Право голоса: позволяют ли социальные медиа говорить то, что думаешь?
Казалось бы, Facebook дает безграничные возможности для выражения своей позиции – с помощью постов, перепостов, комментариев. Но не мнимая ли это свобода – выясняли американские исследователи.
В чем вопрос:
По идее, Facebook и Twitter должны были бы стать образцом вольного самовыражения. У тебя всегда есть пространство личной странички, на которое никто не имеет право посягнуть. Пиши там хоть стишочки стыдливые, хоть “меня трудно забыть, легко потерять”, хоть выдержки из Достоевского – дело твое. Но судьба распорядилась иначе: наши аккаунты в социальных медиа стали играть ключевую роль в социальной реализации и адаптации.
Аккаунты в социальных медиа стали играть ключевую роль в социальной реализации и адаптации.
То, что мы стали относиться к репутации своего виртуального двойника едва ли не с большим вниманием, чем к своей собственной, – давно аксиома. Благодаря хорошей виртуальной репутации сегодня можно новую работу, друзей и даже семью. В зависимости от месседжа, который должен нести наш образ, мы выставляем на обозрение одни фотографии и стыдливо удаляем отметки со своим именем с других.
В зависимости от месседжа, который должен нести наш образ, мы выставляем на обозрение одни фотографии и стыдливо удаляем отметки со своим именем с других.
Наблюдая за происходящим, ученных Pew Research Center и Rutgers University заинтересовал еще один аспект нашей виртуальной активности – социальный. Если мы свободны выбирать стратегию представления себя общественности, то, значит, можем с легкостью высказывать свою позицию по любому волнующему общество вопросу?
Результаты исследования
Чтобы узнать так ли это, Pew Research Center и Rutgers University затеяли исследование с участием 1801 взрослых американцев. Их опрашивали о способности вольно выражать свои мысли в социальных медиа относительно личности Эдварда Сноудена. Только 42 % процента опрошенных оказались готовы вести дискуссию о Сноудене онлайн.
“Многие надеялись, что социальные медиа обеспечат новую площадку для дискуссий и обмена радикально отличающимися мнениями. Но мы вынуждены констатировать, что спираль молчания существует и в онлайн-пространстве”.
“Многие надеялись, что социальные медиа обеспечат новую площадку для дискуссий и обмена радикально отличающимися мнениями. Но мы вынуждены констатировать, что спираль молчания существует и в онлайн-пространстве”, – говорит профессор Рутгерского университета Кейт Хэмптон. То есть если человек чувствует, что друзья и фолловеры останутся не довольны его постом, он с высокой долей вероятности не станет его выкладывать. (Спираль молчания – теория в политологии и массовых коммуникациях, утверждающая, что человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования)).
Большинство пользователей отказываются вступать в спор из-за опасений потерять друзей и популярность.
“Одним из возможных объяснений такой закрытости является тот факт, что пользователи социальных сетей чересчур осведомлены о разнообразии мнений по любому вопросу, а особенно в спорных темах, где мнения агрессивно разделяются и противоборствуют. Эта осведомленность может мешать им вступать в спор из-за опасений потерять друзей и популярность”, – считает Ли Рейни, заведующая исследованиями интернет-технологий в Pew Research Center.