Спецпроєкти

Это не скучно: 8 хореографов-неоклассиков, которые заставят полюбить балет


AAADT_PetiteMort_07_Credit_PaulKolnik

Танцы на шпагах, постельные сцены и Эдвард Мунк: академический балет – это не только “Щелкунчик”, “Жизель” и “Лебединое озеро”.

От первых новаторов до ключевых хореографов современности: ниже – восемь знаковых для классического танца имен, которые заставят многих взглянуть на это искусство по-новому.

Джордж Баланчин (1904-1983)

Георгий Баланчивадзе – один из наиболее выдающихся мировых хореографов, основатель американской балетной школы и основоположник всей балетной неоклассики. До эмиграции в США ставил балеты на музыку Стравинского и Сати для “Русских сезонов” Дягилева. Впоследствии первым сформулировал ключевые принципы неоклассических постановок: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света. То есть, танец выражает всё с помощью только лишь музыки»

Что смотреть: “Драгоценности”, “Серенада”, “Аполлон”

Ролан Пети (1924-2011)

Пожалуй, пересказывать биографию этого человека будет лишним: в свое время он сам поставил на ее основе спектакль. На счету Пети – более 50 балетов и постановок, среди которых как классические, так и авангардные. Сценарии для его балетов писали Жак Превер и Жан Кокто, над костюмами работал Ив Сен-Лоран. В качестве примера одной из первых новаторских постановок хочется привести “Юношу и смерть”, где молодой Нуриев танцует, – о ужас, – в джинсах. Это уже не 1946 год, когда балет был поставлен впервые, но все же. И, если удастся найти запись, – однозначно стоит посмотреть “Гибель розы”, поставленную в 70-е специально для Майи Плисецкой на музыку 9-й симфонии Малера.

Что смотреть: “Юноша и смерть”, “Гибель розы”, “Собор парижской богоматери”

Морис Бежар (1927-2007)

Еще одна культовая фигура в хореографии ХХ века. Бежар одним из первых отказывается от традиционного балетного костюма и стремится к минимализму в сценографии. Среди наиболее известных его работ – номер на музыку Мориса Равеля “Болеро”, который может исполняться как женщиной, так и мужчиной-солистом. Впрочем, эталонным считается исполнение Майи Плисецкой. Хореография Бежара также задействована в музыкальной драме Клода Лелуша “Одни и другие”.

Что смотреть: “Болеро”, “Вариация для двери и вздохов”, “Симфония для одинокого человека”

Джон Кранко (1927-1973)

За недолгие 45 лет жизни британец южноафриканского происхождения Джон Кранко успел дать новую жизнь Штутгартскому балетному театру, оставить после себя целый ряд “звездных” учеников и балеты “Онегин”, “Ромео и Джульетта” и “Кармен”, ставшие неотъемлемой частью  мирового классического репертуара. Кранко известен как мастер сюжетной хореографии, его постановки приближены к классическим. А вот у его последователей отклонения от классических канонов становятся все более значительными.

Что смотреть: “Онегин”, “Ромео и Джульетта”, “Укрощение строптивой”

Джон Ноймайер (1942)


Американец Джон Ноймайер – один из самых ярких учеников Кранко. Также известен как мастер сюжетных, драматических постановок, чаще всего привязанных к произведениям мировой литературы(Дюма, Чехов, Манн). Несмотря на выраженную классическую направленность, хореография Ноймайера выглядит более свежей и свободной, подчас с некоторыми вольностями. Например, как поставленная с непринужденной легкостью постельная сцена в приведенном выше па-де-де.

Что смотреть: “Дама с камелиями”, “Чайка”, “Трамвай “Желание””

Уильям Форсайт (1949)

Форсайта называют “самым европейским из американских хореографов”. Он родился и вырос в Нью-Йорке, а в 70-е перебрался в Штутгарт, где под руководством уже упомянутого Джона Кранко поставил свой первый балет “Изначальный свет”. Форсайт отходит от сюжетной хореографии, следуя принципам, сформулированным в цитате Баланчина: минимум декораций, костюмов и сюжета. Известен своими мультидисциплинарными арт-проектами совместно с архитектором Даниэлем Либескиндом и различными современными коллективами. Его работы демонстрировались в Лувре и на Венецианской биеннале. С 2004 года руководит собственной независимой труппой Forsythe Company.

Что смотреть: “Орфей”, “Возвращения”, “Головокружительное упоение точностью”

Иржи Килиан (1947)

В тройке знаменитых учеников Кранко именно Иржи Килиан дальше всех отступает от классических балетных канонов. Его постановки –  философские и сюрреалистичные. Наиболее известна поставленная на классическую музыку Моцарта “Маленькая смерть”, где танцовщики используют в качестве реквизита шпаги и объемные макеты черных кринолинов в стиле барокко. “Падшие ангелы” – балет на музыку минималиста Стива Райха, которая уже сама по себе непроста для восприятия, “Забытая земля” – постановка по мотивам картин Эдварда Мунка. Движения у Килиана причудливые, подчас рваные и резкие, артисты выступают в корсетах и босиком. Несмотря на всю авангардность, его постановки требуют от исполнителей серьезной классической подготовки.

Что смотреть: “Маленькая смерть”, “Падшие ангелы”, “Забытая земля”

Анжелен Прельжокаж (1957)

Французский хореограф албанского происхождения, один из ключевых представителей нового французского танца. Его па-де-де из балета “Парк” на 23-й фортепианный концерт Моцарта(к слову, тот же, что и в “Маленькой смерти” Килиана) – самая правдивая и чувственная метафора любовных отношений, которую автору приходилось видеть. Прельжокажу удалось дать новое прочтение даже такой “заигранной” классике, как “Времена года” Вивальди в одноименном балете, а историю Ромео и Джульетты он воссоздал в декорациях лагерной зоны. Если же вы хотите посмотреть, как детская сказка превращается в фильм ужасов с элементами Mortal Combat – найдите сцену с яблоком из его “Белоснежки”. В общем, орден Почетного легиона французы дали Прельжокажу за дело.

Что смотреть: “Парк”, “Ночи”, “Белоснежка”

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь