Cпецпроекты

Как устроен киевский музей авиации


0 1 38

bit.ua продолжает рубрику, посвященную интересным музеям Киева, в которых, как оказалось, многие не бывали. В каждом выпуске мы рассказываем, как работает тот или иной музей. В новом выпуске — самый молодой музей страны — Государственный музей авиации.

Как устроен музей

01/4

Государственный музей авиации в Жулянах — самый молодой и самый крупный историко-технический музей в Украине. Недавно ему исполнилось 12 лет. Он разместился на территории бывшей учебно-авиационной базы Национального авиационного университета, недалеко от бизнес терминала аэропорта «Киев». Сегодня музей насчитывает 70 экспонатов и занимает шестое место в мире среди музеев авиации, согласно рейтингу телеканала CNN.

Откуда берутся экспонаты

01/6

Первые 30 экспонатов достались музею вместе с территорией — это были самолеты, приписанные учебному аэродрому НАУ. Они до сих пор используются в учебном процессе. На их примере студенты учатся запускать двигатели, отрабатывать систему. 

Другие самолеты перевозили в разобранном виде из разных уголков страны. Это была сложная транспортная операция. Сейчас коллекция пополняется одним-двумя экспонатами в год — в зависимости от их размера и сложности перевозки. В основном, это самолеты и вертолеты, которые стояли на аэродромах или постаментах по всей территории Украины. Все они — производства СССР.

01/4

Есть также авиационное вооружение, беспилотные разведчики, аэропортовые шаттлы и пожарные машины. Иногда экспонаты дарят музею ведомственные организации. В этом году, например, выставка пополнилась президентским авиалайнером. Он стал неэкономичным, и его решили отдать в музей. Документы на передачу готовились год, еще два месяца ушло на подготовку самолета к транспортировке и столько же — на сборку.

Раз в год, в день рождения музея, проводится фестиваль, на который прилетаю представители малой авиации и на несколько дней пополняют коллекцию своими вертолетами.

Самые ценные экспонаты

bit (44 из 92)

В музее есть несколько особенно ценных экспонатов. Один из них — противотанковая и аварийно-спасательная летающая лодка Бе-6. Всего в мире сохранилось три экземпляра: в Китае, в России и в самом хорошем состоянии — здесь.

С 1974 года самолет стоял в качестве памятника возле озера Донузлав в Крыму, но после падения с постамента его увезли на реставрацию, которая длилась несколько лет. После Бе-6 передали в музей.

bit (77 из 92)

Еще один редкий образец — самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления АН-71. Всего было выпущено два экземпляра. Самолет может обнаружить другие воздушные судна на расстоянии до 350 километров и на высоте до 30 километров.

01/6

В музее есть уникальные экспонаты, которые больше нигде не представлены. Например, здесь собрана полная коллекция стратегических бомбардировщиков Ту-22, есть первый серийно выпущенный Ил-86, который в 1974 году принимал участие в парижском авиасалоне в Ле-Бурже. На этом самолете проводились испытательные полеты — он никогда не перевозил пассажиров.

Кто ходит в музей

01/9

В основном, посетители музея — школьники и любители авиации. И у тех, и у других экспонаты вызывают восторг. В музее гуманно относятся к гостям — здесь нет ограждений, можно подходить к самолетам, трогать их руками, а в некоторые даже заходить.

Как хранятся экспонаты

01/11

В музее работает около 70 человек. Часть из них — экскурсоводы и смотрители, остальные — технический персонал, который отвечает за сохранность экспонатов. Основные работы проводятся два раза в год: весной, перед началом сезона, и осенью, перед его окончанием — так называемая, консервация экспонатов на зиму. Техническая бригада проводит герметизацию всех швов, стыков, чтобы влага не попадала в нутрь и экспонаты не подвергались коррозии.

Музей финансируется за счет государства, но помощь приходит ото всюду, в том числе, от Национального авиационного университета.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: