Cпецпроекты

Киевский балет: премьеры 2013 года


0 39 5

ааа8

Советский Союз в области балета был впереди планеты всей, а киевская школа и сегодня остается очень сильной. В то же время, если при Советах в киевской опере постоянно бывал аншлаг, то нынче не каждый раз удается собрать полный зал. В этой статье мы расскажем о наиболее примечательных балетных постановках, которые пополнят репертуар киевских театров в этом году.

Одна из причин непопулярности балета у киевлян почтенного возраста – они полагают, что развитие его остановилось в восьмидесятых, думают, что уже видели все достойные внимания постановки, не знают, что за годы независимости только в Национальной опере было срежиссировано порядка 20 хореографических спектаклей, многие постановки, например, «Корсар» Адольфа Адана или экспериментальный Radio and Juliet, написанный на музыку великих Radiohead, добились международного признания. Что же касается молодого поколения, то у него балет ассоциируется со «Щелкунчиком» и «Золушкой», на которых его водили родители, и молодежь в большинстве своем даже не подозревает о существовании в городе театра современной хореографии «Киев модерн-балет», возглавляемого Раду Поклитару, одним из известнейших молодых балетмейстеров Европы, имя которого связывают с наиболее интересными экспериментами и смелым прочтением всемирно известных театральных сюжетов, обновлением и обогащением формы и лексики современного танца.

«Баядерка» в Национальной опере

ааа9

«Баядерка» – балет в четырех действиях, поставленный Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса, впервые показан на сцене петербургского Большого театра в 1877 году. Литературными источниками балета «Баядерка» являются санскритская драма «Абхиджняна-Шакунтала», величайшего драматурга и поэта древней Индии Калидасы, и баллада Иоганна Вольфганга Гете «Бог и баядерка». В основе сюжета – романтичная легенда о несчастной любви баядерки, то есть куртизанки, и храброго воина.

Сегодня «Баядерка», которая после векового перерыва возвращается на отечественную и зарубежную сцену, получает противоречивые оценки театральных критиков. Многие считают ее воплощением балетной архаики 19-го века, эталоном так называемого «императорского гранд-балета», а среди достоинств отмечают лишь экзотические танцы и причудливый антураж. В то же время, выдающийся театровед Юрий Слонимский считает, что «не следует краснеть за «Баядерку» и извиняться перед современным зрителем. Этот балет завоевал право на жизнь. Завоевал стремлением воспеть человека, который вступает в неравный бой за освобождение от пережитков кастовых, социальных, моральных». При этом все критики согласны с тем, что сцена «Тени» является хореографическим шедевром, что Петипа первому в истории балета удалось воплотить в спектакле массовый кордебалетный танец, найти ему надлежащее место в представлении.

ааа10

Поставила «Баядерку» легенда мирового балета, прима-балерина Наталия Макарова, до этого она режиссировала этот спектакль в Американском театре балета, Лондонском королевском балете, Миланском театре Ла Скала. По мнению Нины Ананиашвили, исполнившей главную женскую партию на прошедшей на ура премьере постановки, «то, что в Киеве будет идти «Баядерка» в версии Натальи Макаровой, и сам по себе приезд такой звезды – это событие мирового масштаба. Я танцевала ее версию «Баядерки» в Нью-Йорке. Наталья Макарова не только смогла сохранить всю классику, поставленную Петипа, но и дополнить ее, сделав свою версию очень интересной. Кроме этого, она приблизила четвертый акт к тому, как было это описано в книгах…» Кстати, «Баядерка» станет самым дорогостоящим балетом за всю историю Национальной оперы.

Не лишним будет вспомнить, что именно с «Баядерки» начал в 1926 году своею историю киевский балет.

«Лебединое озеро» в «Киев модерн-балет»

ааа11

«Лебединое озеро» – величайшая балетная легенда, едва ли не синоним самого слова «Балет». Божественная музыка Петра Чайковского – это главная составляющая постоянного грандиозного успеха спектакля, который не сходит со сцен театров во всем мире уже более 130 лет.

В двухактном спектакле Раду Поклитару, замысел которого хореограф вынашивал много лет, музыка не претерпела изменений, тогда как сюжет не имеет ничего общего с содержанием классических постановок. Это не привычная сказка о Принце, встретившем и полюбившем девушку, превращённую злым волшебником в лебедя. Автор создал балет-притчу о невозможности жить, изменяя своей истинной природе. Маленький лебеденок, против своей воли превращенный в мальчика, должен пройти через страдания и удары судьбы. Счастлив он только во сне.

Балет рассказан языком современного танца: хореографическая часть постановки состоит не только из танцевальных па, но и из акробатических поддержек и элементов пантомимы. Необычайные декорации погружают зрителя в фантасмагорический мир двора Ротбарта – «доктора Франкенштейна», умеющего на операционном столе переделывать сущности живых существ. Костюмы дают возможность артистам точно и образно создавать как двор Ротбарта, так и мистических эльфов-лебедей из снов главного героя.

Премьера «Лебединого озера» прошла с шумным успехом.

 

«Времена года» в «Киев модерн-балет»

ааа12

 

На этой неделе с аншлагом и под аплодисменты прошла премьера одноактного спектакля «Времена года», ставшего первым балетом в творчестве молодого киевского композитора Александра Родина. Также впервые в роли, хореографа и постановщика выступил ведущий солист «Киев модерн-балет» Алексей Бусько. Он же исполнил главную мужскую партию в спектакле.

«Времена года» — это 45-минутная история любви парня и девушки, представленная в четырех календарных сезонах. Любовь, которая зарождается весной, может не пройти испытаний бытом летом, созреть в скандалы осенью, а зимой оставить лишь воспоминания и понимание того, что этого чувства больше нет. Интересно, что хронология событий подается в обратном порядке, то есть постановка открывается картиной «зима».

Каждому времени года соответствует картина балета, в каждой из которых звучит соло одного из инструментов струнного квартета. Так, весна и лето — скрипка, осень — альт, а зима — виолончель. Действие происходит как на сцене, так и на экране, в виде фрагментов из семейного видеоархива. Картины «весна» и «зима» исполняются вживую, а «лето» и «осень» проигрываются на экране. При этом есть эпизоды, где танцовщики на сцене полемизируют с кадрами видеозаписи. Сценография спектакля предельно скупа – кухонный стол и две табуретки. В целом, в постановке Алексея Бусько, как в хореографии, так и в манере повествования, заметно влияние его наставника и руководителя театра Раду Поклитару.

 

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: