Основатель независимого книжного издательства Niice Арианна Хмельнюк: “Первый и главный твой проект – твоя жизнь”
Еще прошлой осенью в Киеве начало действовать некоммерческое инди-издательство Niice – платформа для молодых авторов различных сфер, будь то дизайн, полиграфия, современное искусство, литература. Его основатель Арианна Хмельнюк уже провела множество лекций и воркшопов по дизайну в разных городах Украины. В «Хармсе» у них есть корнер, где книжные фетишисты могут найти уникальные лимитированные зины, журналы и фотокниги из легендарного книжного магазина Motto Berlin, а также различные нишевые издательства со всего мира.
12 марта в Национальной академии искусств в Киеве пройдет лекция иллюстратора Варвары Перекрест, которая активно принимает участие в проектах издательства Niice. bit.ua поговорил с основательницей независимого издательства Арианной Хмельнюк о том, что такое самиздат, почему в Украине он практически не развит, а также о зарубежном рынке и проектах Niice.
Сейчас сложно говорить о чем-то кроме политических и социальных событий в Украине. Но у меня возникли некие параллели. И самиздат, и последняя тенденция украинского общества – самоорганизация, имеют одну и ту же самую приставку – «сам». Какую роль, как тебе кажется, этот подход может сыграть в украинском обществе? И что подобная самоорганизация может принести в будущем?
Во-первых, все зависит от желания людей что-то создавать самим и влиять на свое будущее. Потому что первый и главный твой проект – твоя жизнь. И когда ты девелопер, ты в активной роли, а не пассивной. Ты не получаешь указание или ограничение сверху, что делать. Но когда ты сам, это иначе, сложнее, но и намного интереснее. Есть, конечно, контексты. Кто-то встраивается в контекст, который ему создают, и это нормально. Не каждый же будет создавать свой проект, которому надо посвящать все свое время и ресурсы. Каждому свое. Но то, что проектный режим работы и твои собственные дедлайны, это прекрасная жизненная школа, это точно. И любые трудности придают силы.
На днях вы проведете лекцию в Академии искусств в Киеве. Давай начнем с определения: расскажи, пожалуйста, что такое самиздат.
Ответ заложен в самом названии – издаешь сам. Так же часто спрашивают, что такое инди издательство. Но и здесь все просто – «инди» (indie) от слова independent, то есть «независимый». Когда ты не планируешь печатать миллионные тиражи каких-то банальных, коммерческих или мейнстримовых вещей, то ты свободен в выборе формата, контента и партнеров и т.д. Все зависит только от концепта, идеи.
По всему миру есть очаги проектов, которые безумно популярны и успешны. И это становится нормой, если проект мультиформатный, т.е. включает в себя дистрибьюторскую сеть, организацию фестиваля, дискуссионную платформу или читательский зал, организацию конференции и книжные магазины превращаются в выставочные пространства и в места для вечеринок. Взаимодействие с аудиторией должно быть максимальным. И это логично.
Я рассматриваю самиздат как амбицию и самодостаточную художественную практику. Но почему-то в Украине до этого так и не возникло потребности в создании независимого издательства. Лишь разовые вспышки в области арт книг и зинов. С одной стороны, самиздат и должен быть чем-то камерным и андеграундным, но мы прилично отстаем от процессов которые происходят на мировом рынке независимых издателей. Сегодня Украине нечего показать из молодого арта в формате самиздата. Только Алевтина Кахидзе с Катериной Свиргуненко создавая проект Book Lunch, подняли тему авторской художественной книги.
Хотя это целая среда, наполненная профессионалами, отдельный рынок, сеть и комьюнити.
Когда и как ты начала интересоваться альтернативными изданиями и почему?
С термином артбук я столкнулась не так давно, наверное, лет 6 – 7 назад, познакомившись с Павлом Гудимовым, основателем “Я Галерея”, так как у него было издательство Арт Бук. Это альбомы Павла Макова, Александра Ранчукова, книги про украинскую фотографию и другие интересные вещи. Меня очень привлек контекст художественной книги, над которой ты работаешь с художниками, это отдельная выставка, основанная на совершенно другом техническом процессе, чем работа с реальным пространством, но не менее захватывающая. Выставки закрываются, а книга как артефакт будет твоей, и ты всегда сможешь обратиться к ней за вдохновением или воспоминаниями.
Со временем в интернете я встретила статью, в которой рассказывалось о менее институциональном формате издания артист бука, что такие книги могут делать и сами авторы, и никто им не диктует тираж или верстку. Очень захотелось подтолкнуть наше арт сообщество к подобному.
А с чего все началось в Киеве?
Какое-то время мы работали над проектом арт-кластера «Выдубичи», там мы трудились в обществе прекрасных людей, полных альтруизма, которые пришли из абсолютно разных областей, но хотели заниматься культурой и создать что-то общее и большое. Когда процесс немного затянулся со стороны инвесторов, мы уже работали непосредственно над фестивалем «ГогольFest». Тогда нам стало понятно, что проект самиздата не должен привязываться к какому-то одному месту, вроде кластера, а должен быть гибким. Тогда же я встретила дизайнера Тараса Гимировича, который намного чаще меня сталкивался с различными печатными процессами, и мы объединили наши усилия для старта этого проекта.
Когда у меня возникла идея создать независимое издательство в Украине, я понимала, что это будет совсем не то издательство, к восприятию которого тут привыкли, так же этот процесс будет сопровождаться отсутствием денег или техническими недоразумениями. Задача искать новых и неизвестных авторов фактически утопическая, потому что этих авторов или нет, или они не хотят создавать новое, или они никогда с этим не сталкивались и не знают из чего состоит процесс. Одна из основных задач проекта сейчас – это показывать студентам и молодым специалистам творческих вузов перспективу профессионального развития и будущего, в том числе в Европе. Мы делаем это с помощью лекций по дизайну, шрифту, иллюстрации, а также рассказываем, что существуют определенные форматы, благодаря которым можно сохранить и распространить их искусство по миру.
Расскажи, пожалуйста, про ваш первый полномасштабный издательский проект – артбук с фотографиями УФА (Украинская Фотографическая Альтернатива»).
Это набор фотографий-открыток формата А5. В этом фотографическом сообществе более 130 авторов, но в первый издательский проект вошли пятьдесят, которые подали свои работы первыми. Что примечательно, здесь оказались как мэтры украинской фотографии, такие как Роман Пятковка, Михаил Педан, Александр Ляпин и Александр Кадников, так и совсем молодые начинающие авторы. В итоге это визуальный срез украинской фотографии сегодня. Тираж артбука был 100 штук, но так как их очень быстро раскупили интересующиеся современной местной фотографией, мы думаем допечатать несколько копий. Я недавно была в Берлине и в книжном магазине Motto видела последние два экземпляра нашего проекта. Там тоже он пришелся по душе публике.
А кто эта целевая аудитория? Кто покупал артбук?
В принципе это та самая аудитория, которую мы изначально и видели: дизайнеры, художники, фотографы, люди небезразличные к искусству, культуре и жаждущие перемен. Часто аудитория приходит через наши лектории.
Как тебе кажется, почему украинские фотографы издают свои книги за рубежом? Здесь нет технически качественного издательства или нет рынка?
Конечно, на этот процесс влияет несколько факторов. Практика показывает, что заграницей печатают больше и лучше, чем в Украине. Часто это инициируют не сами авторы, а работы допустим в интернете замечает издатель, готовый взять на себя затраты на публикацию книги на определенных условиях. У нас вообще нет рынка. Появляются типографии, способные работать качественно, но их немного.
Спасибо таким людям, как Оля Жук (куратор Книжного Арсенала – прим.), которые привозят хороших авторов, издалей и книги в Украину, чтобы украинская аудитория имела возможность контакта с Западом, раз уж сама не ездит туда. Например, мы на Гогольfest привезли Алексиса Завьялова, основателя культового берлинского независимого издательства и книжного магазина Motto. Был момент, когда он был немного удивлен, что люди стеснялись подходить и брать рассматривать книги на стеллажах. Это должен быть простой свободный процесс, это же интересно!
Насколько я понимаю, ты перенимаешь зарубежный опыт, часто путешествуя в Европу и привозя оттуда книги. Где ты чаще бываешь и на что ты там обращаешь внимание?
Сейчас чаще бываю в Берлине. Если ты сталкиваешься с книжным магазином, который работает, например, как Motto с более чем 150 издательствами со всего мира, то там можно найти все. Я мечтаю, что когда-то у нас будут подобные магазины. Motto тоже не на каждом шагу в Европе, но они очень стараются развивать партнерскую сеть в других странах, чтобы у их широкой аудитории был доступ к уникальным лимитированным книгам, журналам, зинам интеллектуального толка. В Берлине, как и в других столицах мира, книжные магазины находятся в галереях, музеях, там ты можешь найти много интересных и необходимых для учебы книг про культуру и искусство, моду и дизайн.
Ты замечала там какое-то особое отношение к книге? Потому что в Украине сейчас преобладает суждение «зачем это покупать, если можно прочесть и в интернете»…
Надеюсь, такое суждение мы вскоре переживем. Если людей привлекает просто утилитарная конкретная информация, то да, можно прочесть и в интернете. Но нашему обществу надо привыкать ходить на выставки, путешествовать чаще и недорого, или собирать личную коллекцию хорошей полиграфической продукции – книг, артбуков, журналов, – каждый сам находит смыслы для этих процессов, думаю рассуждать тут излишне.
То есть, коллекционирование или издательство дизайн полиграфии или образование – это дело лично каждого. А в это время сотни тысяч людей каждый год съезжаются со всего мира в Нью-Йорк, Токио, Париж, Берлин, Лондон и Брюссель на книжные выставки и форумы. Они говорят не просто о книгах и способах печати, хотя это отдельная увлекательная тема. Обсуждается визуальная журналистика, исследования и образовательные системы. Студенты встречаются с основателями дизайн студий, получают ценные советы касательно их профессионального будущего и куда стоит стремиться и чему учиться.
А у нас ты делаешь открытую лекцию, люди приходят и у них нет вопросов. Они не знают с чего начать или просто действительно думают что уже все умеют.
И это говорит о многом. Действительно, это показывает взаимосвязь и с экономикой страны, и с отношением к будущему и многое другое.
Вы часто делаете лекции и воркшопы по дизайну и всему, что так или иначе связано с книгоизданием. Кто ваши лекторы? Кого ты приглашаешь? Вот, например, эта лекция, которая будет на днях в Академии искусств, кто ее лектор?
Лекторы, с которыми мы сотрудничаем, – это профессионалы из областей графического и шрифтового дизайна, иллюстрации, образования, искусства, кураторских практик, журналистики и т.д.
В Академии Искусств с Варварой Перекрест студенты смогут узнать про подводные камни, которые их ждут в профессиональной среде, о том, чему им надо научиться, чтобы быть профпригодными и обсудим как рынок образования, дизайна и печати развит в Европе. Варвара – педагог и иллюстратор, преподавала в Лондоне в университете Кингстон, и сейчас работает в Высшей Британской Школе Дизайна в Москве, ведет графический курс. Думаю, с ней встретиться будет важно и интересно каждому, независимо от профессионального уровня и направления.
Какие дальнейшие планы у Niice?
Сейчас довольно сложно планировать, но мы все равно заключаем договоренности с коллегами и авторами, потому что, в первую очередь, нас интересует публикации молодых авторов и распространение их работ в Европе и Америке, чтобы в мире имели представление про украинских молодых дизайнеров и художников. Сейчас в процессе работы несколько фотографических, литературных, а также чисто визуальных проектов.