Футбольные истории: парни, которые решали исход в одиночку
bit.ua и официальный партнер UEFA Champions League ТМ Pepsi продолжают цикл статей “Футбольные истории”. В них мы не строим из себя великих футбольных экспертов, но пытаемся вспомнить то, что всегда поражало нас в величайшей игре на планете.
Когда-то все было по-другому. Недавно кто-то из тренеров говорил, что прошли те времена, когда отдельно взятый футболист мог в одиночку вытянуть в целом провальный для своей команды матч. Может быть это просто воспоминания детства, в которых, как известно, все выглядит круче чем на самом деле, но я почему-то уверен, что раньше все было иначе – такие ребята действительно существовали.
Вспомните Эрика Кантона. Многие, как и я, почти не застали опального француза в действии, что, однако, не проблема – Кантона так сильно врезался в память многим, что о его проделках время от времени говорят до сих пор. К примеру, в конце нулевых британский режиссер Кен Лоуч снял целый фильм (притом, художественный) «В поисках Эрика», где простой манчестерский неудачник мучается воспоминаниями своей молодости, выпавшей на середину 90-х – именно то время, когда Эрик заколачивал голы за МЮ. Если вбить на YouTube запрос типа «Cantona best goals», то увидите странную штуку.
Голы Эрика – это не бразильский выпендреж, не какая-то заоблачная техника, не итальянский балет. Он умудряется ударить в самой неподходящей для этого ситуации. А мяч словно по какому-то божественному вмешательству летит в нижний угол ворот. Чистая магия, не иначе. Да, в промежутках между всем этим Кантона отличался суровостью.
Еще играя во Франции и попав в качестве обвиняемого в дисциплинарный комитет, он подошел к каждому, кто там заседал, назвав всех идиотами.
Он отхватывал красные карточки. Он ударил в стиле кун-фу болельщика «Кристал Пэлас», вылетел больше чем на полгода из футбола, а на судебном заседании произнес свою знаменитую фразу: «Если чайки летят за траулером, так это только потому, что они ждут, когда сардины выбросят в море». Что это значит, до сих пор никто не знает.
Другой герой 90-х – Пол Гаскойн. Если Кантона брал характером, то Гаскойн мог похвастаться непонятно откуда берущейся техникой. Это он забивал мячи, ведя их в воздухе и не давая касаться земли. Это он стал героем для всех мальчишек, болевших за «Ньюкасл» в начале 90-х. Это он исполнял выдающиеся парашюты со штрафных, мягко опускавшиеся в вороту, едва черкнув перекладину. Он мог финтить и в этом ему не мешал даже набираемый время от времени лишний вес. Впрочем, следить за футбольными достижениями Газзы было не менее увлекательно, чем читать сводки о его выходках. Дело в том – и для современного футбола, помешанного на спортивной форме, это прозвучит дикостью – но даже во времена рассвета своей карьеры Гаскойн любил основательно закладывать за воротник. Что, конечно, затягивало его в пучину удивительных приключений. Уже в начале 2000-х постаревшего и 100-киллограмового Пола купили в китайский «Гансу Тьянма». В двух матчах он забил два гола, но сильно это его китайской карьере не помогло. В очередной раз приняв на грудь, пьяный Газза въехал в витрину магазина, чем смутил руководство клуба. Впрочем, у Газзы была и другая сторона. В середине 90-х он оплатил больному ребенку, болеющему за Ньюкасл, поездку в Диснейленд, а в 2001-м пожертвовал 10 тысяч фунтов шотландскому клубу «Гэйтшид», оказавшемуся на грани банкротства – просто потому, что когда-то делал там первые шаги.
Хотите копнуть еще дальше? Вспоминать Марадону было бы слишком банально – о нем и так все знают более или менее все. Почему бы вместо этого не вспомнить Джорджа Беста – человека, чуть ли не единолично превратившего личность футболиста в настоящую суперзвезду. Бест полностью оправдывал свою фамилию – если поглядеть на его игры, он буквально парил над газоном, уворачиваясь от летящих в него ног защитников и управляясь с мячом будто гимнаст на показательных выступлениях.
С одинаковым успехом Бест появлялся на обложках журнала GQ, носил стильные костюмы, обольщал женщин и… пил.
Излишне экстравагантный образ жизни Беста привел к раннему завершению его карьеры, что, впрочем, не помешало некогда простому ирландскому парню стать легендой.
Другой перенек, которого вы точно знаете, хотя скорее всего ни разу не видели его на футбольном поле – Винни Джонс. Человек, ставший более знаменитым актерам, чем футболистом.
На фото попали два футболиста, о которых идет речь в этом тексте. Винни Джонс и Пол Гаскойн. Комментарии к снимку излишни.
Черт его знает, как вышло так, что в 1999 году, завязав с футболом и не имея никакого актерского опыта, Джонс попал в «Карты, деньги, два ствола», а затем и в «Большой куш» Гая Ричи. «Тони пуля в зубах». Талантливый человек талантлив во всем. Впрочем, его тоже вполне можно назвать человеком, решающим эпизоды в одиночку. Пускай и «одним из». Джонс выступал за «Уимблдон» – один из самых феноменальных и суровых английских клубов, не зря получивший прозвище «Банда психов». Посмотрите в глаза Винни Джонсу и его приятелям по команде, и поймете почему. «Уимблдон» был одним из самых бедных клубов премьер-лиги, но каким-то образом пытался все 90-е удержаться в АПЛ.
В прошлом таких примеров бесчисленное множество. Кто-то скажет, что это просто возрастная вредность, мол, сегодня тоже есть Месси и Роналду. Поистине великолепные спортсмены, которых, однако, можно оставить не у дел, перекрыв кислород их не менее выдающимся ассистентам. Бест или Кантона были личностями другого толка. В жизни они могли пить, въезжать в фонарные столбы, драться с болельщиками, называть судей идиотами, но затем выходить на поле и еще раз доказывать, что гений не обязательно должен быть хорошим человеком. Они – лишь отдельные примеры в длинном списке из времен, когда один игрок мог действительно вытягивать в одиночку посредственную игру остальной команды. Кто знает, возможно где-то в бразильских фавелах уже растет новый Пеле, а в голландской спортивной школе прилежно занимается следующий Йохан Кройф. Но пока остается вспоминать времена великих одиночек, которые показывали великий футбол, даже просидев весь предыдущий вечер в пабе.