Вопрос дня: как появился стокгольмский синдром
В 1973 году бежавший из тюрьмы Ян-Эрик Оллсон захватил банк «Kreditbanken» в Стокгольме. Он взял в заложники его сотрудников (трех женщин и одного мужчину) и потребовал выкуп: деньги, оружие, автомобиль и свободу своему сокамернику Кларку Улафссону. Последний пункт был сразу же выполнен и в банк привезли подельника Оллсона. После этого захватчики и заложники провели вместе в одном помещении около 5 суток, озадачив своим поведением психологов.
Поначалу грабители были настроены враждебно: власти не выполнили остальную часть их требований (и даже отправили полицейских просверлить в потолке отверстия для осуществления газовой атаки). Приготовления были замечены – Оллсон ранил одного из служителей правопорядка и пообещал убить заложников в случае штурма.
Через два дня отношения между захватчиками и заложниками значительно улучшились – пленники вдруг начали критиковать полицию и настаивать на прекращении усилий по их освобождению.
А позже одна из сотрудниц банка, Кристин Энмарк, сама позвонила премьер-министру Швеции Улафу Пальме и заявила, что симпатизирует Оллсону и Улафссону, а также просит немедленно выполнить их требования.
Еще через два дня газовая атака таки состоялась, захватчики сдались, а пленники были освобождены целыми и невредимыми. Сотрудники банка после этого заявили, что боялись полиции, а не преступников. По некоторым данным, эта четверка за свой же счет и наняла адвокатов для Оллсона и его подельника.
В ходе суда Улафссон сумел доказать, что не помогал другу, а наоборот – пытался спасти заложников. Его оправдали и отпустили. На свободе он встретился с Кристин Энмарк и они начали дружить семьями. Оллсон же был приговорен к 10 годам в тюрьме. Каким-то образом это история сделала его популярным среди женщин, от которых он регулярно получал восхищенные письма.
Термин «стокгольмский синдром» был, предположительно, придуман криминалистом Нильсом Бейерутом – во время захвата банка он исполнял роль консультанта по психиатрии.
Сегодня это определение используется для обозначения взаимной или односторонней симпатии между жертвой и нападающим во время угрозы или применения насилия. В следствии сильного шока пострадавшие начинают отождествлять себя с агрессором, сочувствовать ему и находить оправдания для его действий.
Синдром формируется через 3-4 дня после лишения свободы и усиливается в случае изоляции заложников. В случае его возникновения, шансы на выживание жертв сильно увеличиваются.
Самой распространенной разновидностью этой психологической связи сегодня является бытовой стокгольмский синдром, возникающий в семьях с доминантными отношениями.