦУМа является организация в нём современной торговли с привлечение наиболее профессиональных международных и местных ритейлеров, а предлагать розничному оператору нестандартное розничное помещение равносильно сдаче квартиры в наём с просьбой, чтобы жилец всю свою мебель переделал под размер арендуемых комнат, то было принято решение полностью перестроить интерьеры ЦУМа с тем, чтобы сделать его более привлекательным и облегчить “входной билет” этим ритейлеров.

318784_463156787097322_2126691537_n

Исключением из всего вышесказанного являются лишь, так называемые, “флагманские” магазины, т.е. главные магазинах торговой марки расположенных на центральных улицах исторической части города в помещениях, которые зачастую, по той или иной причине, не подлежат перапланировке. “Флагманские” магазины – это витрина марки и ради них розничные операторы идут на нестандартную планировку и нестандартный “мерчандайзинг”. В Киеве, примером такого магазина, является Zara на Крещатике. Но он исключение – все остальные киевские магазины этой марки “живут” по общепринятым розничным законам.

Напоследок, стоит отметить, что в процессе реконструкции мы демонтировали и сохранили наиболее характерные детали интерьеров ЦУМа с тем, чтобы, прийдя в 2015 году в помолодевший ЦУМ, киевляне нашли в нём ” родные, до боли знакомые”, цумовские черты.

finintb0015 fininta0004

Фото: издательство “Варто”

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: