Cпецпроекты

И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей: впечатления от фильма «Ной»


0 613 24

la_ca_0102_noah

Почему «Ной» — не скучная философская притча, не глупый патриотический блокбастер, а что-то новое и необычное? Редактор рубрики кино Тарас Кайдан рассказывает о своих впечатлениях от одного из главных кинособытий весны: новом фильме режиссера Даррена Аронофски с Расселом Кроу, Дженнифер Коннели и Эммой Уотсон в главных ролях.

Сидя в зале перед сеансом «Ноя» я даже не знал, что от него ожидать. С одной стороны, у нас есть множество примеров экранизаций мифов и легенд в качестве блокбастеров — начиная от более-менее удачной «Трои», где вся история сильно гуманизируется, и заканчивая всевозможными трешевыми «Битвами титанов» на которые даже деньги тратить не хочется. С другой стороны есть фильмография режиссера Даррена Аронофски: здесь и религиозно-математическая драма «Пи», и метафизический «Фонтан», и пронизывающий до костей «Рестлер». А еще в истории о Ное присутствует элемент катастрофы, так что в голове сразу возникает, например, «2012», где люди тоже строили ковчеги. Короче говоря, догадки о том, что будет на экране, я строил самые разные. Но то, чем в итоге оказался фильм, меня откровенно удивило.

Сидя в зале перед сеансом «Ноя» я даже не знал, что от него ожидать.

Даррен Аронофски на протяжении двух часов экранного времени очень просто и очень спокойно рассказывает самую визуально впечатляющую библейскую историю, пользуясь всеми современными возможностями производства блокбастеров. Идей, которые в фильме раскрываются, не так и много, но они все фундаментальны для понимания человека, как такового. Автор не призывает зрителя верить или не верить в Бога. Аронофски показывает ситуацию, в которой Он действительно существует, и человек знает об этом по деяниям Его. Знает, но все равно не может понять Божественный замысел.

Noah-2022-HD-screencaps

Ной предстает перед нами, как отец последнего семейства из рода третьего сына Адама — Сифа. Его семья прячется от потомков Каина, который, как известно, убил своего брата Авеля. Дети Каина создали целую цивилизацию. Но между людьми в этом обществе нет ни доверия, ни договора, ни закона, который бы охранял их. В этом мире правят злость, жадность, зависть и алчность. Ной и его семья не верят в этот злой умысел. Поэтому Господь выбирает их для ответственной миссии: им нужно построить ковчег, который бы спас всех животных, чтобы те могли плодиться и размножаться. А дети Каина бы были смыты с лица Земли страшным потопом.

И тут Арофноски начинает одну за другой поднимать главные человеческие проблемы. Первая из них — проблема свободного выбора.

Ной решает, что грешны все люди без исключения, и потому желает смерти себе и всей своей семье. Ему кажется, что так решил Бог. Ной рассчитал всё так, что человеческий род не должен продолжиться. Но когда перед ним встаёт выбор, убить своих внуков или оставить в живых, то он не решается на убийство. Так Аронофски показывает, что именно могущество свободного выбора и любовь к ближнему сделали человека человеком, и не позволили уничтожить наш род.

s177d9297b1fbe01fe512b027b32231e50d9100486

Вторая проблема — человеческая вера. Когда Бог подаёт Ною знаки и сотворяет чудеса, подтверждая своё присутствие, человеку не нужно верить в это, он видит всё своими глазами. Но когда человек, не понимая замысла Творца, начинает сам придавать смысл каким-то явлениям, то нужна очень сильная вера в Него и в самого себя, чтобы не наделать глупостей, которые могут стоить очень дорого.

Попутно режиссёр рассказывает о вечной проблеме отцов и детей, о том, чем отличаются мужчина и женщина и почему важно всегда отделять добро ото зла. Но есть в фильме два эпизода, на которых строится вся история. Это сотворение мира и первородный грех. В том или ином виде эти мотивы лежат в основе чуть ли не всей человеческой цивилизации, и то, как они воссозданы в «Ное», действительно достойно уважения.

Цепкие, повторяющиеся кадры преследуют главного героя и зрителей весь фильм, как наваждение. Как напоминание.

Добавьте к этому отменное повествование, неслабые визуальные эффекты, топовых голливудских актеров и фантастические пейзажи — вот вам и «Ной». Вылизанный, простой, доступный и очень смотрибельный. Но в то же время идейный, с сильной режиссурой и прописными истинами. Справедливости ради еще скажу, что меня не очень «цепануло». Но впечатления, тем не менее, очень позитивные. Хочу поблагодарить кинотеатр «Синема Сити» за организацию этого показа.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: