Cпецпроекты

Дневник Одесского кинофестиваля, часть 1: открытие, датское кино, мастер-класс Кустурицы и другие


0 22 18

Screen Shot 2013-07-15 at 9.43.01 AM copy

Наш киноредактор Тарас Кайдан отправился на Одесский кинофестиваль, чтобы пересмотреть все фильмы, попасть на мастер-классы и красные дорожки и пообщаться с героями киноиндустрии: обо всем он рассказывает в дневниках фестиваля специально для bit.ua.

Есть такой формат публицистики, как дневник кинофестиваля. Здесь собираются вместе жанр кинорецензии, эссе и, собственно, репортажа. Вот в этом формате, рассказывая о фильмах, своих мыслях и происходящем вокруг, мы и попробуем узнать поближе это мероприятие.

11 июля. «Охота»

ohota-2-scene

Одесский кинофестиваль проводится уже четвертый раз. Он открылся 12-го июля и закроется 20-го. В течении этого времени я планирую написать 3 части дневника, так чтобы в каждой описывалось несколько дней. Для меня фестиваль начался в автобусе для прессы, который ехал из Киева в Одессу вечером, 11 июля. То был вечер датского кино. За почти 7 часов езды мы успели посмотреть заранее приготовленный фильм «Охота» с Мадсом Микельсеном в главной роли и пару серий датско-шведского остросюжетного сериала «Мост». И то, и другое крайне рекомендуется к просмотру.

Благодаря режиссерам, вроде Ларса фон Триера, Дания превратилась в страну экзистенциального кинематографа. Взяв за основу любой сюжет, датские авторы раскрывают в своих картинах проблемы человеческого поведения, его сущность, его отношения в обществе, семье и с самим собой. Такова и «Охота» Томаса Винтерберга. Главный герой Лукас, только вышел из депрессии и нашел новую работу, пройдя все круги ада дауншифтинга. И тут, на новой работе нашего героя настигает еще большее потрясение, вызванное милой невинной девочкой (Лукас работает в детском саду), к тому же дочкой лучшего друга. После этого события весь городок начинает косо смотреть на него, продавцы — не пускать в магазины, а друзья — закрывать двери перед носом. Но Лукас — хладнокровный охотник по своей природе, хоть и оказался в роли добычи. Теперь он должен действовать с позиции силы. Актер Мадс Микельсен получил за роль в этом фильме приз на Каннском кинофестивале в прошлом году.

12 июля. Открытие. Мастер-класс Эмира Кустурицы

oiff1

А вот уже и Одесса, фестивальный бейдж, квартира, сон и следующее утро. 12 июля ознаменовалось скорее не открытием в Оперном театре, а незабываемым мастер-классом сербского режиссера Эмира Кустурицы, который проходил в кинотеатре “Родина”. Эмир — один из немногих обладателей сразу двух Золотых пальмовых ветвей Каннского кинофестиваля. И он очень не любит то, как влияет современное кино на общество. То ли дело 70-е. Тогда люди думали по-другому, в обществе было много новых, актуальных конфликтов, которые могли стать темой для размышлений и кинофильмов. Сейчас же любой фильм, чтобы собрать хорошую кассу и достучаться до широкой аудитории, должен быть эффектным, политкорректным, пресным и рафинированным. Никаких острых тем, никаких жестких высказываний, никаких размышлений. Телесериалы стали и то более злободневны и агрессивны. Поэтому бокс-офис (кассовые сборы) и маркетинг — основные враги кино, как искусства, по мнению Кустурицы. Массовые фильмы больше не создают, их производят.

Впрочем, печаль и сочувствие Кустурицы не помешали ему принять почетную награду фестиваль за вклад в развитие кинематографа, а потом прямо со сцены отправиться на концерт собственной группы The No Smoking Orchestra в качестве гитариста. Выступление мог послушать любой, кто в этот момент оказался в районе Потемкинской лестницы, на которой не осталось ни одной свободной ступеньки. В Киеве такой аншлаг может собрать разве что бесплатный концерт на Крещатике.

13 июля. «Игра в правду». «Когда я умирала»

945431063

В этот раз на фестивале очень много фильмов о смерти и физических недостатках человека. Вопросы телесности и проблематика человеческого тела становятся все более навящивыми в искусстве вообще, и в кинематографе в частности. Так, скоро на экраны выходит фантастический блокбастер «Элизиум» с Мэттом Деймоном о проблемах трансгуманизма, объединении человека и машины в одном теле, так что Голливуду это тоже интересно. Ну и другие режиссеры не обходят эту тематику стороной.

13 июля наконец-то начались кинопоказы. Мы еле успели на первый сеанс, который начался в 10 утра. Это фильм “Игра в правду”. В фильме трое друзей, бывших сокурсников в ВУЗе, снова собираются вместе, чтобы встретиться со своей старой подругой, которая 20 лет назад укатила в Москву, чтобы устроить собственную жизнь. Но судьба внесла свои корректировки как в ее жизнь, так и в жизни закадычных друзей. Подробнее о картине вы можете прочесть в моей рецензии.

_1367860529

Следующим показом была гала-премьера режиссерского дебюта актера Джеймса ФранкоКогда я умирала”. Не особо подкупает названием, но зато поставлена по роману американского писателя ХХ века, Уильяма Фолкнера. Так вот, Фолкнера экранизировать нельзя. Мне кажется, это все равно, что экранизировать Пруста или Джойса. Можно выдумать авторский экспериментальный стиль кинематографии (что Джеймс Франко и сделал), можно близко к тексту пересказать сюжет, но ценность модерной прозы в другом. А сам по себе фильм слабоват, затянут и перенасыщен попытками этот самый модернизм перенести на экран. Хотя, казалось бы, история интересна: чудаковатая семья с юга США должна переправить тело жены и матери в город, где она родилась, по ее собственному завещанию. Такое себе роуд-муви в антураже американских пейзажей времен Великой депрессии.

14 июля. «Пена дней»

05

То ли дело, экранизировать французского постмодерниста Бориса Виана. Режиссер Мишель Гондри, автор фильма “Вечное сияние чистого разума”, собрал лучших французских актеров последних лет и создал сюрреалистическую анти-сказку “Пена дней”, в которой сначала женятся и радуются, а потом начинаются проблемы и лишения.

В выдуманном Париже, судя по всему, созданном гуманитариями, где все работает немного иначе, чем у нас, и Жан-Поля Сартра зовут Жан-Соль Партр, живут друзья, каждый из которых стремится к счастью. Один из них находит его в лице девушки по имени Хлоя. Через полгода после знакомства они женятся, после чего на Хлою, ее мужа и его друзей наваливается огромное количество проблем, и даже сказочный Париж отворачивается от них. В “Пене дней” соединяются трагикомедия, сюрреализм и множество постмодерных аллюзий. Сюжет похож на “Трех товарищей” Ремарка, атмосфера Парижа — на “Амели”, а финальные кадры напоминают оные в “Седьмой печати” Бергмана. «Пена дней» — действительно необычная лента. Кстати, совсем скоро ее можно будет посмотреть в кинотеатрах.

Фото: ria.ru, kinopoisk.ru

Подписывайтесь на нас в Facebook
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: