Cпецпроекты

Это не скучно: 8 хореографов-неоклассиков, которые заставят полюбить балет


0 1 16

AAADT_PetiteMort_07_Credit_PaulKolnik

Танцы на шпагах, постельные сцены и Эдвард Мунк: академический балет — это не только «Щелкунчик», «Жизель» и «Лебединое озеро».

От первых новаторов до ключевых хореографов современности: ниже — восемь знаковых для классического танца имен, которые заставят многих взглянуть на это искусство по-новому.

Джордж Баланчин (1904-1983)

Георгий Баланчивадзе — один из наиболее выдающихся мировых хореографов, основатель американской балетной школы и основоположник всей балетной неоклассики. До эмиграции в США ставил балеты на музыку Стравинского и Сати для «Русских сезонов» Дягилева. Впоследствии первым сформулировал ключевые принципы неоклассических постановок: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света. То есть, танец выражает всё с помощью только лишь музыки»

Что смотреть: «Драгоценности», «Серенада», «Аполлон»

Ролан Пети (1924-2011)

Пожалуй, пересказывать биографию этого человека будет лишним: в свое время он сам поставил на ее основе спектакль. На счету Пети — более 50 балетов и постановок, среди которых как классические, так и авангардные. Сценарии для его балетов писали Жак Превер и Жан Кокто, над костюмами работал Ив Сен-Лоран. В качестве примера одной из первых новаторских постановок хочется привести «Юношу и смерть», где молодой Нуриев танцует, — о ужас, — в джинсах. Это уже не 1946 год, когда балет был поставлен впервые, но все же. И, если удастся найти запись, — однозначно стоит посмотреть «Гибель розы», поставленную в 70-е специально для Майи Плисецкой на музыку 9-й симфонии Малера.

Что смотреть: «Юноша и смерть», «Гибель розы», «Собор парижской богоматери»

Морис Бежар (1927-2007)

Еще одна культовая фигура в хореографии ХХ века. Бежар одним из первых отказывается от традиционного балетного костюма и стремится к минимализму в сценографии. Среди наиболее известных его работ — номер на музыку Мориса Равеля «Болеро», который может исполняться как женщиной, так и мужчиной-солистом. Впрочем, эталонным считается исполнение Майи Плисецкой. Хореография Бежара также задействована в музыкальной драме Клода Лелуша «Одни и другие».

Что смотреть: «Болеро», «Вариация для двери и вздохов», «Симфония для одинокого человека»

Джон Кранко (1927-1973)

За недолгие 45 лет жизни британец южноафриканского происхождения Джон Кранко успел дать новую жизнь Штутгартскому балетному театру, оставить после себя целый ряд «звездных» учеников и балеты «Онегин», «Ромео и Джульетта» и «Кармен», ставшие неотъемлемой частью  мирового классического репертуара. Кранко известен как мастер сюжетной хореографии, его постановки приближены к классическим. А вот у его последователей отклонения от классических канонов становятся все более значительными.

Что смотреть: «Онегин», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой»

Джон Ноймайер (1942)


Американец Джон Ноймайер — один из самых ярких учеников Кранко. Также известен как мастер сюжетных, драматических постановок, чаще всего привязанных к произведениям мировой литературы(Дюма, Чехов, Манн). Несмотря на выраженную классическую направленность, хореография Ноймайера выглядит более свежей и свободной, подчас с некоторыми вольностями. Например, как поставленная с непринужденной легкостью постельная сцена в приведенном выше па-де-де.

Что смотреть: «Дама с камелиями», «Чайка», «Трамвай «Желание»»

Уильям Форсайт (1949)

Форсайта называют «самым европейским из американских хореографов». Он родился и вырос в Нью-Йорке, а в 70-е перебрался в Штутгарт, где под руководством уже упомянутого Джона Кранко поставил свой первый балет «Изначальный свет». Форсайт отходит от сюжетной хореографии, следуя принципам, сформулированным в цитате Баланчина: минимум декораций, костюмов и сюжета. Известен своими мультидисциплинарными арт-проектами совместно с архитектором Даниэлем Либескиндом и различными современными коллективами. Его работы демонстрировались в Лувре и на Венецианской биеннале. С 2004 года руководит собственной независимой труппой Forsythe Company.

Что смотреть: «Орфей», «Возвращения», «Головокружительное упоение точностью»

Иржи Килиан (1947)

В тройке знаменитых учеников Кранко именно Иржи Килиан дальше всех отступает от классических балетных канонов. Его постановки —  философские и сюрреалистичные. Наиболее известна поставленная на классическую музыку Моцарта «Маленькая смерть», где танцовщики используют в качестве реквизита шпаги и объемные макеты черных кринолинов в стиле барокко. «Падшие ангелы» — балет на музыку минималиста Стива Райха, которая уже сама по себе непроста для восприятия, «Забытая земля» — постановка по мотивам картин Эдварда Мунка. Движения у Килиана причудливые, подчас рваные и резкие, артисты выступают в корсетах и босиком. Несмотря на всю авангардность, его постановки требуют от исполнителей серьезной классической подготовки.

Что смотреть: «Маленькая смерть», «Падшие ангелы», «Забытая земля»

Анжелен Прельжокаж (1957)

Французский хореограф албанского происхождения, один из ключевых представителей нового французского танца. Его па-де-де из балета «Парк» на 23-й фортепианный концерт Моцарта(к слову, тот же, что и в «Маленькой смерти» Килиана) — самая правдивая и чувственная метафора любовных отношений, которую автору приходилось видеть. Прельжокажу удалось дать новое прочтение даже такой «заигранной» классике, как «Времена года» Вивальди в одноименном балете, а историю Ромео и Джульетты он воссоздал в декорациях лагерной зоны. Если же вы хотите посмотреть, как детская сказка превращается в фильм ужасов с элементами Mortal Combat — найдите сцену с яблоком из его «Белоснежки». В общем, орден Почетного легиона французы дали Прельжокажу за дело.

Что смотреть: «Парк», «Ночи», «Белоснежка»

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: