Футбольные истории: с чего начинали великие клубы
bit.ua и официальный партнер UEFA Champions League ТМ Pepsi продолжают цикл статей “Футбольные истории”. В них мы не строим из себя великих футбольных экспертов, но пытаемся вспомнить то, что всегда поражало нас в величайшей игре на планете.
Сегодня все любят Барселону. Конечно, немало нынешних болельщиков – чистые конъюнктурщики, которые массово фалловят команду в соцсетях после яркого триумфа, и так же массово отменяют подписку после вылета из Лиги Чемпионов. Впрочем, речь не об этом – Барса – один из величайших футбольных клубов Европы, с этим вряд ли будет спорить даже болельщик Реала. Но вряд ли кто-то мог прогнозировать «гранатовым» такое будущее 116 лет назад, когда только начиналась ее история.
Великая Барса берет своего начало довольно скромно – с обычного объявления в газете Los Deportes.
Объявление появилось в газете 22 октября 1899 года, а уже 29 октября автор объявления Жоан Гампер и откликнувшиеся единомышленники собрались вместе, чтобы обсудить создание футбольной команды. Цвет формы выбрали сине-гранатовый, кстати говоря, слямзив его у Базеля, откуда Гампер был родом. Барса быстро стала хорошо играть, что, впрочем, не сделало ее великой сразу. В начале 1900 у команды начались финансовые трудности, и Гампер тянул ее в финансовом смысле чуть ли не в одиночку. Сегодня Барселона может похвастаться самым масштабным стадионом Европы – монструозным Камп Ноу. Весной 1909 она довольствовалось Камп де ла Индустриа, который вмещал, на минуточку, восемь тысяч человек. В 1925 году Барселона открыто выступила против дикатуры Примо де Риверы, запев на стадионе «королевский марш», нынешний испанский гимн. С тех пор у команды начался еще один период трудностей, на этот раз политических, которые сегодняшним болельщиком трудно себе представить в принципе. Но не будем сильно углубляться.
Но те, кто думает, что финансовые трудности сравнительно благополучной Барселоны – это самая большая проблема футбольных клубов того времени, пусть не расслабляются. Взять, например, Манчестер Юнайтед – на сегодняшний день один из самых дорогих клубов мира. Его скромненько собрали рабочие-железнодорожники Манчестера в 1878 году. Сперва играли на ухабистом поле недалеко от станции, затем, в течение 15 лет, на полуразрушенном стадионе «Норт-Роуд». Времена были суровые – в 1902 футбольный клуб, к тому времени уже отделившийся от железнодорожной станции, оказался на грани банкротства. Задолженность составляла, внимание, 2500 фунтов.
Для английских парней суровые будни – вообще не новость, а для футболистов тех времен – тем более.
Взять, к примеру, лондонский Арсенал. 11 декабря 1886 года они сыграли свой первый матч ever, назвавшись «Дайал Сквер» – так называлась одна из мастерских судоверфи, в которой работала большая часть основного состава. Увидели бы они нынешних парней, заколачивающих десятки тысяч фунтов в неделю. Так вот, первый матч Дайал Сквер должен был провести против команды с очень романтичным названием Истерн Уондерерз (то есть «восточные странники»). Но тут встал вопрос – где играть? Игроки залезли на паром и поплыли на Собачий остров на Темзе. Там нашли кусок никому не принадлежащей земли. Лужайку с трех сторон окружали сады, а еще с одной – выгребная яма. Мяч не раз приходилось искать в кустах или доставать из дерьма. Никакой разметки и прочих излишеств. Вместо штанг – два кирпича. Дайал Сквер выиграл 6:0, хотя судьи, судя по всему, тоже не было.
Тогда английская футбольная общественность собиралась в пабах, обсуждая форму, название и место дислокации за пинтой чего-то хорошего. Ничего удивительно для страны, которая и футбольные правила-то писала в пабе. Это, кстати, отдельная история – правила издали еще в 1863, но до 1891 в них, например, отсутствовали пенальти. А затем пробивались не с точки на 11-метровой отметке, а с линии. Но не будем отвлекаться.
Ювентусу сначала хотели дать название “Клуб многих видов спорта”, “Ирландский клуб” и «Сила и Здоровье».
Но вернемся к главному. Как видно из всего вышеперечисленного, почти все классические клубы в свое время были обречены на экзотику. Продолжать можно долго. Ювентус, к примеру, основали студенты и поначалу главной проблемой было расположение штаб-квартиры клуба. Ее, впрочем, решили быстро: местом расположения выбрали цех на улице Умберто 42. Там же выбирали «старой синьоре» название. Предлагали, в том числе, какую-то откровенную дичь: «Клуб многих видов спорта», «Ирландский клуб», «Сила и Здоровье». Но большинство выбирало из «Клуба улицы Форт», «Клуба Массимо Д’Ацельо» и «Спортивного клуба „Ювентус“», который и выбрали официальным названием, бывшим усреднённым именем между англосаксонским и латинским прозвищем.
Ливерпуль и вовсе появился на свет благодаря арендному спору и еще какое-то время грызся за стадион «Энфилд» со своими некогда главными соперниками – Эвертоном. Бавария участвовала в ожесточенных дискуссий о том, стоит ли оставаться частью гимнастического союза MTV-1879, или пора уходить в свободное футбольное плавание (решение отделиться, кстати, тоже приняли в кабаке «Гизела»). У «Интера» были проблемы другого толка – его основали 44 члена клуба Милан, несогласные с политикой отказа от легионеров. При выходе из клуба для основания собственного, спортивные «диссиденты» были успешно избиты своими бывшими соклубниками. А, к примеру, Аякс, основанный тремя студентами, купался в непозволительной роскоши – у одного из них имелся даже настоящий кожаный мяч. Эти ребята даже умудрились сделать орфографическую ошибку в названии клуба, выбрав имя «Footh-Ball Club Ajax» (дословно «Нога-Мяч Клуб Аякс») и переместившись на лужайку в Южном Амстердаме.
Когда-то многие из этих клубов копались в грязи, а сегодня заказывают музыку на европейской футбольной арене. И хотя справедливым будет заметить, что в XXI веке все чаще конкуренцию им составляют денежные мешки без внушительных футбольных традиций, для хардкорных фанатов это едва ли будет проблемой: согласитесь, гораздо проще любить английского железнодорожника, отмечающего городское дерби в местном пабе, чем арабского шейха, делающего деньги на всем готовеньком.