Спецпроєкти

Сказки на ночь: Влад Иваненко и “Письмовник” Шишкина в Botan


Библиотека BotaN совместно с bit.ua запустили серию полезных пятничных вечеров — проект «Сказки на ночь», в котором интересные люди читают вслух любимую книгу. Четвертым героем «Сказок» стал главный редактор журнала Playboy Влад Иваненко. Настроение обеспечивало шампанское Martini, а тематические открытки – Helen Marlen Group. 

DSC_2670

Для чтения Влад выбрал роман Михаила Шишкина, лауреата премий “Русский Букер”, “Национальный бестселлер” и “Большая книга”. Шишкин – один из наиболее известных русских литераторов наших дней, его проза переведена более, чем на 30 языков. При этом последние 10 лет писатель живет в Швейцарии, а не так давно отказался представлять Россию на крупнейшей книжной ярмарке в США BookExpo America по политическим причинам.

DSC_2666

12281917_958228487557288_1188031821_o

DSC_2678

“То, что происходит в моей стране, вызывает у меня как у русского человека и гражданина России чувство стыда. Я не могу и не хочу участвовать в официальной российской делегации, представляя такую Россию.” – написал Михаил Шишкин в открытом письме.

Слушателей в библиотеке ждали некоторые изменения в программе: вместо заявленного “Венериного волоса” Влад предпочел читать более поздний роман автора, “Письмовник”. Впрочем, центральная тема у книг одна и та же. В первом “венерин волос” – растение-метафора любви, пронизывающей все сущее. Во втором подобной связующей нитью становится переписка, соединяющая влюбленных из разных эпох.

Прозу Шишкина по пластичности и мастерству владения словом часто сравнивают с Набоковым. Но, в отличие от последнего, Шишкин – наш современник, поэтому картина дополняется типичными приемами литературы постмодерна – интертекстуальность, пастиш, временные искажения и далее по списку.

Так, “Письмовник” – это переписка любящих друг друга Саши и Володи. Раз за разом они обращаются к друг другу, говорят о чувствах, наблюдениях, общих воспоминаниях. У каждого трагическая судьба, типично мужская и типично женская. Кто-то проживет долгую жизнь, кто-то – короткую. Между ними расстояние около полувека – и, тем не менее, в финале они встречаются. Во французском переводе роман называется Deux heures moins dix – “без десяти два”. На игрушечных часах маленькой Саши всегда одно и то же время, что еще раз напоминает нам об его условности.

DSC_2722

Некоторые цитаты из романа:

Все на свете религии и философии просто пытаются заговорить смерть, как бабки заговаривают зубную боль.

Смотрела, как она рисует карандашом, и обратила внимание на то, что, если рисунок показался ей неправильным, он для нее просто перестает существовать, она его больше не видит, рисует на том же листе другой — не замечает старых линий, а видит только новые. Вот надо научиться так жить.

DSC_2693

Ты всех презираешь. Знаешь, я ведь тоже был таким. Мне было столько же, сколько тебе, когда я проходил первую практику в больнице. И вот нам однажды привезли бомжа, которого сбила машина. Еще жил, но уж очень сильно его изувечило. Особенно и не старались. Видно, что никому старик не нужен и никто за ним не придет. Вонь, грязь, вши, гной. В общем, положили в сторонку, чтобы ничего не испачкал. Сам дойдет. А я должен был потом убрать, помыть и отправить тело в морг. Все ушли, оставили меня одного. Я вышел покурить и думаю — зачем мне все это надо? Кто мне этот старик? Зачем он нужен? Пока курил, тот дошел. И вот вытираю кровь, гной — кое-как, чтобы поскорее его отправить в морозилку. И тут подумал, что, может, он кому-то отец. Принес тазик с горячей водой, стал его обмывать. Тело старое, заброшенное, жалкое. Никто его годами не гладил. И вот я мою его ноги, страшные скрюченные пальцы, а ногтей почти и нет — все съел грибок. Протираю губкой все его раны, шрамы — и тихо с ним разговариваю: ну что, отец, тяжелая у тебя получилась жизнь? Нелегко, когда тебя никто не любит. Да и как это в твоем-то возрасте жить на улице бездомной собакой? Но теперь-то все закончилось. Отдохни! Теперь все хорошо. Ничего не болит, никто не гонит. И вот так мыл его и разговаривал. Не знаю, помогло ли это ему в смерти, но мне это очень помогло жить.

DSC_2831

Ты знаешь, наверно так – вот есть порог боли. Человек теряет сознание, чтобы не умереть. А есть порог горя – вдруг перестает болеть. Ничего не чувствуешь. Вообще ничего.
Сидишь и пьешь чай с сушками.

Однажды подумала, что ее жизнь для его жизни промокашка. Ему судьба что-то пишет, и тут же ею промокает — тогда его жизнь обрывками проступает на ней. Как только у него клякса, она тут же прикладывает себя.

В окне номера звездно-презвездно. И млечный путь немного наискосок. Ты знаешь,это похоже на гигантскую дробь. В числителе половина Вселенной,а в знаменателе другая половина.Всегда ненавидела эти дроби,числа в каком-то квадрате,какие-то корни.Все это такое бестелесное, непредставимое. Совершенно не за что ухватиться.А я человек всего,что можно потрогать. И понюхать. Все живое чтобы существовать должно пахнуть.

DSC_2796

Я знаю, что я есть, но мне нужны все время доказательства, прикосновения. Без тебя я — пустая пижама, брошенная на стул.

Всё на свете должно заканчиваться так — мужчина, пройдя испытания, возвращается к любимой и кладет ей голову на колени.

DSC_2864

Не придирайся к словам. Это всего лишь перевод. Ты же знаешь, что слова, любые слова — это только плохой перевод с оригинала. Все происходит на языке, которого нет. И вот те несуществующие слова — настоящие.

DSC_2679
DSC_2686
DSC_2689
DSC_2691
DSC_2700
DSC_2715
DSC_2717
DSC_2718

DSC_2727
DSC_2728
DSC_2733
DSC_2745
DSC_2747
DSC_2675
DSC_2751
DSC_2755
DSC_2757
DSC_2762
DSC_2765
DSC_2768
DSC_2771
DSC_2777
DSC_2781
DSC_2787
DSC_2792
DSC_2805
DSC_2819
DSC_2823
DSC_2825
DSC_2826
DSC_2836
DSC_2845
DSC_2850
DSC_2851
DSC_2853
DSC_2856
DSC_2675
DSC_2867
DSC_2875

Следующий выпуск “Сказок” – по традиции в пятницу, в 19.00 в библиоткеке BOtaN.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь