Спецпроєкти

Красная таблетка: почему 5’nizza до сих пор стоит особняком в украинской музыке


5nizza-2

Реюнион группы 5’Nizza  внес оживление в украинскую музыкальную тусовку. Уже в эту субботу Киев сможет оценить, стоило ли Сану и Отцу Родному снова собираться вместе. А пока Лена Сатарова вспоминает старые песни группы и (ни много, ни мало) приходит к выводу, что творчество 5’Nizza – это не столько развлечение, сколько волшебная таблетка для расширения сознания.  

Набережная Коктебеля. Три барышни, разодетые в пух и прах (ну спасибо хоть не на каблуках)  прогуливаются в поисках того, не знают чего. Это последний день их отдыха – завтра домой: строить планы, карьеры, дома. Девушки честно откатали все катамараны, отходили туц-туц дискотеки и опустошили не одну бутылку шмурдякового вина. Но “того-не-знаю-чего” так и не нашли.

И вдруг, в сумерках пустого и грустного от дождя пляжа, кто-то начинает петь “Песок, я хожу без носок”. В сколоченном из древесных опилок баре (с прикрепленным к крыше флагом Ямайки) молодые музыканты играют “Пятницу”.

Девушки решают зайти всего на пару песен и одну рюмку текилы… и остаются на трое суток. В баре. Просто слушать музыку.

Забывают о том, что уже куплены билеты назад, не осталось денег и негде жить. Осмеливаются на первый в своей жизни бунт против системы. Слизывают с ладошки Морфеуса красную таблетку.

Одной из этих барышень была я. И сейчас расскажу вам, что такого было у 5’Nizza, чтобы расширять сознание без всяких вспомогательных веществ.

Закрытое сообщество

5nizza

Первый неофициальный альбом “Анплаггед”, записанный за 30 баксов, распространялся исключительно по пиратским каналам. Никакого промоушена, проплаченных эфиров, ротаций на радио. Успеху альбома способствовал только один маркетинговый прием – слухи. Кто-то где-то слышал, что есть какие-то ребята из Харькова, которые лабали себе музло в песках Казантипа, а их заприметил проходивший мимо лидер московского коллектива W.K.? Эдик Шумейко и позвал с собой на сцену. Потом еще раз позвал – только уже в Москве.

Слухи о двух музыкантах, которым, чтобы качать, хватает всего одной акустической гитары, стали расползаться по странам СНГ.

У каждого своя история знакомства с песнями Пятницы, но практически каждая из этих историй начинается со слов “кроме нас их тогда никто не знал”.

Чудесным образом раздобыв кассету, ты фактически получал право формировать сообщество. На свой вкус выбирая тех, кто “поймет”.

Школьники, студенты и прочая молодежная шантрапа поделилась на два лагеря: тех, кто в “теме”, и тех, кто за бортом. А первые, как известно, всегда круче вторых. Ключники. Хранители тайного знания.

Миру мир

5nizza1

После выхода второго официального альбома ” О5″ критики писали, что 5’Nizza  – это а) взывание к духу Боба Марли, б) БГ 21 века.

От Боба группа переняла идеи ценности внутренней свободы и бессмысленности войны. Для страны, вся история которой построена на воспевании неметафоричного рубилова за независимость, эти идеи звучали прямо-таки революционно.

Подтрунивание над совковой символикой и типом мышления, апелляция к священным текстам и восточным трактатам позволяют найти общие точки в творчестве Пятницы и Гребенщикова. Группа даже записала кавер на песню Бориса Борисовича “Луна, успокойся меня”, хотя, говорят, он ему не понравился.

Выйди из Матрицы

large

5’Nizza оказала огромную услугу моему поколению: за 10 лет до повального увлечения йогой и буддизмом, нам (еще школьникам) вдруг начали рассказывать что-то о том, что надо “рвать нити и тянуться все выше и выше к солнцу”, что “в мире иллюзий пять элементов” и что “натяни на голову гондон”. Нельзя сказать, что мы до конца понимали весь этот поток слепленных в кучу случайных фраз (“Одна собака мне сказала “Гав!” Но! Это было так давно – собаки столько не живут”), но что-то в них цепляло.

Доказано тысячей случаев: в каком бы уголке мира ты не встретил русскоговорящих ребят, с рюкзаками за спинами, шаманскими татуировками на запястьях и буддистскими чётками на шее – в плеере у них точно есть 5’Nizza.

Эти сказки о свободе распространились и на любовную лирику, чего уж точно раньше не встречалось в творчестве украинских артистов (если не считать любовной лирикой “117 статтю” Братів Гадюкіних). Песни ” Мы одно”, “Ты такая”, “Весна” романтизировали не только влюбленность, но и свободу, которую любовь должна приносить, а не отнимать.

Soul Jah

1b259eca084473d0c358b23243793b64

В своих интервью музыканты часто рассказывали, что чувствуют себя только проводниками и сами не до конца понимают, как делают то, что делают. Поэтому как только этот “поток из ниоткуда” прекратился, они разошлись каждый по своим углам – Сан в буддизм, а Бабкин – в театр и семью.

Но время циклично: где война, там и рага – ее противоядие. Лично я надеюсь, что Бог Солнца вновь поцелует ребят в макушки, а у нас этим летом снова получится выпасть из Вавилона хотя бы на время концерта.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь