Cпецпроекты

10 мыслей человека экстравагантной профессии: галерист и арт-дилер Алексей Василенко


0 1 0
В новом совместном проекте bit.ua и Jaguar речь идет о людях редких профессий, отличительная особенность которых - это верность традициям и особые ценности, которые являются ключевым фактором в бизнес-процессах и творчестве.

Первый герой — Алексей Василенко, арт-дилер, создатель аукционного дома «Золотое Сечение», галерист и коллекционер. Мы полдня катались с Алексеем по Киеву и говорили об особенностях профессии, статусных вещах и личных ценностях, которые влияют на поведенческую тактику и образ.

В серии материалов о людях редких профессий bit.ua общается с людьми, чьи ценности профессии перекликаются с брендом Jaguar: глубина, интеллигентность и образ, не совсем считываемый с первого взгляда. Профессия арт-дилера спорная: казалось бы, это всего лишь продажи картин. Однако дело это требует больших знаний искусства и постоянного процесса обучения. Кстати, говоря об Алексее, опыт езды на Jaguar у него внушительный: в его личном гараже было два авто этого бренда, на котором (XJ 2007-го года) он ездит сейчас.

Как всё начиналось

Мы с братом родились на севере России, в Якутии, — город Ленск в двухстах километрах от алмазного центра России — города Мирного. В 10 лет моя семья переехала в Киев. Мой папа — архитектор, и всегда интересовался предметами искусства, брат (на полтора года младше) закончил художественную академию, а я решил стать музыкантом и закончил консерваторию, получив классическое музыкальное образование по классу гитары. Папа и брат всегда интересовались искусством и привлекали к этому процессу и меня.

Наша первая с братом сделка случилась, когда нам было чуть больше десяти лет — на антикварной ярмарке Миша обратил внимание на икону, которая, как в последствии выяснилось, оказалась ушаковских писем. Мы перепродали ее в тот же день и заработали свои первую 1000 долларов, которые потратили на компьютер.

К моему окончанию университета брат решил заняться продажей искусства на постоянной основе и открыть аукционный дом (Золотое сечение открылось в 2004 году и первым начало продавать украинское современное искусство). Первые аукционы мы закрыли в минус, второй вышел в ноль, третий — принес 30% прибыли.

Я приобщился к брату, а сильно позже (в начале 2016 года) вместе с партнерами запустил приложение ODA (One Day Action, — прим.ред), большая миссия которого — воспитать культуру покупки искусства через микс социальной сети и онлайн-аукциона.

За первые 3 месяца подключили порядка 20 галерей. За это время было опубликовано около 870 предметов на сумму $800 000, а продано 27 лотов на сумму $30,000, что неплохой результат для Украины. Финансовые метрики, снятые прототипом платформы с украинского арт-рынка подтвердили работоспособность прототипа. Вообще, ODA — очень амбициозный проект и все основное время я сейчас посвящаю именно ему.

О сложностях и особенностях арт-бизнеса

Многие в процессе работы над проектом говорят, что из арт-сети и онлайн-аукционов ничего не выйдет — не тот рынок, не те люди, ненужный продукт. Однако мое знание и анализ рынка, а также шестое чувство говорят обратное и вселяют веру в успех. Вера — это вообще тот реактор, который двигает всё вокруг.

Одна из моих миссий — сделать искусство понятней и образовывать, начиная с детства и до осознанного возраста, как это происходит в других странах — с младенчества и до самой старости люди находятся в поле искусства: посещают музеи, учатся понимать искусство, приобретают искусство, которое для них — такая же обязательная часть жизни, как для многих в нашей стране — телевизор и пресса.

Jaguar F-Pace

Jaguar F-Pace

Арт-бизнес считается во всем мире красивым и элитарным бизнесом, поскольку ты постоянно работаешь с результатом творчества художника. Всегда появляются новые имена и работы, и для того, чтобы их продать, нужно не только узнать всю информацию о художнике или произведении искусства, но и убедиться лично в том, что предложенные моей компанией произведения искусства несут коллекционную стоимость. Разумеется, ежедневно — сотни и тысячи картинок, — иллюстративного материала, который я просматриваю, и это здорово, интересно и ново.

Смысл искусства в том, чтобы раздвигать ГРАНИЦЫ сознания. Многие реагируют на инсталляцию вроде «кучи мусора» ИЛИ АБСТРАКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ крайне негативно. И ЭТО НЕПРАВИЛЬНО. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, ДОСТАТОЧНО ПРОСТО ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ ИСКУССТВА.

Однако всё верно: через эпатирование аудитории, через смешение разных техник (на самом деле, техника не важна вообще) художник приближает зрителя к новому сознанию и новым впечатлениям. Я очень ценю свою миссию образовывать и доносить до аудитории эту опцию «раздвижения рамок».

Я более творческий человек, чем моя жена. Она в большей степени все-таки прагматик. С годами нашего общения я перенял с ее характера сдержанность и некую приземленность, что очень помогло мне в бизнесе.

Теоретически, каждый человек может начать продавать искусство, но практически — единицы. Это такое же призвание, как доктор или физик. Эту профессию нужно любить, быть погруженным в нее целиком. Нужно тратить годы на постоянную работу над собой.

Формально у меня есть рабочий график, но по факту он отсутствует: я сам планирую свой день. У нас есть команда профессионалов — 7 человек постоянно, плюс экстра- специалисты, ситуативно для мероприятий аукционного дома и некоммерческих выставок.

Коллекционирование — это перманентное состояние, не работа. У создаваемой коллекции должна быть цель и тогда, с годами она обретет ценность. Арт-бизнес же — это постоянные встречи и знакомства, обучение, анализ и конечно же творчество. В этой работе сочетается все самое интересное: нужно быть иногда жестким, иногда гибким, иногда — креативным.

Об особенных работах

Поскольку мы работаем с предметами искусства — нередко к нам в руки попадают шедевры мирового значения: однажды через нас прошла работа немецкого экспрессиониста Эриха Хеккеля. Его работы на европейских аукционах уходят с молотка за десятки миллионов. Время от времени мы работаем с первым рядом русских и украинских художников: Айвазовский, Левитан, Шишкин, Богомазов, Гончарова, Рерих, Бурлюк и т.д. Но чаще — это украинская живопись начала и середины 20 века, а также украинское современное искусство (рубеж 1980-1990х годов и наши дни), предметный дизайн и русская икона.

О вещах и ценностях

Иногда то, на каком авто ты приехал и как ты выглядишь, имеет значение для конкретного случая, однако обычно статус определяется набором твоих профессиональных и личных качеств, порядочности и репутации. Арт-рынок в нашей стране очень узкий, и если ты повел себя непорядочно, то восстановить репутацию будет, в лучшем случае, крайне сложно.

Конечно, всегда есть риски: все мы люди и никто не застрахован от ошибок — в этом случае решающим будет твое отношение к ситуации и то, насколько ювелирно она будет решена без репутационных потерь и сохранения отношений. Главное в таких случаях вовремя делать выводы и двигаться дальше. Тогда все будет ок.

О машинах

У меня было два «Ягуара»: Jaguar XJR, на котором я езжу, не столько статусная, сколько приносит кайф: под капотом двигатель, объемом 4.2 л, выдающий 400 лошадиных сил и 3.9 секунд до сотни. У него классический кузов и дизайн, который приводит меня в восторг каждый раз, когда я подхожу к машине. Это такой дьявол в костюме. Эти линии, изгибы — они уже вне времени и будут оставаться актуальными еще очень долго. Меня дико привлекает и характер экстерьера, и скрытая под ним мощь, и, конечно, комфорт. Недавно, на светофоре, я сделал на полтора корпуса Audi S6. Парень наверное не ожидал и, по-моему, немного расстроился. Собственно, XJR (2007-го года) и остается пока любимой машиной.

Вторая — Jaguar XF — модная и современная, с выдвигающимся климат-контролем, красивой кожей на сиденьях, статусная и красивая машина, по управлению и салону несколько похожа на F-Type.

Не считаю, что в городе необходим джип, — для зимы достаточно просто хорошей резины, на ней машина выгребет из любого сугроба.

Я люблю Jaguar за традиции, дизайн, комфорт и эксклюзивность. Эту машину никогда не будут покупать массово, потому что этот бренд для знатоков стиля и ценителей прекрасного.


 

Фото: Дима Ромас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: