Интервью с Emika: «Нас спасет только искусство»
24 сентября в ANGAR выступит таинственная Эмика – одно из самых неординарных явлений на европейской электронной сцене за последние годы. Мрачная, наркотическая музыка, необъяснимо затягивающая в свой вязкий омут. Сергей Кейн поговорил с Эмикой для bit.ua о детстве, внутренних противоречиях, одиночестве в Берлине, о том, почему Шостакович круче современной музыки, о том, как близкая подруга помогла ей пережить последствия тяжелых операций и многом другом.
Всю свою жизнь Эмика посвятила творчеству: классическое музыкальное образование, работа официанткой с целью накопить деньги на оборудование, работа в музыкальном магазине, степень по музыкальной технологии, стажировка на культовом лейбле, работа в
легендарной немецкой компании музыкального ПО – эта девушка знает, чего хочет.
Привет, Эмика, как настроение?
Все круто. Была в небольшом отпуске, но все равно постоянно думала о предстоящих шоу, соображала, как сделать их дольше, насыщеннее. Cегодня начала подготовку к новому туру.
Мне важно сделать что-то особенное в Киеве, ведь я приезжаю к вам впервые, а значит нужно исполнить не только свежие треки, но и достаточно материала из первого альбома. Так что все как всегда. Даже когда беру паузу, не могу перестать работать над моей музыкой. :)
В Киеве ты не была, но ведь наверняка слышала что-то о нас?
Я знаю, что у меня там есть фаны, они выходили на связь. :) Как и все, немного знаю, что у вас творится что-то неладное в политике. Но главное – у меня хорошее предчувствие по поводу выступления в Киеве.
У тебя классическое музыкальное образование, и это ощутимо в твоих треках. Кроме того, ты делала обработку произведения польского нео-классика Витольда Лютославского, да и твой альбом «DVA» начинается практически с оперного фрагмента. Каковы твои главные влияния в классике? Ты недавно упоминала Брамса, кто еще?
Шостакович – невероятный композитор. Каждый раз, когда я слушаю его, мне кажется, что я ничего не знаю о музыке и сочинительстве. И это сумасшедший стимул для развития. Шостакович творил так давно, но действительно раздвигал границы музыки, поэтому звучит свежо и новаторски по сей день. Он безумно влияет на меня, это точно.
Что захватывает тебя больше всего в классической музыке?
Классическая музыка – лучшее, что у нас есть. Главная причина этого – ее сюжетность. Повествование. В классической музыке всегда уйма смыслов и историй. Романтичные, националистичные произведения – все они несут глубокое послание. Это все такая кладезь, ее еще изучать и изучать.
С любой музыкой ведь как случается: чем больше ты ее слушаешь, тем больше слышишь. Когда я была младше, Брамс казался мне простым занудным бредом. Но сейчас я понимаю, что в его композициях присутствует особенная наивность.
Детям классика вообще часто кажется занудным бредом. У тебя ведь наверняка были моменты, когда хотелось бросить обучение, сжечь свое фортепиано?
О да, все время, пока я обучалась музыке, я хотела сбежать. Я была ужасна, не хотела ходить в школу. В 14 у меня был бойфренд гораздо старше меня, и я прогуливала уроки. Ненавидела «читать музыку». В школе мы чаще изучали музыку, глядя в бумажные страницы, а не слушая или играя. Это так разочаровывало.
Как ты справлялась со всем этим? Что заставляло продолжать?
У меня всегда была неуемная страсть к музыке, звуку. Дома я только то и делала, что играла на фортепиано, что-то слушала, что-то записывала, читала о композиторах. Если я не могла получить от школы того, что мне нужно, то добивалась этих знаний сама. Моим первым местом работы был музыкальный магазин – я зарабатывала деньги, копила их и тратила на горы дисков.
Я стала творческой личностью за школьными стенами. В школе дети ленивы, потому что им все преподносят очень легко, а дети даже не уверены, нужно ли им это. Но я точно знала, чего хочу.
Ты однажды говорила, что сочинила песню «Drop The Other» с чувством глубокого разочарования из-за первого опыта работы с большим лейблом. Ты это о хваленом и культовом Ninja Tune?
Да…
Но ты до сих пор под их крылом. Какой во всем этом смысл?
А никакого смысла, ты прав. :) Это очень запутанно, я и сама не понимаю, что происходит. Все, что я знаю – Ninja Tune хороши в том, что делают, и я действительно нуждаюсь в них. В музыкальной индустрии происходит много злых вещей, многих артистов держат на коротком поводке. Ninja Tune – не из этой истории. Их подход, конечно, отличается, с ними я чувствую себя безопасно.
Но это по-прежнему бизнес. Необходимость создать из себя бренд. Мне приходится быть капиталисткой, уметь себя продавать, а я не хочу, я хочу быть артистом. Все сводится к извечному конфликту между понятиями «делать искусство» и «делать деньги».
Когда я подписала первый контракт, было ощущение, что я частично лишаюсь свободы. Но никто не заставлял меня, ведь это была моя мечта, к которой я так долго стремилась. У меня не было другого выбора. Я чувствовала, что сбывается давнее желание, но при этом ощущала себя несчастной, так как столкнулась с индустрией. Так что мое разочарование было связано не с Ninja Tune, как организацией, а с тем, что времена менялись, и то, что должно было сделать меня счастливой, лишь угнетало.
Ты удивляешь меня такими честными и подробными ответами.
Спасибо, я стараюсь. :)
Сейчас ты живешь в Берлине. Я был там месяц назад и поразился интенсивностью ночной жизни этого города. Я был обеспокоен, ведь, похоже, наркотики разной тяжести – обыденная вещь в местных клубах. Как бы там ни было, ты, как приемная дочь Берлина, считаешь себя частью ночной жизни этого города?
Нет. Конечно, мне важна берлинская музыкальная сцена. Так же было, когда я переезжала в Бристоль – не ради университета, а, прежде всего, ради местных артистов, которые меня вдохновляли. В Берлин я переехала потому, что чувствовала себя там как дома. Но дело не в ночной жизни. Я была очарована тем, что Берлин – это два города в одном. Днем он один, ночью – совсем иной. Меняются люди, улицы. Уверена, ты тоже заметил это.
Точно.
Но я настолько сосредоточена на своей работе, что нечаянно оказалась аутсайдером. Здесь поддерживать свой статус – это тяжкий труд. Тебе нужно много тусить с друзьями на вечеринках, а если ты не ходишь на вечеринки, то у тебя и друзей нет. Это все забирает уйму энергии, но меня интересуют другие вещи. Я лучше останусь дома с бутылкой вина и буду сочинять музыку до четырех утра, чем пойду в клуб и угроблю уши, понимаешь? :) Но я люблю этот город, мне хорошо здесь.
Ты гастролируешь вместе с танцовщицей Кьяни. Интересное решение, расскажи о ней больше.
Ее нанял Мэтт Ламберт, режиссер всех видео к моему альбому «Dva». Мы с ним надумали сумасшедшую концепцию, согласно которой нужно было изобразить прошлую, нынешнюю и будущую меня. Три персонажа, основанных на мне. Нам нужен был контемп – и появилась Кьяни. Она из Пуэрто-Рико, но живет в Берлине.
В свое время я перенесла три серьезных операции на животе. Из-за этого я чувствую себя неуверенно, особенно как исполнительница, на сцене. Когда мы работали над видео, я осознала, что у Кьяни есть все ответы на мои скрытые вопросы о своем теле, о том, как я себя чувствую, как я хотела бы себя выражать. Я наняла ее моим личным тренером, месяца
за два до концертов с альбомом «Dva».
Мы очень подружились. У нас такая, знаешь, арт-дружба. Романтическая, творческая. Мы оба верим, что нас спасет только искусство. Мы всегда обсуждаем музыку и танцы, или я что-то сочиняю, а она танцует рядом, или мы выбираемся поплавать вместе и снова
обсуждаем музыку и танцы – это так прекрасно. Я очень ценю эти игривые, детские отношения в жестком мире успеха и славы. Такие мы, я и Кьяни. :)
Я ездила в тур по Америке с Амоном Тобином, и это было сумасшествие, словно жить в компьютерной игре. Продакшн, шоу, динамика, успех – но я чувствовала, что это не мой путь. Я вообще предпочитаю выступать в кромешной тьме, а не со светом и видеорядом. И тогда я поняла, что Кьяни может выступать со мной. Для меня это очень естественный выбор, ведь я связываю свои выступления с театром, движением, танцем. Это мне очень импонирует и перекликается с моим прошлым, ведь я в детстве занималась балетом.
Кьяни выступает со мной не всегда, но мы хотим сделать особенные шоу в Украине и России, поэтому она тоже приедет.
Недавно ты написала в блоге, что любишь общаться с фанами о музыке и культуре. Какие встречи с поклонниками оставили самое неизгладимое впечатление?
О, их столько! Мне вообще очень повезло с аудиторией. Мои поклонники такие разные – из разных стран, культур, контекстов. Но все они связаны единой частотой. Все они чувствительны к искусству, ищут истину в музыке. Это важно для меня, как исполнительницы, ведь на сцене я стараюсь быть собой, не играть. Суть выступления не в том, чтобы кому-то понравиться, а в том, чтобы отпустить себя.
Помню маму с дочкой на концерте в Москве – девчушке было лет семь, но она была влюблена в мою музыку. Помню девушку, которая брала у меня интервью в Минске и задавала щемящие душу вопросы о независимости. Очень необычная беседа, которая повлияла на меня.
Помню невероятную компанию в Польше – парень, его дядя, его дедушка, еще кто-то, вся семья. Они проехали полстраны и потратили последние деньги, купили дорогущие билеты на длительный фестиваль только для того, чтобы увидеть меня. Они говорили: «Наша бабушка любит “Drop The Other”, она не может ходить, прикована к кровати, но все время слушает твою музыку».
Все эти люди – незнакомцы, но каждый раз есть ощущение, что мы знаем друг друга очень давно. Я и представить не могла, что такая связь возможна, пока не начала гастролировать.
Я чувствую, что мог бы слушать твои ответы вечно, до того интересно…
Ой, прости, ты меня так разговорил, я, наверное, запарила тебя историями.
Нет-нет, я в восторге от всего, что ты говоришь. Но я ценю твое время, поэтому задам один последний вопрос. Поделись своими последними музыкальными впечатлениями. Что ты слушаешь сейчас?
Альбом Horace Andy «Exclusively» взрывает мой мозг! А в отпуске я слушала много Элвиса. :) Элвис – просто волшебник. Я слушала его лайвы, со всеми этими женскими криками на фоне, здорово. Мне нравится, как искренне и неспешно он общается с публикой между песнями. А еще в голове засела новая песня Blood Orange «Chamakay».
Автор интервью Сергей Кейн готовит к запуску собственный проект Comma.
Чтобы быть в курсе, «лайкай» страницу проекта на Facebook: http://facebook.com/commapeople/