Cпецпроекты

Игорь Меерсон: «Стендап — индвидуалистичный жанр, а нас воспитывали на коллективизме»

Люди
Автор: bit.ua

0 370 4

386_Igor_Meerson_story

17 апреля в Киеве пройдет «Большой украинский стэндап» — эдакая солянка из стэндап-комиков на любой вкус. Среди них будет и Игорь Меерсон — человек, входящий во всевозможные топы русскоязычных комиков и новых лиц российского юмора. Мы поговори с ним о стендапе, подражании американским коллегам и особенностях постсоветской аудитории.

— Почему русскоязычный стендап качественно не зашел дальше «Камеди клаба»? 

— Мне кажется, это немного странный вопрос. Потому что мы все еще находимся где-то в самом начале становления жанра. Сценическая комедия за 70 лет СССР шла совсем по другому пути, и нельзя сказать, что она была некачественной или не смешной, просто другой. Я, например, сам вышел из этого поколения, которое росло на КВН (к которому я с уважением отношусь). Поэтому в том, что касается стендапа, мы где-то в самом начале, и это нормально, что мы еще находимся в поиске своих «фишек».

— Можно ли в таком случае сказать, что стендап в принципе — не совсем наш жанр?

— Стендап — очень индивидуалистичный жанр, а мы до этого воспитывались на принципах коллективизма. Комики вообще — очень эгоистичные люди, потому что считают, что всем должны быть интересны истории, которые они рассказывают. Их истории. Мы к этому не привыкли, но сказать, что это не наш жанр в принципе я не могу — мне смешно и мне нравится, поэтому так сказать я не могу.

Стендап — очень индивидуалистичный жанр, а мы до этого воспитывались на принципах коллективизма. 

— Сравнивая выступления «наших» и «не наших», в глаза бросается отсутствие вылизанной драматургии у первых. По-моему, это, как минимум, часть проблемы.

— Вы просто сравниваете наших молодых комиков с лучшими представителями жанра. В США этим занимались десятки лет назад, там все вышло из водевиля, и это свой путь и годы опыта. Здесь  в один момент решили, что все, что было раньше — фигня, и начали просто копировать манеру исполнения и стиль зарубежных комиков.

fb10e6128697eddb0afe07382b1f859d

Я много работаю с молодыми начинающими ребятами, и знаю о чем говорю. Когда ты приходишь в клуб, слушаешь выступление, и видишь — что вот это Луис Си Кей, а вот девочка пытается быть похожей на Сару Сильверман.

— Далеко не самые плохие примеры для подражания. 

— Примеры отличные, но сам факт их прямого копирования — это плохо, потому что то, как они выступают, актуально для другой среды со своими особенностями. Тут даже элементарные особенности английского языка, который гораздо лаконичнее и проще. У нас часто комик пытается рассказать историю, и звучит претензия «очень долго», «слишком медленная раскачка», а все потому, что в русском языке аналогичная по смыслу фраза занимает втрое больше времени.

— А аудитории тут и там отличаются?

— Конечно. Хотя еще очень важно, что за площадка. Если комик выступает где-то в баре, где всем и так весело — вот там аудитории отличаются меньше всего. А что касается выступлений на сцене, то отличий много. Наши люди вообще гораздо меньше смеются. Когда мы привозили Дилана Морана, он сказал, что здесь «зрители смеются руками», потому что после каждой смешной шутки у нас принято хлопать, когда там тебе хлопают за весь вечер два раза — в начале и в конце выступления.

К тому же, за долгие годы наша аудитория привыкла к ситуационным шуткам, гэгам, которые помещаются в одну строку. И только сейчас она начинает слушать истории. Но здесь, снова-таки, особенности языка — комик должен успеть рассказать эту историю.

Когда мы привозили Дилана Морана, он сказал, что здесь «зрители смеются руками»

— Кто лично ваш эталон жанра?

— Тут я даже думать много не буду, потому что об этом часто спрашивают и для меня это очень понятно. Это Дилан Моран. И не потому, что он наш друг, просто у каждого человека есть какой-то персонаж или герой, с кем он хочет себя ассоциировать. Вернее, с кем видит определенные мировоззренческие сходства. Есть много комиков, которые нравятся мне по чисто профессиональным параметрам, но Моран мне очень близок по духу.

elvis_01

— Вы говорили о пост-КВНовском поколении; есть ли какие-то качественные изменения в сценической комедии за те годы, которые прошли после этого поколения? И когда появится наш Ричард Прайор или Билл Косби? 

— Однозначно что-то меняется. Скажем так: было поколение, которое просто пыталось копировать кого-то. Есть поколение, которое делает первые шаги в своем уникальном материале. Я надеюсь, что следующее поколение учтет ошибки и будет неким синтезом. Тогда наверняка появится кто-то большой, кто сможет собирать действительно большие залы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тэги:

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: