Cпецпроекты

Как я шесть дней поднималась на Килиманджаро

0 2549 146
Зачем нужен подъем на самую высокую гору Африки, что он может дать и как все организовать, если не хочешь пользоваться пакетными турами, рассказала Татьяна Дякова.

Зачем все это нужно?

Килиманджаро. День 1. Дорога

Когда-то мой приятель рассказал мне о Килиманджаро. О том, что уже больше 11 000 лет на этой горе лежит ледник, но за последнее десятилетие он растаял почти на 85%, а за следующие лет 15 его вообще не станет.

Меня эта информация настолько потрясла, что мне захотелось своими глазами увидеть снега Африки. Получается, что мое поколение – последнее, у которого еще есть такая возможность.

Мне захотелось совершить какой-то важный для себя поступок. Все это умножилось на мою любовь к путешествиям и вылилось в шестидневное восхождение на Килиманджаро.

Что это такое и где оно находится?

Килиманджаро. Вид

Килиманджаро – это самая высокая гора Африки, находится она в Танзании. Ее высота – 5895 метров над уровнем моря (хотя несколько лет назад ученые все перемеряли и говорят, что 5 891,8 метров). Килиманджаро считается потенциально активным слоистым вулканом (стратовулканом), но задокументированных извержений у него не было. По пути восхождения нет запаха серы или дыма. Если есть дополнительный день, можно спуститься в кратер вулкана. Возможно, там будут более явные признаки.

Как организовывается восхождение?

Килиманджаро. Фото с гидом

Гора находится в Национальном парке Килиманджаро. Поэтому нельзя просто так прилететь в Танзанию и пойти себе в поход. Вход в парк платный. Кроме того, с тобой идет сопровождающие: гид, повар и несколько портеров.

Портеры – это люди, которые несут еду, палатку, воду. Они идут в своем темпе: чаще всего выходят раньше, чтоб к тому моменту, как ты доберешься до пункта назначения, все было готово.

С ними же идет и повар. Нам во время восхождения чаще всего готовили супы. Были, например, огуречный и банановый, очень даже неплохие. Со своим гидом (John Omari Haruna) я связалась заранее. Изначально договаривались, что вместе со мной будет восходить еще три человека. Но когда я прилетела на место, выяснилось, что они перенесли даты, и я буду идти одна.

По какому пути идти?

Килиманджаро. Дорога

Существует шесть главных маршрутов, по которым туристы могут подняться на гору. Два туристических: Марангу (местные называют его «Кока-Кола») и Мачаме (он же «Виски»), остальные – кемпинговые: Лемошо, Шира, Умбве и Ронгаи.

Я была ограничена во времени, поэтому мне нужен был один из самых быстрых вариантов. Пришлось выбирать между Марангу и Мачаме, выбрала последний, так как он немного сложнее. Назад шла по маршруту Мвека – это дорога, предназначенная исключительно для спуска.

Физическая подготовка для подъема.

Килиманджаро. Гора

Подъем на Килиманджаро считается туристическим, а не альпинистским. По идее, любой физически здоровый человек может туда подняться. Несмотря на это, до пика Ухуру, высочайшей точки вулкана Кибо, доходит где-то половина восходящих.

До пика Ухуру, высочайшей точки вулкана Кибо, доходит где-то половина восходящих.

К счастью, здесь нет ужасающих картин погибших людей, как на Эвересте, просто некоторым становится плохо, люди устают и решают идти вниз. До восхождения я не проводила особой физической подготовки, у меня спортивное прошлое, сейчас занимаюсь йогой – этого хватило. Главное — это сделать прививку от Желтой лихорадки перед поездкой.

Восхождение и спуск

Сначала я прилетела на остров Занзибар. У меня было два дня, чтоб отдохнуть с дороги, потом перелет в Танзанию, где и началось восхождение.

День 1

Килиманджаро. Дорога. День 1

В первый день мы шли умеренным шагом по протоптанной дорожке и уже через 4 часа трекинга поднялись на высоту 2980 метров в Мачаме кемп. Периодически закладывало уши и болела голова, но терпимо.

Кругом были высоченные деревья, по которым прыгали обезьянки. К туристам они интереса не проявляли. Больше всего мне в этот день запомнилось ночное небо. Яркое. Звездное. С нарисованным млечным путем. Глядя на него, дышать становилось еще сложнее.

День 2

Килимандджаро. День 2

На следующий день мы восходили 6 часов и дошли до высоты 3840 метров в Шира кемп. Начала накапливаться усталость, дорога стала сложнее, местами приходилось взбираться по камням. Но мы уже были над облаками. Стала видна вершина. Появился ледник.

Вообще, когда я планировала свое путешествие, я представляла, как целую неделю проведу наедине со своими мыслями и размышлениями о вечном. Но мысли решили по-другому.

На протяжении подъема в голове полный вакуум. Ты просто идешь. Перед глазами мелькают камни-дорога, дорога-камни…

День 3

Килиманджаро. Вид. Камни

На третий день я узнала, что такое акклиматизация. Это когда ты сначала поднимаешься на 4630 метров над уровнем моря, а потом снова спускаешься назад на 3950 м в Барранко кемп, потому что верхнюю точку организм пока не осилит.

Семь часов подъема, вершина уже прям рядом, но гид говорит идти назад. Хотелось плакать. Дышать на этой высоте становится сложнее, голова болит еще сильнее, уши заложены. Начинается одышка, даже если просто переворачиваешься в спальном мешке. А от перепада давления пальцы превратились в сосиски, даже больно было сжать кулак.

День 4

Килиманджаро. Лес

На четвертый день за 7 часов мы добрались в Барафо кемп на высоту 4550 метров, т.е. это даже ниже, чем Лава Тауэр, куда взбирались еще вчера. Идти очень сложно, потому что постоянно приходится то подниматься, то спускаться, продвигались малюсенькими шажками.

У меня началась сильная одышка, воздуха не хватало. В кемпе стало достаточно холодно, пришлось надевать куртку и доставать теплые вещи. Вечером гид сказал, что сегодня мы поднимаемся на вершину и у меня есть несколько часов, чтобы поспать.

День 5

Килиманджаро. Ледник 1

Мы проснулись в 1:30 и ночью продолжили свой путь. Кругом было совсем темно, дорогу освещали только фонарики на лбу. Было очень тяжело дышать и невероятно холодно. Несмотря на то, что пальцы-сосиски спрятаны в 2 парах теплых рукавиц, они все равно мерзнут. Кроме того, нужно обязательно пить воду, которая тоже ледяная. Становилось сложно не только физически, но и морально: вообще не было видно, куда мы идем и сколько еще осталось.

Тогда гид показал мне мерцающий вдалеке огонек: «Видишь? Это пик Ухуру, нам туда». Это придало сил. Казалось, что мы уже совсем близко, но прошло полчаса, час, полтора. Тогда я остановилась и поняла, что это не фонарь на вершине горы, а свет от фонариков таких же туристов, идущих впереди.

Приближаясь к вершине, мы прошли мимо пары, которая почти без сознания лежала на земле, гид помогал им прийти в чувства.

Ближе к пику идти становилось все сложнее и страшнее. Вдруг не получится? Но я всеми силами прогоняла эти мысли. Вокруг были разбросаны салфетки в крови. Видно, что кому-то было плохо. Я уверяла себя, что, даже если мне станет плохо, я червячком буду ползти наверх. Тогда я увидела полосочку рассвета и точно знала, что нам туда.

Килиманджаро. Вершина

В 6:30 утра мы поднялись на вершину. Было сложно даже стоять. До отметки пика оставалось метров сто, но сил почти не было. Навстречу шли те самые туристы, на свет которых я рвалась ночью, они уже спускались. “You are almost there. Just go” – вот так, уже во второй раз, они придали мне сил. Я расплакалась и вся в слезах добралась до заветной таблички с оранжевой надписью Mount Kilimanjaro.

На самой вершине мы пробыли минут 20. Там пронизывающий холод, а ледник, кстати, пахнет морем.

Потом начался спуск в Мвека кемп на высоту 3100 метров. Мне стало плохо. Потребовалось около часа, чтоб я пришла в себя, и мы продолжили путь. В этот день мы спускались 7 часов, а учитывая, что после ночи перерыва на отдых не было, это было тяжело.

День 6

КИлиманджаро. Ледник

На 6 день я изо всех сил стремилась вниз. Цель уже достигнута, хочется поспать на мягкой кровати и, наконец-таки, принять душ. До ворот Мвека у подножия горы мы шли около 4 часов. Дорога не очень сложная, но довольно скользкая, к тому же сильно болели колени. Но я об этом не думала. Ведь я была на вершине Африки.

Кто встречался на пути?

Килиманджаро. Солнце

Особым разнообразием животных Национальный парк Килиманджаро не отличается, поэтому желающим увидеть африканских животных лучше ехать на сафари в Национальный парк Серенгети.

Еще в первый день восхождения я увидела гида, который сопровождал парня с протезом ноги. На меня это произвело сильное впечатление. Я не знаю, дошел ли он до вершины, но надеюсь, что у него получилось.

Во время восхождения я несколько раз пересекалась с группой американских морпехов. На третий раз они не выдержали и спросили, как я, such a small girl, постоянно их обгоняю.

Отдых на Занзибаре

Занзибар. Ресторан

В качестве награды (или утешения – тогда я еще не знала, получится ли у меня подняться) я подготовила себе 5-дневный отдых на острове Занзибар. Он невероятно красивый. Уже давно он является излюбленным местом отдыха итальянцев. Поэтому в большинстве кафе и ресторанов готовят итальянскую кухню. А местные дети, когда видят белого человека, кричат «Чао!», очевидно, полагая, что все белые – итальянцы. Больше всего на острове мне запомнился ресторан The rock, который расположен в бывшей рыбацкой хижине, во время прилива туда можно попасть только на лодке, там как в раю.

Впечатления

Для меня это восхождение стало настоящим событием. А о событиях сложно говорить и не казаться слишком пафосным. Но честно, моя жизнь разделилась на «до» и «после». Я ощутила какую-то невероятную силу, пропало ощущение, что существует что-то невозможное, и я в очередной раз влюбилась в нашу планету.

Советы для путешественников по Танзании

Занзибар. Отель

Я организовывала поездку сама, начиная от перелета и жилья, заканчивая поиском гидов, поэтому могу поделить несколькими советами:

Агентство

• Для организации восхождения найдите танзанское туристическое агентство. Лично я написала всем, которых нашла. Они отвечают быстро, так как большая конкуренция за туристов. Через неделю выбрала Africa Vacation Journeys. Если вам нужен русскоязычный гид, это нужно обсуждать заранее.

Билеты и транспорт

• Билеты легко найти через всем известные Skyscanner и Google Flights. Здесь главное использовать режим «инкогнито», иначе с каждым новым заходом на сайт, цены могут повышаться. Я летела авиалиниями PrecisionAir.
  • При внутреннем перелете по Танзании нужно учитывать, что самолет может улететь на 40 минут раньше (да, именно раньше), поэтому лучше быть в аэропорту за 2 часа.
  • Трансфер из аэропорта лучше заказать в агентстве. Это выгодней, чем брать такси и уж точно лучше, чем общественный транспорт. В Африке он очень отличается от нашего, люди буквально не помещаются в автобусы и просто держатся руками, свисая над дорогой.

Отель

• Несмотря на то, что я объездила где-то два десятка стран, некоторые раза по четыре, в пляжном отдыхе я не сильна. Информацию искала на англоязычных ресурсах и вам советую. С выбором отелей на Занзибаре проблем нет – на любой вкус.

Деньги и цены

• Цена подобной поездки может варьироваться от $900 до $5000 и выше, конечно.
  • В Танзании можно расплачиваться долларами, но учтите, что если вы не меняете валюту на шиллинги, все купюры должны быть выпущены позднее 2000 года (купюры до 2000 года или совсем не принимают или берут, по очень смешному курсу).
  • Чаевые гидам и носильщикам после восхождения – обязательный компонент. Сумма обсуждается индивидуально, строго до начала восхождения, иначе потом могут возникнуть проблемы. Национальный парк не платит им зарплат.

Записала Татьяна Сухорукова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: