Сериал «Путь»: Аарон Пол и его религиозные поиски
На место торнадо в Нью-Хэмпшире прибывают заботливые люди, адепты религиозного верования под названием «мейеризм». Они забирают жертв под свою опеку в собственный лагерь в Нью-Йорке, именуемый Садом. В это самое время из очередного ретрита, обязательной для мейеристов духовной командировки с шаманом и аяхуаску, возвращается Эдди Лэйн, герой Аарона Пола. Вместо очередной дозы просветления он привез с собой почву для сомнений в выбранной религии. Его жена замечает неладное, но подозревает, что он завел в Перу интрижку с другой симпатичной мейеристкой. А одному наблюдательному работнику спецслужб кажется подозрительным тот факт, что последователи учения Стивена Мейера добрались до жертв торнадо на пару часов раньше, чем местные МЧСники. И берет их под свое наблюдение.
Так звучит сюжетный каркас нового сериала онлайн-сервиса Hulu под названием «Путь» (The Path), главной приманкой которого является Аарон Пол, получивший всенародную любовь после роли Джесси Пинкмана в «Во все тяжкие».
Не все религиозные культы выглядят одинаково навязчиво как, например, люди из «Свидетелей Иеговы», которые просачиваются в ваши квартиры, щели вашего почтового ящика, нарушают ваше личное пространство прямо на улице. Суют свои непонятные брошюрки, толкают странные речи и вообще выглядят отталкивающе фанатичными.
Мейеристы, последователи учения доктора Стивена Мейера, даже не называют себя «культом», подчеркивая, что они в большей степени являются «движением».
Внутри их лагеря все просто и все вокруг добрые, щедрые, честные, вдохновляющие, отзывчивые. Спокойные, рациональные и преисполненные любви люди, которые стремятся к абсолютному Свету, достигнуть которого можно через Ступени метафорической Лестницы – ключевого понятия в этом веровании. Всего известно восемь Ступеней, ведущих по Лестнице к Свету. Все последователи мейеризма проинформированы их неформальным лидером Кэлом, что пресвятой Стивен Мейер сейчас в Перу. Там он, пребывая в изоляции, получает важные сообщения свыше, чтобы транскрибировать их в информацию по трем последним ступеням, оставшимся на пути к блаженному финалу. На самом деле Стивен Мейер занят кое-чем другим, о чем почти узнает Эдди Лейн, и это буквально сводит его с ума.
И вот стоит появиться этой крошечной тени сомнения одного человека, героя Алана Пола, как вдруг весь идеальный и глянцевый образ доброжелательных мейеристов принимается то там, то здесь давать трещину. Хрупкая вера, оказывается, не дает универсальных ответов на какие-то проблемные вопросы. Например, что делать, если прямо на ваших глазах разваливается ваш брак? Да, у последователей мейеризма вроде бы и на этот случай есть решение: запереть подозреваемого в измене в комфортабельном карцере на 2 недели, изводя его гипнотиеческими допросами и ядовитым зеленым соком, промывающим мозги. Но сразу возникает встречный вопрос: что же это тогда за стремление к Свету и к Истине через такое насильственное принуждение к очищению, похожее на заключение в тюрьме?
«Путь» прекрасно дает погрузиться в саму суть религиозной «причудливости». Каким-нибудь мормонам, например, запрещают пить даже кофе и черный чай не потому, что эти напитки каким-то слишком заметным образом вредят их верованию. А по той очевидной причине, что сторонников мормонов легче удерживать в седле и контролировать, пока они неукоснительно следуют правилам и минуют соблазны и запреты.
А что может религиозный культ предложить сомневающейся душе? Ложные культы от лжесвидетелей изгоняют таких людей из своих рядов. «Прочтите внимательнее свой экземпляр «Лестницы», главной книги мейеризма, и вы все поймете. А не поймете – вы не один из нас». И это, кстати, может служить самым первым тестом того или иного религиозного верования. Если его «правила» изгоняют из числа «своих» людей, у которых есть вопросы, значит, ответы оказываются, скорее всего, неудовлетворительными.
Другой важной темой, которую исследует «Путь», является жажда власти, которая не имеет четко очерченных границ. Если внимательно понаблюдать за энергичным Кэлом, прибравшим к рукам управление центральным лагерем мейеризма, выяснится, что он в первую очередь стремится к власти и влиянию. А все эти ступени, Свет, Лестница – не более, чем профессиональный жаргон, которым Кэл владеет в совершенстве. Он отвечает жене Аарона Пола: «Если мы не сбросим ношу, это будет препятствием для твоей ясности». А затем у него совершенно буднично звонит айфон, и он решает по нему какие-то бытовые дела. А еще Кэл слушает в машине аудиокниги по, условно говоря, НЛП и о том, как влиять на людей: всякие «секретные советы» и любопытные факты в духе «а знали ли вы?». Что такое власть? Кто должен быть ведомым, а кто – ведущим? Вот какими вопросами в том числе задается сериал.
Важно понимать, что «Путь» – это не жесткая пародия на сайентологию или какие-либо другие искусственные культы или деструктивные секты. Это чуть ли не первый сериал на ТВ за долгие годы, в котором настолько открыто и «в лоб» поднимаются вопросы веры вообще. Там есть одна малоприметная, но для понимания шоу ключевая сцена. Хоук, сын Эдди, прогуливается рядом со своей симпатичной одноклассницей. Он ей нравится, и девушка пытается понять этого странного религиозного парня, над которым в школе все смеются, и задает ему вопросы. Один из вопросов касается молитв и Хоук буквально ставит «шах и мат» любому скептицизму, задавая девушке встречный вопрос: «Хорошо, ты не веришь в бога и не молишься. А к кому ты тогда обращаешься, когда пытаешься сдать трудный экзамен и молишь про себя, чтобы все получилось? Или когда переживаешь какое-нибудь горе (или просто тяжелую ситуацию) и мысленно просишь высшие силы дать тебе терпения это все пережить. К кому?».
И если зрители начнут понемногу отвечать для себя на все эти вопросы, существование «Пути» будет в высшей степени оправдано.