Cпецпроекты

Вопрос дня: как появились псевдонимы и как их придумывают


0 1719 6
Когда и почему возникли псевдонимы, как звали Чака Норриса до Чака Норриса и стоит ли менять имя – разбиралась редакция bit.ua.

Человек во все времена стремился к тому, что прожить несколько жизней одновременно. Чаще всего в этих целях использовали псевдонимы, позволяющие придумать себе новую роль, социальный статус и те поведенческие характеристики, которых не хватало в реальности. Во многих культурах и религиях человек был обязан принять новое имя, чтобы отречься от прошлого и начать жизнь с чистого листа. Такая традиция сохранилась, например, у священнослужителей, которые после принятия сана отрекались от своего мирского имени и брали церковное.

Своеобразным ответвлением псевдонимов являются клички, применяющиеся в разных социокультурных группах – от уголовного мира до молодежных субкультур. Новый виток явления был также дан интернетом, «поощрявшим» использование никнеймов в чатах и форумах. Сегодня псевдонимы, их природа и развитие являются предметом изучения историков, социологов и библиографов. С чего же все началось?

giphy

Сам термин «псевдоним» с греческого переводится как «ложное имя» — вымышленное имя, которые человек использует вместо настоящего, данного при рождении. Использованию символики в собственных именах способствовало мифологическое восприятие мира, возведенное к строгим ритуалам. Так, согласно верованиям отдельных народов, на имена людей, которые стали причиной или жертвой какого-то несчастья, накладывалось табу, что способствовало возникновению новых имен.

Первые труды, посвященные псевдонимам и их феномену, появляются в эпоху Возрождения. Приблизительно в 1652 году И. Сауэрсом был опубликован труд «О подписях и знаках, под которыми скрыты истинные имена». Несколькими годами позже увидел свет трактат Винсента Плакция «Обозрение анонимов и псевдонимов», где автор пытался проанализировать причины и способы образования псевдонимов, а также оценить их влияние на жизнь человека. И уже в 1690 году французский ученый Адриан Байе издает сборник, в котором пытается классифицировать «чужие, ложные, придуманные, нарочито вывороченные и переведенные на другой язык фамилии», который позже разросся до нескольких тысяч.

hermione-leviosa-pronunciation-gif

Исследователи выделяют несколько причин того, почему люди берут псевдонимы. Во-первых, цензурные соображения – многие писатели и литературные критики подписывались вымышленным именем, чтобы: а) не навлечь на себя беду «острыми» фельетонами, высмеивающими политическое и социальное устройство; б) не смешивать разные ипостаси своего творчества. Так, Николай Гумилев, публикуясь в собственном журнале «Сириус», назывался Анатолием Грантом, а поэтесса Зинаида Гиппиус была более известна своим читателям под псевдонимом Антон Крайний, который подписывала свои разгромные критические очерки.

Не менее интересный персонаж – Борис Акунин, под личиной которого долгое время прятался переводчик с японского и писатель Григорий Чхартишвили.

Как говорил потом автор, в 90-е годы написание детективов было занятием, недостойным интеллигентного человека, а его настоящая фамилия была сложно выговариваема для большинства, поэтому он принял решение взять псевдоним («Аку-нин» по-японски означает «плохой человек»).

Второй популярной причиной использования псевдонима является неблагозвучность настоящей фамилии и желание скрыть свое происхождение. Так, Алессандро Филипепи стал известным миру как Сандро Боттичелли, София Виллани Шиколоне – Софи Лорен, Эдсон Арантес ду Насименту – Пеле, Карлос Рэй – Чак Норрис. Польский поэт Вильгельм Апполинарий Костровицкий прославился, будучи Гийомом Аполлинером, а его земляк Юзеф Теодор Конрад Корженевский стал знаменитым английским прозаиком Джозефом Конрадом.

Среди других причин появления псевдонимов у творческих личностей исследователи выделяют требования издателя или редактора, наличие однофамильцев, возражения близких или страх провала на новом поприще.

solent-17

Среди самых популярных разновидностей псевдонимов различают криптонимы (используется в случаях, когда нужно скрыть подлинного автора произведения или не отождествлять его с предыдущими работами, как с Акуниным), гетеронимы (когда произведения одного автора, принадлежащие к разным жанрам, подписываются разными именами для удобства читателя), аллонимы (когда вместо собственного имени автор подписывает работу именем более авторитетного писателя, как довольно часто случалось с поддельными книгами Кастанеды).

Сегодня склонность к псевдониму также трактуют с помощью философского подхода, говоря о влиянии имени на судьбу: одни пытаются изменить её, привнося в новое имя определенный символизм, другие ратуют за то, что человек должен нести свой крест, не пытаясь подменить его ложными ритуалами вроде переименования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тэги:

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: