ГогольFest изнутри: Кристина Шишкарева о хореографии, зрителях и о том, что нельзя пропустить
Редакция bit.ua пообщалась с куратором танцевального отделения ГогольFest`а Кристиной Шишкаревой о том, куда обязательно стоит пойти и что увидеть на фестивале в этом году.
В 2014-м на ГогольFest я курировала около 5 проектов. В этом году их 26. Это существенно увеличило нагрузку: почти все время забирает кураторство, поэтому в этот раз буду представлять только один свой спектакль – «Священная весна». Мне кажется, после организации этого фестиваля можно смело браться за проведение Чемпионата мира чего угодно: теперь я умею и шуруповертом работать, и бюджет писать… Это отличный опыт.
Мы готовим 18 спектаклей для показа в хореографическом направлении и 8 коллаборационных проектов. 70% программы – премьеры и это хорошая возможность для танцовщиков показать свои наработки большой публике.
Программу этого фестиваля я начала готовить уже через пару месяцев после окончания предыдущего. В итоге она так разрослась, что под хореографию выделили отдельную площадку и даже на сайте «отделили» нас от перформанса. Наши дисциплины смежные, но не всегда люди, которые идут на танец, хотят видеть перформанс или наоборот.
У меня нет фаворитов среди выступающих – мне дороги все, но советую попасть на мастер-классы и выступления литовских хореографов, так как не все смогут посетить Литву в ближайшее время. Стоит увидеть спектакль Артема Шошина – там все очень красиво и эстетично, показан другой, не совсем привычный, взгляд на современный танец. Интересная работа с пространством у Юры Пристаецкого, наличие в его спектакле большого количество танцовщиков-мужчин тоже является своеобразным эксклюзивом, потому что большинство мальчиков сейчас уехало работать заграницу.
Стоит внимания работа Алены Снежик об 11 сентября и башнях-близнецах, в которой участвуют два потрясающих маленьких танцора. Все в этой постановке – от костюмов до хореографии – придумано Аленой, а ей всего 20 лет!
Хедлайнер фестиваля – STABAT MATER – это постановка единственного в стране contemporary-балета с высоким уровнем и глубоким контекстом, способная конкурировать на мировом уровне.
Израильский хореограф Эрез Зоа приехал к нам 9 августа. С тех пор и до сегодня он давал мастер-классы нашим танцовщикам: мне кажется, вместе с ним они сделали не просто рывок, а прыжок на три головы выше собственных возможностей. Эрез работал в лучших труппах мира и тот опыт, который он нам передал – неоценим. Благодаря ему в нашей стране за месяц появилось 18 чудесных непосредственных танцовщиков, которые могут спокойно выступать заграницей.
Антон Овчинников готовит работу со студентами Университета культуры – у него есть идея переломать отношение к студентам этого учебного заведения, как к непрофессионалам. Думаю, ему это удастся.
Обратите внимание на две работы Елены Пуль из Харькова – они очень эстетичны и графичны: одежды танцовщиков черные, а хореография во многом выставлена вокруг рук – это четкий узнаваемый почерк, по которому можно определить именно её постановки.
Игровая работа Антона Сафонова «Game Zone» – экстремальное взаимодействие с пространством. Это очень «живой» проект, потому что у ребят есть какие-то заготовки, но большинство опций возникает в момент спектакля – зритель участвует в этой игре.
Хочу пригласить зрителей на свой спектакль «Священная весна», так как он будет показан в последний раз и с немного иным финалом, чем раньше. У меня была идея постановки, к которой я никак не могла подобрать музыку: все было или недостаточно сильным, или недостаточно длинным… В один момент я просто наткнулась на музыку Стравинского, послушала 15 минут и поняла – это то, что мне нужно. Думала, что постановка пройдет легко и быстро, но оказалось, что музыка – намного сильнее, глубже и многослойней, чем моя идея. Вернее, музыка эту идею препарировала, раскрыла и развернула на полную. Две недели я с этим боролась, а потом отпустила и позволила мелодии вести меня дальше. Поэтому спектакль получился отчасти языческим.
Я люблю живопись и иногда для вдохновения своим танцорам подбираю разные картины. Просматривая одну из них, я понимаю, что именно так должно выглядеть одно соло в моей постановке. Прихожу домой и узнаю, что это Рерих, который первоначально начинал ставить «Священную весну» со Стравинским.
В прошлом году эмоции и реакции зрителей на выступления были очень неоднозначны: кого-то сильно зацепило, кто-то впал в рефлексию и искал глубокие концепции… В целом, зрительское восприятие очень сильно поменялось за последние два года. Раньше на вопрос о том, что больше всего понравилось в выступлении, можно было услышать: «У вас там такие классные юбки!». Сейчас люди видят глубину и понимают месседж, даже если он скрыт – они перестали воспринимать увиденное поверхностно.
Телевизионные танцевальные проекты очень популяризировали хореографию – только в Киеве сейчас работает около 800 школ танца! Из них где-то 500 преподают contemporary и только 2 на самом деле понимают, что это такое. Телевидение открыло горизонты, все захотели танцевать, но одновременно это вылилось в массовую дезинформацию. Ведь часто нам показывают не столько танец, сколько шоу с элементами искусства.
У многих из нас во время Революции достоинства и военных действий на Востоке произошел настоящий ментальный слом. Если раньше люди, особенно творческих профессий, всерьез задумывались над тем, чтобы эмигрировать заграницу, то после этих событий мы поняли, что точно никуда отсюда не уедем. Кто-то должен тут все поднимать и разруливать, чтобы детям было, где расти и развиваться. Люди начали по-другому смотреть на вещи, ценить друг друга, жизнь, мир, а не воспринимать все, как данность.
Хочется, чтобы хореографов услышало правительство, чтобы просто дало площадку – мы сами её отстроим, сами приведем в порядок, лишь бы нам не мешали. И сделаем успешный репертуарный театр: тогда за год здесь просто все расцветет, как трава в тайге весной – высотой в человеческий рост!
Я очень надеюсь, что на фестиваль придет много людей. Все, кто задействован в подготовке и проведении ГогольFest`a – кураторы, артисты, волонтеры – делают это силами своего энтузиазма, любви к творчеству, людям… Хочется, чтобы посетители это прочувствовали.
У ребят, которые задействованы в спектаклях, часто репетиции с 10:00 утра до 00:00 ночи: им все интересно, они везде хотят участвовать. Также это возможность вырваться из собственного хореографического котелка и поработать с другими творческими людьми – это бесценный опыт, который в будущем также может принести кучу идей для реализации.
Приходите к нам на хореографию, разговаривайте: каждый раз после спектакля у нас будет обсуждение со зрителями. Это позволяет обменяться впечатлениями, заглянуть дальше и увидеть больше в задумке автора. Нам, художникам, этот диалог очень важен – нужно выходить за рамки обычного восприятия, когда спектакль просто отсмотрели и поаплодировали артистам.
Фото: Алена Бут