Спецпроєкти

Кто такие гиды PinchukArtCentre и чем они заняты: восемь историй


IMG_6184+

В самом известном музее Украины – PinchukArtCentre – всегда находятся гиды и медиаторы (мини-гиды), которые могут рассказать все об заинтересовавшей художественной работе. Нам стало интересно, почему эти молодые люди выбрали именно такую работу и теперь рассказывают о современном искусстве. bit.ua засыпал восьмерых гидов вопросами о мотивации, целях, образовании и самых странных и смешных историях.

Современное искусство для многих предмет очень спорный – кто-то им интересуется, кто-то любит, а кто-то терпеть не может. Но мы уверены, что практически все наши читатели увидели хоть одну выставку в самой известной художественной институции Киева – PinchukArtCentre. Только вот многие потом сетуют, что ничего не понятно и с удивлением спрашивают “А что там еще и экскурсии проводят?”. Скажем больше – даже по несколько раз в день, обычные и тематические. Восемь ребят рассказали нам о своей работе, самых популярных вопросах и мотивации.

IMG_6222+
Екатерина Чурикова, ведет общие и тематические экскурсии:

Современное искусство – одна из тех категорий, которую вряд ли можно описать парой слов. Поэтому его приходиться только изучать, привлекая к анализу множество смежных наук.

Так как я сейчас учусь на культуролога в Киево-Могилянской академии, то первоначальной целью было получение практических навыков. Мне кажется, что работать во время получения образования не только можно, но и нужно. Таким образом я и учусь тайм-менеджементу, и получаю то, чему за 4-6 лет учебы вряд ли бы научилась самостоятельно. Скажу честно, в PAC я получила намного больше, чем рассчитывала. К тому же, РАС – одна из немногих институций, которая охотно сотрудничает с молодыми людьми.

Так уж сложилось, что современное искусство требует максимальной вовлеченности и крайне разносторонних знаний. Поэтому гиды и медиаторы помогают зрителям понять для себя те вещи, с которыми они, возможно, ранее не сталкивались, но которые являются важными. Я, например, всегда чувствую моральное удовлетворение, когда наблюдаю, как люди проникаются тем, что они видят.

Думаю, никто не будет спорить, что искусство – один из способов познания мира, и мы пытаемся культивировать это понимание у людей.

Могу сказать, что к каждой выставке мы очень основательно готовимся. Собираем информацию как про самого художника, так и про тематику экспозиции. Например, при подготовке к выставке «Китай Китай» мы изучили историю Китая ХХ века от А до Я. То же самое и с нынешней выставкой Яна Фабра, посвященной Бельгийскому Конго. Поэтому экскурсия является своего рода компиляцией как основного материала, так и того особенного, что каждый гид считает нужным рассказать. Однако, мы обращаем внимание не только на рассказ – важно подвести зрителя к тому, чтобы он учился именно видеть работу.

Чаще всего людей интересует материал, из которого может быть изготовлена та или иная работа, а также стоимость (но такую информацию мы обычно не даем).

1797420_806838862664424_986553735_n
Антон Иванов, ведет тематические экскурсии:

Это прекрасная возможность быть инсайдером событий, которые здесь происходят: мы всегда присутствуем на встречах с куратором, художниками, общаемся с ними, бывает даже задаем вопросы)) Экскурсия, особенно тематическая – это всегда инфоповод сделать какой-то ресерч и хорошенько в чем нибудь разобраться, потому как для экскурсий приходится готовить много материала, так что все это своеобразный интеллектуальный капитал и просто расширение кругозора.

Если это общая экскурсия по выставке, то гиды ограничиваются какими-то вводными данными, чтобы зритель мог правильно прочесть контекст работы и, будучи потом на других выставках, мог самостоятельно применить эти алгоритмы. Но если это тематическая экскурсия, мы берем какую-то очень узкую тему по сравнению с общей темой выставки и рассматриваем работы через другу оптику.

Вопрос “Когда и как я заинтересовался современным искусством” – это самый ненавистный мной вопрос: его мне задают чаще, чем вопрос “сколько ложек мне положить в чай?”. Наверное, черт дернул, других объяснений у меня нет. Я вообще идеалист и утопист, и это, знаете ли, сильно мешает жить. Такие вот люди часто и приходят в искусство.

Уже работая гидом в PinchukArtCentre я не раз сталкивался с тем, что сюда приходят зачастую в контексте посещения достопримечательности, но безусловно, много людей не из художественной среды, кому действительно интересно. Есть даже такие, кто специально приходит на мои туры. Но тем не менее у посетителей есть выстроенное предубеждение против современного искусства: что это конъюнктура, профанация и так далее. Задача гида в первую очень состоит в том, чтобы попытаться разрушить это предубеждение, чтобы человек смог воспринять что-то новое. Для этого нужно посеять сомнение.

Важно, что бы человек ушел с кучей вопросов. Если появляются вопросы, значит, ты что-то понял!

Свой рассказ на экскурсиях я всегда строю с долей иронии и юмора. Лучше всего перед слушателем сильно не умничать, а говорить просто, по существу и без пафоса. Тогда человек проникнется к тебе доверием.

Честно признаюсь, забавных историй тут конечно, не много. Помню. как я пытался подписать альбом Нан Голдин на открытии выставки АНТИСПИД. Она – баба палец в рот не клади, честная и настоящая, как и ее фотографии. Все внимание было приковано к ней, и мне так неловко было подойти и попросить подписать альбом (это было еще и в день моего рождения), что я мялся в стороне с ребятами из артцентра и выдумывал, с какими словами я подойду. В итоге, мне помог Бйорн, и Нан минут пять выводила маркером украинскими буквами “З днем народження baby. It just gets better and better…”. Такие дела.

IMG_6166+
Валерия Карпань, ведет общие и тематические экскурсии:

Гиды и медиаторы тоже стали важной частью образовательной сферы институции. Вход ведь бесплатный, потому в арт-центр приходит множество людей. Некоторые из них очень редко соприкасаются с современным искусством, иногда теряются в лавине нового визуального материала, который на них обрушивается. Важно сориентировать аудиторию, указать на возможности разных точек зрения на актуальные темы посредством искусства.

По образованию я журналист и культуролог, соответственно, работала как корреспондентом в киевской газете, так и лектором, гидом, научным сотрудником музея. Меня всегда увлекало исследование актуальных художественных и социальных процессов, пока все еще подбираю инструментарий.

Современное искусство – притягательно и ужасно. Оно разрывает стереотипы и предубеждения в порыве к переосмыслению привычного, разоблачает цинизм и болезни общества.

Считаю, что важно не навязывать собственные интерпретации, а давать слушателям возможность самостоятельно сделать выводы. Поэтому стараюсь очертить разные точки зрения к вопросу интерпретации того или иного арт-объекта. Независимо от выставки, люди часто задают общие вопросы об определении искусства, для многих это какое-то ускользающее понятие. Еще всех интересует техника и материал, использованные для создания арт-объекта.

Забавно, когда люди приходят в галерею современного искусства и в недоумении не находят тут картины Васнецова и Айвазовского.

IMG_6220+
Тамара Остапец, ведет общие и тематические экскурсии:

Зачем нужны гиды в PinchukArtCentre? Чтоб поход в музей не казался развлечением!

До этого я занималась анализом художественных текстов и языками, поэтому решила применить эти знания и опыт к визуальному современному искусству. Я училась в Лингвистическом университете, основательно заинтересовалась современным искусством там же, проходя курс современной литературы.

Современное искусство для меня – это вид коммуникации, направленный на осмысление окружающей жизни и себя, в том числе, или в первую очередь. Что касается экскурсий, их содержание довольно строго регламентировано, в виду большого количества людей, ограниченности во времени и движению по экспозиции. Я провожу тематические, то есть те, в которых раскрывается одна общая тема или идея на основе нескольких работ. В этом случае для удержания внимания, я полагаюсь, в первую очередь, на содержание моей экскурсии.

Посетители чаще всего спрашивают о технике исполнения, то есть о форме, а не о содержании.

Мне интересно, чтобы люди пробовали «расконсервировать» обычные их методы познания, имея смелость поддавать сомнению те ценности, которыми они обычно привыкли руководится, и перестали полагаться на нравится/не нравится.

Забавная история? Один из новых охранников, попав впервые в экспозицию с работай Или Чичкана, где участвуют два перформера, а вернее их руки, начал испуганно сообщать по рации, что руки украли, хотя ребята просто еще не дошли к своему рабочему месту.

IMG_6236+
Татьяна Ерохова, ведет общие и тематические экскурсии: 

Для результативной коммуникации нужно, чтобы зритель максимально доверял гиду, и, как результат, музею, представленным работам и современному искусству.

Гид – это связующее звено между зрителем и работой.

Часто современное искусство эпатирует, шокирует или даже пугает неподготовленного зрителя, важно максимально приблизить его к пониманию того, что это поле может быть интересно и познавательно для него.

Работать в PinchukArtCentre – это неоценимая практика и возможность реализовать себя в рамках современного, европейского музея с мировым именем. Сейчас я получаю два высших образования и обе специализации напрямую связаны с моей деятельностью в рамках музея, проходила стажировки в других культурных институциях, в том числе и за границей, имею опыт работы в выбранной сфере.

Излагаемый материал на экскурсиях естественно варьируется в зависимости от тематической направленности мероприятия и конкретной выставки, а также от специфики аудитории с которой приходится работать: будь то дети, студенты, учителя или преимущественно пожилые люди, также с опытом пришло умение быстро анализировать группу и улавливать ее настроение.

IMG_6182+
Михаил Бондарев, медиатор:

Так как среднее образование не берет во внимание предмет современного искусства, а специалистов готовит только пара кафедр отечественных ВУЗов, неподготовленный зритель попросту не понимает тех работ, что выставляются. Задача медиатора в арт-центре – доступно донести информацию о представленных в экспозиции работах. Это “статический гид” к которому всегда можно обратиться и услышать исчерпывающие сведения об экспонате.

Работая медиатором можно серьезно углубить свои знания в современном искусстве и значительно повысить квалификацию. В первую очередь это саморазвитие и работа над собой. Я студент кафедры культурологии (как и большинство моих сотрудников) и интересуюсь современной культурой, соответственно, современное искусство также является предметом моего исследования. До работы в РАС я не имел соответствующего бэкграунда, тем не менее, проходил музейную практику – впоследствии она пригодилась для того, чтобы получить эту работу.

Чаще всего я отвечаю на набор стандартных вопросов касательно технических нюансов работы, биографии автора и т.п., но всегда стараюсь выйти за рамки праздного интереса посетителя и заинтересовать его теорией и историей современного искусства. Это полезно как для самого медиатора – освежаешь память, упражняешься в риторике; так и для посетителя – открываешь ему глаза на то, что пара циферблатов перед ним не просто бред сумасшедшего, а красивая и печальная история о любви и потере.

Ничего так не нивелирует усталость и не вдохновляет, как «прозревший» скептик, который просто заскочил погреться.

IMG_6202+
Лина Романуха, медиатор:

Думаю, что гиды и медиаторы нужны не только в РАС. Искусство, особенно современное, нуждается в «переводчиках», которые смогли бы донести контексты, подтексты и интерпретации. Украина, как постколониальная страна, долгое время находилась в своеобразном вакууме, и сейчас очень остро чувствуется нехватка в информации о современных мировых тенденциях. Художники-постмодернисты любят цитировать/смеяться/критиковать своих предшественников.

Работая в РАС, столкнулась с тем, что для большинства посетителей такие фамилии как Дюшан, Бойс, Полокк, к сожалению, не известны.

Попадая в непривычную среду современного искусства, возникает много вопросов и если кто-то находит в себе силы их озвучить, нужно, чтобы были и те, кто может дать “намеки на ответы”.

Лично для меня знакомство с «современным искусством» началось с литературы и театра (Этьен Декру, Гротовский, Васильев, Абрамович). Творчество авангардистов, нонконформистов, битников, диссидентов было своеобразным мостиком к тематике/проблематике того, что сегодня носит эпитет contemporary.

Относительно образовательного бэкграунда, то наиболее существенным считаю обучение на магистерской программе культурологии НаУКМА. Работала в Центре им. Леся Курбаса, Галерее Карась, имела опыт работы в журнале об искусстве ArtUkraine и других киевских организациях, причастных к современному искусству.

На выставке текущей Яна Фабра чаще всего спрашивают: «Из чего это сделано?», «Этих всех насекомых убили, чтобы создать картины?», «И сколько времени на это уходит?», «Они не покрашены, честно?», «Что означают эти птицы и части скелетов?»

Для меня важно, чтобы человеку, который пришедший в РАС было с кем пообщаться и к кому обратиться в случае, если у него возникли вопросы. Уже только глядя на то, как передвигается человек в экспозиции можно понять стратегию коммуникации. Те, кто стремительно проходит зал за залом без остановки, в основном, приходят «для галочки», чтобы во время разговора со знакомыми можно было сказать: «Я там был. Ниче непонятна. И это шо – искусство? Я тоже так могу». Те же, кто ходят по залам не спеша, читая названия работ, уже как минимум, пытаются понять месседж художника.

IMG_6209
Юлия Корсун, медиатор:

С конца августа 2013 года в PAC появилась так называемая арт медиация, и я попала в число счастливцев первооткрывателей. Из личного опыта могу сказать, что посетители приятно удивлены новшеством “Как замечательно, что теперь есть у кого спросить..”

Медиатор – посредник между экспонируемыми работами и посетителем/зрителем. В моем понимании, к основным функциям медиатора можно отнести информативную и просветительно-образовательную.

Позиция медиатора направлена на более личностную и неформальную коммуникацию с посетителями.

Не имея экскурсионных ограничений, форма подачи информации и её содержание приобретают более гибкий характер и меняются в зависимости от интересов посетителей, их мотивов.

Мне интересно было ознакомится с функционированием институции изнутри, принять участие в подготовке выставок, специальных мероприятий. Также, РАС дает возможность реализовать различные культурные инициативы (тематические экскурсии, дискуссионные встречи, детские программы т.д.).

Я закончила Харьковский национальный экономический университет по специальности маркетинг и на последних курсах начала более тесную работу с галереями. Писала диплом на базе Харьковской муниципальной галереи по арт маркетингу и работала в ней на протяжении +/- 6 месяцев (помощь в организации выставок, подготовка и проведение Ночи музеев, фестиваля молодежных проектов Non Stop Media). Закончила онлайн курс ArtHistory в КhanАсаdemy. В 2012 году работала в Германии над организацией и проведением street art festival A.Y.C.P., в тот же год побывала на Documenta 13, где, кстати, впервые увидела арт медиацию =) и ежегодно стараюсь пополнять список международных галерей современного искусства которые я посетила.

Забавная история? -Руки украли! – передает по рации новенький охранник возле работы Ильи Чичкана “Колыбель”. В общем, приходите в PinchukArtCentre, посмеемся вместе!

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь