Жизнь после Brexit: что дальше?
миграционный кризис продолжается
Одной из главных причин, обусловивших желание Британии покинуть ЕС, является наплыв в страну беженцев, которых привлекает действующая в стране система социальной защиты. Разумеется, об изменении самой системы социальной защиты речи быть не может. Именно поэтому существовало 2 варианта развития событий: предоставить Англии самостоятельную регуляцию проблемы на их условиях или же ввести отрегулированную английскую систему во всех странах ЕС.
Требования Великобритании были достаточно жесткими. Отмена социальных пособий для приезжих на первые 4 года их пребывания в стране. Изменение законодательства ЕС, регулирующего рабочие часы и выходные, или же освобождение Великобритании от их исполнения. Изменение политики безопасности всех стран ЕС или, опять же, отказ от ее соблюдения на территории Великобритании. Наконец, внесение поправок в Уголовный кодекс.
Таковы были условия, изначально озвученные премьер-министром страны Дэвидом Кэмероном. Конечно же, ЕС не мог пойти на уступки и создать для Великобритании отдельные условия, ведь это означало бы отступление от последовательной политики «углубленности» и «тесного взаимодействия», которую проводят в Брюсселе. Проще говоря, Британия до референдума пыталась добиться большего суверенитета для себя и других членов Евросоюза. В частности, наделить страны возможностью «уходить в отказ» и блокировать ту или иную общеевропейскую инициативу, которая их не устраивает. Все эти требования не были соблюдены, что и обусловило большинство голосов за выход из ЕС.
Но надо понимать, что процесс выхода может занять годы (см. ниже), и он не решает проблем с мигрантами автоматически. К тому же, Brexit в этом смысле может увеличить влияние кризиса на другие государства Европы.
Нарастающий Евроскептицизм
Конечно, проблема с мигрантами – далеко не единственный триггер, поспособствовавший выходу Британии из ЕС. В стране давно назревал скепсис по отношению к Евросоюзу и власти в нем, оказавшейся в руках бюрократов. Этот скепсис, к примеру, последовательно транслировал экс-мэр Лондона Борис Джонсон, который не так давно и вовсе сравнил планы ЕС по расширению с методами работы нацистской Германии. Джонсон заявил, что брюссельские чиновники, подобно Наполеону и Гитлеру, пытаются создать сверхдержаву, но это всегда заканчивалось трагедией.
Стоит, конечно, отметить, что Джонсон – консерватор и выражает мнение консервативной части Великобритании. Большинство сторонников выхода Великобритании из ЕС – пожилые люди и те, кто придерживается консервативных взглядов, а молодые британцы-космополиты, разумеется, за то, чтобы остаться в Евросоюзе и расширять границы. Однако консерваторов и евроскептиков все же оказалось больше.
Но британский прецедент чреват последствиями не только для отношений Великобритании и ЕС. Он может запустить (и на уровне популистских лозунгов некоторых политических сил уже запускает) подобные инициативы, к примеру, в Нидерландах и во Франции. Недавнее исследование Pew Research Center показало пугающие результаты: 94% опрошенных греков, 88% итальянцев и 77% шведов недовольны тем, каким образом Евросоюз решает проблему мигрантов. Среди французских респондентов только 38% опрошенных довольны политикой ЕС в целом.
Политический кризис в великобритании
По сути, данный референдум – это социальный опрос населения, но с общемировой оглаской. Юридической силы как таковой Brexit в себе не несет, однако его результаты трудно будет проигнорировать. Тем более, если учесть, что референдум, хоть и под давлением, но все же инициировал премьер-министр Дэвид Кэмерон.
Если допустить, что выход из ЕС принят Англией на официальном уровне, то на практике этот процесс может занять годы, превратившись в затянувшийся бюрократический ад. В статье 50 Лиссабонского соглашения от 2009 года подробно описана процедура выхода стран из Евросоюза (хотя этот механизм до сих пор ни разу не использовался на практике).
для начала выход из ЕС должен быть утвержден Палатой общин, а в ней на данный момент противников выхода больше, чем сторонников. Это может спровоцировать политический кризис внутри страны.
Премьер-министр должен немедленно проинформировать Европейский Совет о выходе страны из состава ЕС. Здесь поправка: опять же, результаты референдума сами по себе не означают автоматический выход Великобритании. Это волеизъявление должно прозвучать на официальном уровне. А это может случиться когда угодно: как на ближайшем саммите Евросоюза 28-29 июня, так и, скажем, через несколько месяцев.
После того, как страна официально объявит о своем решении покинуть ЕС, ей предстоит провести переговоры об условиях выхода и будущих отношениях с остальными 27 странами-членами Евросоюза. На это предоставляется 2 года. За эти 2 года необходимо решить множество сложнейших вопросов: торговые тарифы, миграцию и регулирование всего, начиная с автопромышленности и заканчивая сельским хозяйством.
Дальше должно быть согласование по вопросу выхода Британии со стороны всех остальных стран-членов ЕС и Европарламента. Это в том числе может потребовать ратификации данного соглашения национальными парламентами. В европейские соглашения нужно будет внести поправки в соответствии с новым статусом Великобритании. А самим англичанам придется существенно обновить национальное законодательство.
Валютная лихорадка
После объявления результатов референдума британский фунт стерлингов упал на 10%, с 1,5 до 1,3477 по отношению к доллару США. Так низко валюта в стране не падала с 1985 года. Котировки акций Лондонской фондовой биржи (FTSE 100) упали на 8% – и это самое большое падение со времен начала мирового финансового кризиса в 2008 году. Вслед за Великобританией рухнули и остальные фондовые рынки: например, германский DAX упал на 10%, а французский индикатор CAC 40 – на 7,1%.
Финансовые аналитики бьют тревогу, утверждая, что Brexit – это не просто британская проблема: результаты референдума повлияют на мир в целом и могут привести к мировой рецессии. Уже сейчас, например, японская иена выросла (по разным данным – на 4-5.8%), а повышение курса иены неблагоприятно скажется на делах японских компаний-экспортеров.
Раскол королевства
Brexit может привести к фундаментальным переменам внутри самого государства. Великобританию, как нам известно, называют Соединенным Королевством, потому что в ее состав входят четыре «страны» («countries»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Но если же Великобритания все-таки выйдет из ЕС, то это решение вполне может спровоцировать распад королевства.
Шотландцы никогда не были особо довольны своей зависимостью от Англии – это продемонстрировали результаты референдума о независимости Шотландии, во время которого 44% населения проголосовало за выход из состава Соединенного Королевства. Конечно, не большинство, но количество довольно внушительное. К тому же, региональные результаты голосования на референдуме по Brexit показали, что шотландцы в целом за то, чтобы остаться в ЕС. А выход Великобритании из состава Евросоюза может привести к вспышке сепаратистских настроений внутри Шотландии.
Впрочем, сторонники Brexit отвергают эти аргументы. Они отмечают, что с момента шотландского референдума движение за независимость поубавилось – хотя бы потому, что падение цен на нефть снизило «стоимость» морских нефтяных месторождений Шотландии. Здесь также вопрос в том, каким образом поведет себя Англия после Brexit. В существующих условиях, когда Англия является посредником между Шотландией и ЕС, шотландцы могут захотеть избавиться от посредника. Но если британцы возьмут серьезный курс на перемены, шотландцы вполне могут к ним примкнуть.
Отставка Кэмерона и шаг в неизвестность
Чуть больше года назад Дэвид Кэмерон сам запустил опасную игру с выходом Великобритании из ЕС. Тогда он пообещал англичанам, если его Консервативная партия одержит победу на всеобщих выборах, то вопрос выхода из Евросоюза будет решен в результате соответствующего референдума. В итоге Консервативная партия победила, и Кэмерону пришлось держать слово. Причем все это время он, как мы писали выше, пытался удержать Великобританию в составе ЕС, предъявив Брюсселю соответствующие требования (невозможные для воплощения в реальность). В итоге премьер-министру ничего не оставалось, кроме как объявить о референдуме.
После результатов голосования Кэмерон выступил с речью, в которой объявил, что в течении нескольких месяцев уйдет в отставку и освободит пост для «нового человека в Новой Великобритании». Ожидается, что Кэмерон официально покинет свой пост во время Ежегодной конференции Консервативной партии, намеченной на октябрь.
В своей пессимистичной заметке журнал The Economist уже поспешил окрестить произошедшее «шагом в неизвестность». Ведь Brexit добавляет Евросоюзу новых проблем, которых и так много: вопрос с беженцами так и не решен, страны вроде Польши и Венгрии двигаются куда-то совсем в нелиберальном направлении, популистские партии на подъеме. А еще в следующем году президенту Франции Франсуа Олланду и немецкому канцлеру Ангеле Меркель предстоит пройти непростые выборы. И помимо всего этого, Евросоюзу также придется удерживать другие страны, чтобы те не последовали примеру Великобритании.
Одним словом, зима близко.