Cпецпроекты

Реконструкция киевского ЦУМа: с 1900 до наших дней — зачем ломают родные цумовские интерьеры?


6 747 253

1915_0

Одно из самых обсуждаемых событий в жизни Киева — реконструкция ЦУМа. Андрей Сверчевский, менеджер проекта по реконструкции, рассказывает bit.ua о том, зачем ломают давно построенное и как должен выглядеть современный универмаг.

На протяжении всей дискуссии о проекте реконструкции ЦУМа её участники с различной долей доброжелательности задавали нам один и тот же вопрос: «Ну, хорошо, цумовские коммуникации и инженерные сети устарели и износились. Меняйте. Но зачем вы трогаете родные, до боли знакомые, цумовские интерьеры?». Ответом на этот вопрос не является бытующее среди киевлян мнение о том, что бесстыжие застройщики любой ценой пытаются разрушить Киев (к сожалению, оснований для таких рассуждений более, чeм достаточно). Причина в ином: как это ни парадоксально звучит, но ЦУМ прошлого образца не был приспособлен для розничной торговли. («Что-о-о?! 70 лет торговал и вдруг «не приспособлен»!).

Киевский ЦУМ прошлого образца не был приспособлен для розничной торговли.

Постараемся объяснить. В 1939 году, когда ЦУМ открылся, принцип организации торгового пространства, хотя и не настолько кодифицированный как сегодня (об этом ниже), уже существовал. Однако, родился и развился этот принцип на Западе, в условиях свободной конкуренции, где спрос рождал предложение, торговец платил арендную плату собственнику помещения, а клиент был всегда прав.

1980-е годы

1980-е годы

1900-е годы

1900-е годы

В стране же победившего социализма спрос и предложение к этому времени были заменены ёмким словом «дефицит», торговцев уничтожили как класс, а последнее слово оставили за продавцом. Очевидно, что в этих условиях руководящим принципом планирования и возведения ЦУМа было не наиболее рациональное использование пространства с учётом последних наработок розничной торговли и не забота об удобстве покупателей (и так придут!), а, как это было принято в те годы, директивы партии и правительства о преимуществах социализма воплощённых в камне. С этой мыслью и построили.

Прошло 70 лет. ЦУМ стал любимым магазином киевлян и… безнадёжно устарел, на десятилетия отстав от требований современной торговли, которая к этому времени превратилась в огромную индустрию (оборот только 250-ти самых больших международных торговых сетей в 2011 году составил 4 271 триллиона долларов США) со своими жёсткими «правилами игры». Ключевым из этих правил стала организация торгового пространства универмагов, торговых центров и отдельных магазинов в соответствии с определёнными параметрами.

Появились эти унифицированные параметры (шаг колонн, высота потолков, наличие атриума, организация движения покупателей как по этажам так и между ними, освещение на квадратный метр, наличие парковки, определённого количества кафе, ресторанов, зон отдыха и туалетов) как из желания сделать шоппинг максимально удобным, так и необходимости предоставить максимально удобные условия работы розничным операторам, которые рассчитывают эффективность работы магазина на основании продаж единиц товара на метр стандартного (ключевое слово!) торгового оборудования и количества торгового оборудования на квадратный метр арендуемых площадей.

В совокупности с ценовым сегментом и целевой аудиторией бренда (масс-маркет, средний, средний плюс и т.д.), интенсивностью покупательских потоков, сезонностью и массой других факторов каждый торговый оператор создаёт свой собственный «мерчандайзинг» (т.е выкладку товара и внутреннее оформление магазина). Таким образом, «мерчандайзинг» магазинов разных торговых марок и планировка всех без исключения ,торговых центров, несмотря на кажущиеся различия, в качестве отправной точки имеют одни и те же планировочные параметры. Параметры, под которые (если оставить в стороне форматы «советский» и «базарный») любимый киевлянами ЦУМ никак не подходил.

Поскольку главной задачей нового ЦУМа является организация в нём современной торговли с привлечение наиболее профессиональных международных и местных ритейлеров, а предлагать розничному оператору нестандартное розничное помещение равносильно сдаче квартиры в наём с просьбой, чтобы жилец всю свою мебель переделал под размер арендуемых комнат, то было принято решение полностью перестроить интерьеры ЦУМа с тем, чтобы сделать его более привлекательным и облегчить «входной билет» этим ритейлеров.

318784_463156787097322_2126691537_n

Исключением из всего вышесказанного являются лишь, так называемые, “флагманские” магазины, т.е. главные магазинах торговой марки расположенных на центральных улицах исторической части города в помещениях, которые зачастую, по той или иной причине, не подлежат перапланировке. “Флагманские” магазины — это витрина марки и ради них розничные операторы идут на нестандартную планировку и нестандартный «мерчандайзинг». В Киеве, примером такого магазина, является Zara на Крещатике. Но он исключение — все остальные киевские магазины этой марки «живут» по общепринятым розничным законам.

Напоследок, стоит отметить, что в процессе реконструкции мы демонтировали и сохранили наиболее характерные детали интерьеров ЦУМа с тем, чтобы, прийдя в 2015 году в помолодевший ЦУМ, киевляне нашли в нём » родные, до боли знакомые», цумовские черты.

finintb0015 fininta0004

Фото: издательство «Варто»

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

6 комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Юлиан А.

Татьяна, где же фото великих интерьеров которые разрушили?

Вы там хоть раз что-то покупали? Это позорище стояло и было годно только для покупки носков, сейчас же сделают приличный магазин под стать тем мультибрендам, что есть во всех приличных европейских городах. Какие по-вашему бренды пришли бы в ЦУМ старого образца? Не стоит писать такие статьи, это полная ахинея. Рад что реконструкция идет и город хоть немного, но улучшается. Если бы ее не начали, универмаг постигла бы участь гастронома, что напротив.

И я все же хочу хотя бы одно фото увидеть тех чудных интерьеров ЦУМа, где они.

Или вы имели в виду эти:

http://asset1.mapia.ua/assets/photos/000/050/489/photos/large/tsum-bogdana-hmelnitskogo-kiev-8.JPG?1292412630

http://asset1.mapia.ua/assets/photos/000/050/485/photos/large/tsum-bogdana-hmelnitskogo-kiev-2.JPG

Вы, Татьяна, привлекли бы в ЭТО хотя бы один приличный бренд? Даже украинский.

2
Юра Иванов

А вы материал читали? )))

3
Юлиан А.

Диагональное

4
Юра Иванов

Ага, мир иногда лучше, чем кажется ;)

5
Юлиан А.

Лол)) надо улучшать свое диагональю чтение) сорри)

6
Gromadjanin

Режут по живому, уничтожают душу ЦУМа в угоду торгашеству и звонкой монете. Ахметову и его сподвижникам не понять что такое ЦУМ для киевлян, рассуждает иными мерками. Захватчики Гостинного двора рассуждают так же и готовы перекроить памятник архитектуры превратив его в филиал Бессарабского рынка.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: