Спецпроєкти

Объясните на пальцах: «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля


Редакция bit.ua продолжает рубрику о произведениях искусства, их зашифрованных символах и том, что хотел сказать автор. В новом обзоре - «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля.

В прошлый раз мы разбирались, как в картине «Свобода, ведущая народ» показал французское восстание Эжен Делакруа. Сегодня же уделим внимание тому, какие средневековые пословицы зашифровал в своем полотне нидерландский живописец Питер Брейгель.

Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году. Она стала своеобразным манифестом человеческой глупости, через нидерландские пословицы XVI века отобразив пороки своего времени. Композиция полотна построена на контрасте и абсурдности: идеально выписанная природа, яркие краски золотых колосьев, неба, волн и деревьев соседствуют с нелепыми и уродливыми строениями. Но главные персонажи тут – люди: все они заняты делами, в которых отсутствует какой-либо смысл. Рыцарь в доспехах, например, пытается привязать коту колокольчик, купец разбрасывает перед свиньями маргаритки, старуха привязывает Богу накладную бороду. Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица.

Искусствоведы смогли определить на картине больше 100 зашифрованных поговорок, афоризмов и басен.

Если присмотреться, то можно заметить: персонажи расположены не хаотично, а сюжет одной композиции плавно перетекает и развивается в другой.

XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. Начало этой тенденции положил ученый-гуманист Эразм Роттердамский, который собрал и выпустил собрание пословиц и афоризмов сначала античных авторов, а позже – фламандских и немецких. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках. Примечательно, что в начале своего творчества Брейгель был очарован работами Босха и пытался подражать ему, изображая мелкие фигуры на холстах огромного размера. В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см.

Картина вызвала такой интерес, что сын художника, Питер Брейгель Младший, сделал около 20 её копий, которые, тем не менее, намеренно отличались от оригинала рядом деталей.

Брейгель, который большую часть своей работы посвятил изображению природы и крестьян, показывает нам сатиру на мир, в котором побеждает глупость, жадность и эгоизм. И делает он это не на потеху зрителям, а в поучение и предупреждение им. Увидеть оригинал можно в Берлинской картинной галерее.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram