Cпецпроекты

Прощайте, «Безумцы»: что с нами стало за эти 8 лет


0 1165 85

mm2a

Главред bit.ua Владислав Недогибченко прощается с «Безумцами» — пожалуй, главным сериалом десятилетия, который странным образом переплелся с жизнью каждого, кто его смотрел. 

Все мужчины мнят себя Донами Дрейперами. Я в этом почти убежден. Естественно, почти ни у кого для этого нет никаких оснований. У одних недостаточно мозгов, другие не умеют красиво сидеть на софе со стаканом в руках и правильно молчать. Третьи (то есть все) не могут просто взять и выписать чек на миллион жене, которая только что стала бывшей. Тем не менее, когда речь заходит о скотском отношении к женщинам, внутренних метаниях и самоуничижительном, почти позерском пьянстве — то тут уж все мы Дрейперы, даже не сомневайтесь. Вернее, видим себя ими.

«Безумцы» — пожалуй, главный сериал десятилетия — за свои семь сезонов научился удивительным образом резонировать с жизнями тех, кто его смотрел.

С 2007-го прошло восемь лет (восемь, мать вашу), и достаточно окинуть взглядом все то, что за это время случилось с вами, вашими знакомыми, девушками, парнями, женами, бывшими женами, мужьями, бывшими мужьями, детьми и тех, кого больше с вами нет. Кто развелся, кто женился, кто изменился, кто уехал дауншифтить в Таиланд, кто умер, а у кого все только начинается. «Безумцы» ведь и обо всем этом в том числе. О постоянной череде конца и начала.

tumblr_lgerqi7DdR1qa2xnoo1_500

Хотя, когда они только начинались, едва ли можно было представить весь масштаб параллелей, которые мы впоследствии будем проводить между своими жизнями и каждой новой серией. Да, это была тяжелая стилистическая артиллерия. Да, никто больше не мог себе позволить так неспешно распоряжаться экранным временем (попробуйте вспомнить хотя бы три больших события в первом сезоне). Да, нам было интересно следить за интрижками и ретро-рекламой, но кто мог подумать, куда это зайдет. В остальном же — ну что, казалось бы, между нами общего?

Я хорошо помню, когда «Безумцы» были уделом лишь самых прогрессивных субъектов т.н. креативного класса (читай — мало кто вообще о них слышал).

Сериалы в Украине еще не были тем, чем они стали сейчас, повсюду царила гегемония Доктора Хауза, никаких тебе «Сериалы — это новое кино», ничего подобного. О «Безумцах» принято было говорить среди продвинутых (или хотя бы дать понять, что ты в теме). Тот, кто имел по поводу рекламщиков из «Стерлинг Купер» хоть самое захудалое мнение — выигрывал свой раунд негласного интеллектуального соревнования, даже если посмотрел всего несколько серий, заскучал и пошёл дальше смотреть «Хауса». Признаваться в этом уже было не обязательно. Затем круг любителей «Безумцев» расширился, но попсовым в наших краях сериал так и не стал — все равно была определённая планка, которую мог преодолеть изначально узкий круг зрителей. Те, кто до планки не дотягивал — извините, может в следующий раз, приходите, когда повзрослеете.

madmen-sketch-2013-don-draper-phil-roberts

Вайнер восемь лет рассказывал историю о течении жизни во всех ее проявлениях. Время вообще всегда занимало в сериале не только стилистическую (костюмы, курение, Мэрилин Монро и картины Ротко на стенах), но и многослойную смысловую роль. В первом сезоне перед нами настоящий герой — загадочный, красиво выпивающий, в меру гениальный, и безмерно привлекающий женщин. В последнем сезоне — вроде как смирившийся, никому не нужный человек. Хэппи-энд и становление персонажа, только в обратную сторону. Почти Бенджамин Баттон, разве что выглядит все так же круто, как и восемь лет назад. А может все потому, что времена изменились, а 70-е окончательно закрыли все старые двери (вот кстати другой символ, который в сериале эксплуатировался в безмерно).

Вайнер работал на условиях, которые и не снились другим шоураннерам, фактически создавая свои собственные правила игры. 

«Безумцам» повезло стать признанным феноменом очень скоро после своего начала. Это позволило Вайнеру работать на условиях, которые никогда ещё не были позволены ни одному другому шоураннеру. Практически создавать свои собственные законы. Это касается и повествования в том числе. С одной стороны — монологи о ностальгии и боли старых ран. С другой — сцены с газонокосилкой и ЛСД. Чистая узурпация творческой власти. Эх, было время.

Видимые конфликты в сериале зачастую были даже менее интересными, чем едва заметные подтексты. Темп от сезона к сезону сменялся с непредсказуемостью рулетки. Между строк часто оставался самый сок. И мы всегда проводили параллели с историями из собственных жизней. Пытались понять мотивацию персонажей, и бесились, когда это не удавалось делать.

В заставке Дон Дрейпер (вернее, его силуэт) падает между зданиями, но никак не может долететь до земли. И так даже честнее: жизнь ведь — она о пути, а не о конечном пункте назначения.

Но упасть все же куда-нибудь нужно. Мне сложно вспомнить хотя бы один сериал, с героями которого было настолько интересно и легко себя отождествлять. Конечно, речь не о внешних проявлениях — у нас нет таких костюмов, Кадиллака купе 62-го, домика на Стейтон-айленде. Мы не умеем красиво сидеть на софе со стаканом в руках и правильно молчать. Но истории о супружеских изменах, карьерных взлетах и падениях, тоске по ушедшим людям, несказанных словах и разъедающих воспоминаниях — всё это знакомо каждому. Для этого Дрейпером быть не обязательно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: