Как превратить хобби в свое дело: открытки Mirabella Postcards
Украинские открытки “с настроением” Mirabella Postcards появились в 2010 году и стали узнаваемыми благодаря неповторимому стилю и забавным надписям. bit.ua расспросил основателя бренда Марию Снегиреву о том, с чего все начиналось и как ей удалось превратить хобби в прибыльное дело.
С чего все началось
Последний раз я работала по найму в журнале Marie Claire – верстала журналы, иногда фотографировала, а когда уходила с работы, садилась за коллажи: брала снимки своих подруг, прорисовывала их в фотошопе и выкладывала в фейсбук. Работы увидела одна моя знакомая и сказала: “Было бы здорово сделать из них открытки”. И я решила: почему бы нет? Распечатала несколько штук на фотопринтере и стала дарить друзьям, а потом отнесла часть в маленький магазин без названия и предложила продавать. На удивление, они согласилась.
Через две недели мне сказали: “Всем нравятся открытки, но не нравятся люди – уберите их”.
Я сделала, как просили, и открытки начали продаваться. Следующую партию захотелось напечатать на красивом картоне, но бумага, которая мне понравилась, отпускалась только тиражом в 8 тысяч штук. Сейчас для нас это не цифра, но тогда это было нереально много. Я рискнула – сделала 8 вариантов по тысяче штук. Все они оказались не самыми удачными. Хорошо продавался только один вид, остальные – две-три открытки в месяц.
Сотрудничество с магазинами
Получив первую партию, я взяла несколько экземпляров и стала заходить во все магазины цветов и подарков и спрашивать: “А вы не хотите открытки продавать?”. Все соглашались.
Куда бы я ни шла, всегда брала с собой открытки. Встречала друзей, знакомых и говорила: “Вот, смотри, я теперь открытки делаю”, и многие давали мне дельные подсказки и советы: “О, а там магазин классный открылся”. И я шла, по пути находила еще два, относила открытки и оставляла под реализацию. Так я начала работать с хенд-мейд магазином в “Метрограде”, где начались первые большие продажи.
Мне очень помогали продавцы: учили меня, говорили какой стенд надо делать, какой ассортимент, на какие цвета обращать внимание.
С этого момента я начала уделять открыткам больше времени. Сейчас Mirabella Postcards продаются примерно в 50 магазинах Киева. В основном, это магазины подарков, недавно начали работать с книжными сетями: “Книгарня Є” и “Читай город”. Первая продает наши открытки по всей Украине. Самый большой ассортимент представлен в магазине “Штуки” – они всегда приветствуют наши эксперименты.
Первая прибыль
Я долго не верила, что смогу зарабатывать на открытках и около двух лет вела три параллельных проекта. Неделя была расписана: сегодня – открытки, завтра – фриланс, а послезавтра – фотографии, обработка и коллажи. Но в какой-то момент я поняла, что больше не могу разрываться: меня узнавали на улицах, звонили с телевидения, открытки покупались. Я поняла, что можно делать на них упор.
Как только я начала плотно заниматься открытками, доход от них перекрыл все фрилансы.
Я разработала схему: в какой магазин и когда нужно приходить, что где лучше продается, начала вести таблицы, анализировать, и дело пошло.
Команда
Первая помощница появилась, когда я поняла, что трачу на работу с магазинами больше времени, чем на разработку дизайна для новых открыток. Я понимала, что могу делать больше, интереснее, а вместо этого хожу по типографиям, делаю поставки, ищу конверты.
Сейчас нас трое. Инна работает в офисе – занимается поставками, принимает заказы, отгружает. Надя ходит по магазинам и проверяет ассортимент: все ли красиво выставлено, что есть, чего нет в наличии. А я сосредоточилась на разработке дизайна. Работаю в основном дома – тут мне сложно сосредоточиться. Бухгалтер работает удаленно.
Ассортимент
Я очень не люблю лирические романтические открытки в стиле “Ты солнце моей жизни”. Мне нравится, когда все просто и доходчиво – житейские штуки, а не афоризмы, поэтому все надписи я брала из головы. Первые были на английском, потому что я не могла найти красивые шрифты на русском и украинском. Сейчас многое пишу от руки, поэтому таких проблем больше не возникает.
У нас есть открытки из постоянной серии – их около 50 видов, а есть открытки, которые мы выпускаем раз в две недели. Всего около 100 видов.
Есть антиоткрытки – их 16 видов, но они почти не продаются. Только на День св. Валентина.
Еще есть закладки, миниоткрытки, недавно появились конверты для денег и стикеры. А еще мы создали небольшой набор, в который вошли несколько открыток, конверты, марки, стикеры и ручка. Все это поместили в деревянную коробку от U Craft. Всего таких наборов 15 штук – это лимитированная серия и она не будет продаваться в магазинах.
Подделки
Недавно мы зарегистрировали торговый знак и торговую марку – сделали это, потому что нашли явные подделки. Их продавали в одесском магазине, с которым мы раньше работали.
Я не планирую ни с кем ругаться, но теперь имею право подать на них в суд.
До этого нашли обложки на паспорт – один в один, только шрифт поменяли – наверное, не нашли. Я разрабатывала их для компании “Just Cover!”. Они позвонили мне с вопросом: “Ты что наш дизайн еще кому-то продала?”, после чего показали обложки.
Отношения с покупателями
Я не вижу своих покупателей, поэтому люблю принимать участие в разных маркетах, которые называю “фестивали дружбы” – здесь я получаю фидбек, который для меня очень важен.
А еще я запустила локальный посткроссинг – любой желающий может отправить мне открытку, и я вышлю ему свою в ответ. Даже абонентский ящик зарегистрировала, чтобы эти драгоценности не затерялись в рекламном мусоре.
Часто люди шлют открытки из других городов. Не знаю, где они их находят, но все они очень классные.
Планы
С недавних пор я хожу на курсы каллиграфии и осваиваю акварель – хочу рисовать открытки от руки. Также в планах – проводить для детей мастерклассы и создавать культ открыток в Украине. Чтобы было, как в Лондоне: у каждого дома есть коробка с открытками на все случаи жизни – если какое-то событие, человек просто достает нужную и подписывает.
Фото: Дима Ромас