Спецпроєкти

Каково это: производить современную одежду со старинными орнаментами


Основательница бренда 2KOLYORY Оксана Коваленко рассказала bit.ua о том, каково это — создавать современную одежду с народной вышивкой, как избежать шароварщины и какой смысл несут в себе старинные орнаменты.

Мы с мужем давно хотели основать свое дело, которое бы приносило удовольствие нам обоим. А так как мои родители уже много лет работают в сфере текстиля, решили заняться именно одеждой. На идею современных вышиванок натолкнула мама. У нее есть старинная вышитая сорочка, которую мы воссоздали в первую очередь. Результат понравился всем, мы получили очень вдохновляющие отзывы и решили продолжать в том же духе. Рождение сына еще больше укрепило нашу веру в это дело. Муж оставил высокую должность в международной компании, я – преподавание в университете, и стали развивать свой бренд.

Ручная работа стоит очень дорого, а на вышивание одного изделия уходит около месяца. Мы же ориентировались на массовый рынок, поэтому остановились на машинной вышивке. Это тоже не просто, как может показаться на первый взгляд. К тому же хорошее качественное оборудование (мы используем японское) стоит как автомобиль. Качество машинной вышивки очень высокое: мы используем дорогие нитки, ничего нигде не торчит, ткань не стягивается.

3

Недавно мы открыли в Киеве экспериментальный цех. Здесь мы запускаем в производство новые модели: создаем лекала, экспериментируем с орнаментами и тканями. Само же производство у нас на аутсорсе – там отшивают большими партиями.

Дизайн вышивки мы не придумываем, а берем старинные орнаменты разных регионов: Гуцульщины, Киевщины, Волынщины, Харьковщины, Херсонщины – стараемся охватить все регионы, они все особенные. Гуцульщине, например, характерны геометрическое орнаменты, Центральной Украине – растительные, а Южной – животные. Иногда интерпретируем узоры на свой лад. Например, немного меняем цвета, в зависимости от модных тенденций.

1

В процессе мы многому учимся сами: изучаем историю, узнаем много нового. Клиенты тоже интересуются, хотят знать, что означает тот или иной орнамент. А все они имеют сакральный смысл. Вышивка возникла еще до письма, и когда люди не знали, как записать что-то важное, они это вышивали. Вышивая сыну рубашку, мать отчасти программировала его на счастливую жизнь. Женщина вкладывала в рубашку 40 оберегов, отсюда и слово – “сорочка”. Если обратить внимание, вы увидите, что у мужчин рубашки вышиты на груди – это чтобы защитить душу, а женщины, как правило, носили жилетки, у них грудь была закрыта, поэтому их сорочки вышивали на рукавах.

Не все узоры подходят мужчинам и женщинам. Женщины, не зная этого, часто порываются купить себе мужскую рубашку. Мы в таком случае их отговариваем. Есть символы, которые наделяют мужчину силой, мужеством (например, дубки, желуди), которые женщине ни к чему. А есть чисто женские узоры: розы, виноград. Это символы семьи, детей, материнства. Для незамужних – лилии. На сайте под каждым изделием мы стараемся делать для наших клиентов короткие описания, чтобы они знали, что означает вышивка.

5

Частично мода на вышиванки связана с ростом национального самосознания. Но это здесь, в Киеве, Центральной и Восточной Украине. В западных регионах вышиванка есть в каждой семье, и не одна. Это часть культуры, люди носят, им нравится, особенно по праздникам. Украина всегда была чьей-то колонией, и каждый хотел насадить здесь свои культуру, язык, обычаи. Вышиванка – это символ национального единства. Пока мы помним нашу историю, мы будем существовать как нация. Это как с Крымскими татарами – их переселяли, убивали, но они сохранили национальную идентичность, потому что помнят свои традиции, язык и культуру. Это касается и нас.

Чтобы не скатиться в шараварщину, вышивку нужно уважать. Ей должно быть отведено правильное место, на правильной ткани. Одно время народные орнаменты сильно эксплуатировали – рисовали их даже на шортах. Такого не должно быть. Ну и, конечно, нужно иметь элементарное чувство стиля. Тогда все будет в порядке.

2

У нас наибольшей популярностью пользуются платья. Во-первых, такого мало, во-вторых, это практично – подобрал хорошую обувь, аксессуары, и образ готов. К сорочкам все-таки надо еще подбирать низ. Большинство наших клиентов – женщины, они же часто покупают рубашки для своих мужчин.

С открытием экспериментального цеха, новые модели будут появляться чаще. К лету мы запускаем новые легкие платья из штапеля и туники. Будем расширять и мужскую линию: добавим больше повседневной одежды, например, джинсовые рубашки с вышивкой, чтобы не было слишком нарядно и празднично.

Facebook. Сайт.

Фото: Елена Шовгенюк.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь