Спецпроєкти

Как изменить город: почему важна стратегия развития и что делать с урбанистическим хаосом


В серии материалов «Как изменить город» киевские активисты и урбанисты рассказывают, как сделать Киев комфортным городом для жизни и что для этого нужно.

В первом выпуске Тарас Кайдан, сооснователь журнала «Хмарочос», рассказывает о том, почему городу важно иметь стратегию развития, как бороться с урбанистическим хаосом и на чей опыт стоит равняться Киеву.

Сейчас в Киеве выбирают главного архитектора (на момент выхода материала архитектор уже выбран, – прим.ред). Простыми словами, это человек, который вместе с мэром сидит над большой картой города и моделирует, как он должен выглядеть в будущем. Такой себе городской стратег и урбанист. На прошлой неделе назвали имена трех финалистов. Ко всем у столичных активистов есть свои вопросы. Из кандидатов я лично знаю Анну Бондарь и видел ее в работе. Она уже исполняла обязанности главного архитектора, курировала фестиваль городских проектов «PRO місто» и даже провела пару архитектурных конкурсов, что для Киева большая редкость.

oh8a9490

Кто бы ни вступил в должность, начинать нужно со стратегии. Сейчас в КМДА предлагают вернуться к стратегии 2012 года, хотя мне это кажется неправильным. Нужно начинать с нуля, как сделали в Крайстчерче, в Новой Зеландии. Там несколько лет назад было землетрясение, в результате которого весь центр города был полностью разрушен. С одной стороны – это трагедия, с другой – возможность сделать город таким, каким его хотят видеть местные жители. Власти провели опрос, в ходе которого выяснилось, что все люди хотят одного и того же: мест для выгула собак, велосипедных дорожек, парков, красивых магазинов, уютных кафе и так далее. На основе этого они выстроили свою стратегию развития.

Я считаю, нам тоже нужно провести исследование, чтобы понять, чем является город сегодня, какие у него проблемы, как их нужно решать и каким мы хотим его видеть через 10, 20, 30 лет – туристическим или финансовым центром, “Перлиною Днiпра” или чем-то другим. Должна быть единая цель, которую можно описать парой предложений – так, чтобы иностранец мог подойти и к хипстеру, и к охраннику на парковке и спросить: “Киев – это город про что?”, а они ему в один голос: “Киев – это город про то, и про это”. Сейчас такой цели нет. Есть просто план развития разных отраслей до такого-то года.

oh8a9409

Важно понимать, что у каждой проблемы есть причина, и она не в том, что где-то стоит МАФ или висит реклама. Проблема в законах, регулировании и отсутствии необратимости наказания (это когда ты знаешь, что за нарушение тебя с большой вероятностью накажут). По закону, например, балконы стеклить нельзя. Фасад – это общая собственность, ровно как подвал и лестничная клетка. Самовольно его менять нельзя, для этого нужно получить разрешение от всех владельцев квартир в этом доме. На деле же никаких санкций за нарушение не предусмотрено – к тебе никто не может прийти и выписать штраф.

наши люди не понимают, что такое публичное
пространство. Для них общественное – значит, ничейное. Это признак низкой культуры.

Если говорить о балконах, то я не знаю городов с такой же запущенной ситуацией, как у нас, поэтому придется изобретать колесо. Интуитивно мне кажется, что это делается системой кнута и пряника. С одной стороны, на тебя накладывают штраф, например, +25% к квартплате за застекленный балкон, с другой – покрывают 50% за его демонтаж и, как вариант, дают деньги на более совершенные стеклопакеты. Все это должно подкрепляться масштабной информационной кампанией.

Другая проблема Киева – летние площадки. Насколько я знаю, в законе есть четкое разделение между летней и сезонной площадками. Первая – это столы, стулья и зонты. Вторая – более капитальное строение, которое должно отвечать ряду критериев. За их несоблюдение полагается штраф. В этом году система, наконец, начала потихоньку работать, поэтому огромных сооружений на тротуарах стало меньше. Беда в том, что наши люди не понимают, что такое публичное пространство. Для них общественное – значит, ничейное, а значит, там можно поставить летнюю площадку или МАФ, припарковать машину. Это вредная крайность и признак низкой культуры.

oh8a9390

Несмотря на то, что Киев по масштабу близок к Берлину, и оба города имеют социалистическое прошлое, его судьба нам не светит. Мы наделали слишком много постсоветских ошибок. За 25 лет у нас успели построить десятки стеклянных свечек в историческом центре, возвести Позняки и Нижний Печерск, где нет общественных пространств, а окна одного дома выходят на стену другого, и так далее. На решение этих проблем уйдут десятилетия.

Наше издание не зря называется «Хмарочос». Мы живем в городе с небоскребами в историческом центре, и с этим нужно свыкнуться. Все, что мы сейчас можем сделать – это прекратить строительство новых, максимально облагородить то, что осталось, и попытаться сделать из этого изюминку. 

Думаю, нам нужно смотреть в сторону Варшавы. Это тоже постсоветский город, у которого много схожих проблем. Последние 7-8 лет он стремительно развивается. Это видно по разным рейтингам комфортности городов для жизни и чисто визуально – по велоифраструктуре, модернизированным старым зданиям, цивилизованному строительству новых. Мне понравилось, как они вписали стеклянные небоскребы в центр города, рядом со сталинской высоткой. Получился современный даунтаун, который выглядит красиво и гармонично.

oh8a9383

Что касается МАФов, то нужно признать, что в плане торговли мы никогда не будем на 100% европейским городом. В этом мы больше похожи на Стамбул, чем на Париж. Стихийные рынки — часть нашей культуры, и это касается многих стран Восточной Европы. Например, в Будапеште смогли стандартизировать и привести базары в нормальный вид, там не торгуют с земли, хотя фермерские рынки – совсем не редкость. Думаю, за пару лет можно выработать схему, которая всех устроит. Да, владельцам киосков придется чем-то жертвовать, но вместе с этим они получат права и смогут не бояться, что завтра к ним придет полицейский или пожарник и потребует взятку.

В Украине хрестоматийный пример того, как нужно работать с городским пространством – это Львов. Там отличная команда молодых урбанистов. У них тоже есть свои проблемы, но вектор, в целом, выбран правильный. Еще мне нравится, что сейчас делают в Тернополе. Недавно одна из общественных организаций предложила крутой проект по обустройству набережной, и город его не просто принял, но и реализовал. Пусть материалы не очень дорогие, но выглядит круто и продумано до мелочей: скейт-парк, пляжная зона, красивая прогулочная часть с деревьями, есть где посидеть, где постоять. Сейчас работают над благоустройством другой части озера.

Из городов поменьше я бы выделил Славутич. Это самый молодой город Украины, очень маленький – всего 25 тысяч, но благодаря Фестивалю кино и урбанистики “86” туда начала приезжать активная молодежь из других регионов страны, образовалась почва для изменений. Сейчас активисты готовят бренд города, создают новые общественные пространства, город поддерживается в хорошем состоянии. Что круто – у них мало машин, а сам город практически полностью пешеходный. Вместе с этим там потрясающая архитектура – дома строили балты, армяне, грузины. Очень интересный город и хорошо, что там очень активная община.

Судьба Киева сейчас зависит от того, кто в ближайшие пять лет окажется у власти, соберут ли хорошую команду и будет ли системный подход. Если все сложится, то через 15 лет мы увидим хороший рост. В том числе, экономический. А без системы у нас так и будут эти вышиванки повсюду и подсолнухи в переходах.

Фото: Дмитрий Ромас

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь