Cпецпроекты

ГогольFest 2013 изнутри: комментарии координаторов


0 535 27

DSC_0351
C 13 по 22 сентября на территории заброшенного завода металлоконструкций на Выдубичах проходит междисциплинарный фестиваль современного искусства ГогольFest 2013. В этом году он, как всегда, вызвал массу споров касательно качества своей организации и контента. Bit.ua решил поговорить с координаторами программ.

В пятницу тринадцатого на заводе «Выдубичи», как всегда, бурно и феерично открылся фестиваль современного искусства имени российско-украинского писателя-мистика Николая Васильевича Гоголя — ГОГОЛЬFEST 2013. Пожалуй, от его личности здесь осталась только атмосфера загадочности пространства и дух некой сюрреалистичности происходящего, помноженные в то же время на молодую энергию пришедших.

Программа ГогольFest’а в этом году очень разнообразная и насыщенная: параллельно проходят программы Театр, Музыка, Кинотеатр, Литература, Визуальное искусство, Образование, Мастерские, Эко, а также программа для детей и проект от LabCombinat. По этой причине, мультидисциплинарный ГогольFest сложно назвать фестивалем именно современного искусства. Скорее, это фестиваль современной культуры, место встречи молодой творческой молодежи, как и обозначал его концепцию идеолог и создатель Владислав Троицкий — арт-кластер «Выдубичи» станет площадкой и местом коммуникации творческих молодых людей.

Так как все это начиналось с украинского театра «Дах» и группы «ДахиБрахи», с театральной и музыкальной программой феста все понятно. В качественном плане же вызывают вопросы другие параллельные программы — например, визуальная, к которой у украинского художественного сообщества каждый год возникает ряд конструктивных претензий. Также в этом году добавились мастерские, а литературная программа приятно удивила своим разнообразием мероприятий. Детальнее об этих программах ГогольFest 2013, их задачах, целях и взгляде изнутри  мы решили расспросить у самих координаторов визуальной, литературной части и мастерских.

4_3Людмила Скрынникова, координатор визуальной программы Гогольфеста 2013,  арт-менеджер:

«Визуальная программа ГогольФест-2013 состоит из нескольких частей. Главным проектом являются масштабные витражные росписи, покрывающие оконную поверхность главного цеха. Его идейной основой стала тема храма, храма активного действия, которая в этом году вдохновляет весь фестиваль. К этому проекту, помимо большого количества отдельных авторов, подключились несколько художественных институций (Институт проблем современного искусства, Я Галерея, Bottega Gallery, галерея Я. Гретера).

Другая, противоречивая часть визуальной программы – это отдельные проекты и работы порядка 250 художников, размещенные в нижнем пространстве цеха, разбросанные по стенам и территории фестиваля. В идеале, этот проект должен был называться «программой OFF» — возможностью всем желающим художникам показать свое творчество. Эту возможность ГогольФест традиционно считает одной из своих миссий. Соседствовать с этим проектом могла «программа ON», профессиональная часть экспозиции, задающая определенный уровень и формирующая вкус аудитории. Но отсутствие бюджета, а также ряд других обстоятельств, сделали ее реализацию невозможной.

То, что я попыталась сделать, это создать отдельный проект, выстроив его из работ художников, приславших свои аппликации. После отбора (по некоторым проектам я обращалась за консультацией к Юлии Вагановой и Павлу Гудимову) из 150 заявок в этот проект вошли работы лишь около 30 художников. Проект размещается на верхней галерее в части визуальной программы. К нему необходимо добираться по узкой железной лестнице, и, надеюсь, это усилие все же того стоит. Работы проекта не объединены единой кураторской концепцией, ее просто невозможно было построить исходя из имеющегося материала. Экспозиция сформирована таким образом, чтобы включить зрителя в процесс некоего поиска и преодоления препятствий, которые естественным образом задаются пространством. Мне хотелось наладить максимальное взаимодействие с местом и указать зрителю на, возможно, ускользающие от него детали. Часть работ моего проекта размещена на улице или внедрена в другое пространство цеха.

Все сделанное произошло исключительно средствами и стараниями самих художников. Благодарны компании Samsung за плазмы, проекторы и DVD, без которых бы этот не состоялся.

От этой не совсем привлекательной реальности формирования визуальной программы можно отвернуться и критиковать. Можно констатировать, что раз так плохо, лучше не делать совсем. Но, как уже показали эти несколько дней фестиваля – визуальная программа нужна и ее хотят видеть те, кто хочет видеть ГогольФест».

 

4_1Александр Михед, координатор литературной программы:

«В квітні я отримав пропозицію від фестивалю курувати Літературну програму. Але вже тоді розумів, що хочеться відійти від класичного формату формування літературних фестивальних програм. І згодом виникла ідея створення концептуально цілісного літературно-мистецького проекту «Генезис», який засновано на концепті зародження — нових явищ, віянь і трендів, що лише перебувають у стані формування.

Ідея проекту «Генезис» походить від ключового концепту «ГОГОЛЬFEST-2013» – ідеї спільного формування нової мистецької хвилі, колабораційної роботи над постанням певного художнього феномену, співтворчості, що призведе до освоєння і трансформації індустріального простору. З огляду на це, складові літературної програми варто прочитувати крізь кураторську концепцію, яка направду є дуже широкою. Незалежно від того, що цьогорічна літературна програма суттєво розширилася порівняно з минулим роком, однак вона є такою ж рівноправною складовою «ГОГОЛЬFEST», як, скажімо, еко-програма або майстерні. Остаточно сформована програма комбінує і проекти, які пройшли через open call, і людей та проекти, яких я запрошував цілеспрямовано. В підсумку матимемо кілька презентацій академічного літературознавства, вечори молодої поезії, презентації нових книг Тараса Прохаська, Юрія Іздрика, Юрія Макарова та книги Роберта Вальтера у перекладі Юрія Андруховича.

Школа літературного менеджменту – проект, який ми реалізуємо спільно з Центром літературної освіти. Протягом трьох днів учасники прослухають лекції від ключових учасників культурного процесу. Серед лекторів — Катерина Ботанова, Завен Баблоян, Антон Санченко, Юка Гаврилова, Григорій Семенчук, Тетяна Терен, Тетяна Мензюк. Частина лекцій носитиме відкритий характер для ширшої аудиторії, не тільки слухачів Школи, це, зокрема, лекція Віри Балдинюк про тренди в культурі й зустріч з Максом Кідруком як self-made письменником. Школа спрямована на молоде покоління літературних менеджерів, які, я сподіваюся, хоча б частково долучаться до творення літературного процесу. 25 учасників було відібрано згідно їхніх заявок. У сучасних обставинах повного культурного і соціального хаосу хочеться створити лабораторні умови, пройшовши які, певна група молодих людей спробувала б щось робити у культурному просторі. І особливість цієї Школи полягає в тому, що вже безпосередньо під час фестивалю вони представлять свої проекти для реалізації.

На цій території мені хочеться створити майданчик для діалогу і спробувати познайомити між собою різні покоління та учасників різних спільнот, які, зазвичай, в українському культурному полі не перетинаються взагалі».

 


5Арианна Хмельнюк, Тарас Гимирович, координаторы мастерских, создатели дизайн-мастерской и инди издательства MakeLab / Niice:

«Мы запланировали ряд воркшопов по самиздату, и к счастью эта область подразумевает самый широкий спектр интересных тем, от самообразования, изучения форм художенственной практики, технологий печати и создания печатной продукции до бизнес подхода в реализации ваших идей.
Мы напечатали открытки УФА, Альтернативного Фотографического сообщества, тиражом 100 шт. Так же реализовали двойной зин с творческим объединением ВАЛ и Гачи Причи.
Первые встречи прошли за неделю до начала Гогольфест. Это был двухдневный воркшоп, который прошёл отлично в ЯГалерея и шоуруме Коника Минолта Украина. Нас приятно удивили посетители открытостью и продуктивностью.
Из культового книжного магазина Motto Berlin мы привезли зины и журналы, которые уникальны, малотиражны и в Киеве представлены в единственном экземпляре.
На Гогольфест мы организовали визит создателя магазина и независимого издательства Motto Berlin Алексиса Завьялова. Он один из самых успешных персон в мире европейского независимого самиздата. Украинские авторы имели возможность пообщаться с Алексисом в неформальной обстановке, посетив его три тематические лекции на обширную тему «Print it Make it Ship it».
Так же нам удалось посотрудничать с иллюстратором Варварой Перекрест, которая только что вернулась из Лондона, в котором работала преподавателем. Варвара даёт интересные воркшопы, которые ранее не проводились в Киеве: про нестандартные подходы к генерации и поиску идей, инструменты как избавиться от творческого ступора, расскажет про специфику и подводные камни британского образования и мн. др.
Все мероприятия бесплатны для участников. Что подразумевает демократичный формат самого фестиваля.
Нам нравится публика, и даже погода не сломила творческий дух ни нашей команды, ни гостей. Атмосфера Гогольфеста остаётся душевной и неформальной, что созвучно с настроениями креативной аудитории».

Фоторепортаж с открытия фестиваля

DSC_0508

DSC_0425

DSC_0421

DSC_0268

DSC_0281

DSC_0278

DSC_0472

DSC_0284

DSC_0351

DSC_0360

DSC_0379

DSC_0365

DSC_0404

DSC_0410

DSC_0414

DSC_0441

DSC_0478

DSC_0481

DSC_0492

DSC_0496

DSC_0499

DSC_0505

DSC_0566

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: