Спецпроєкти

10 мыслей человека экстравагантной профессии: парфюмер Богдан Зубченко


В совместном проекте bit.ua и Jaguar речь идет о людях редких профессий, отличительная особенность которых - это верность традициям и особые ценности, которые являются ключевым фактором в бизнес-процессах и творчестве.

Наш второй герой – Богдан Зубченко, парфюмер с более чем 20-ти летним опытом работы, создатель бренда BZ Parfums.

OH8A5777

Как всё начиналось

С парфюмерией я работаю больше 20 лет – всю свою сознательную жизнь. Сначала это было одним из увлечений – занимался и живописью и дизайном. Кроме этого я – музыкант и режиссер, потому достаточно долго выбирал основное направление. И в 90-х годах, и даже в начале 2000-х говорить о том, что ты парфюмер в нашей стране, было смешным. В 93-м начинал с экспериментов, изучал сырье и даже сам создавал некоторую его часть для своей работы, постигал азы классической школы, вырабатывал авторский почерк. Потом появились  индивидуальные заказы: персональные парфюмы, корпоративные и интерьерные ароматы.

Лишь в 2008-м я увидел, что настало время публично заявить о себе, как о профессионале, создающем ароматы, используя и презентуя опыт, который я долго накапливал. Нишевая парфюмерия начала активно развиваться  с середины 2000-х. В 2009-м году сеть ЖАН открыла первый магазин с исключительно нишевым ассортиментом. Я понимал, что создаю хороший продукт, и что пришла пора новой точки отсчета, когда нужно развивать свой бренд по всем законам не только ремесла, но и рынка. Моей целью стало продавать там же, где продаются французы и итальянцы, при этом, не утратив индивидуальности и честного творческого подхода.

Сегодня мы являемся локомотивом для молодых украинских парфюмеров. В конце мая этого года дом BZ Parfums и творческое объединение Olfactorium объявили о создании Национальной гильдии парфюмеров. Её полноправными участниками становятся те, кто профессионально подходит к делу, создавая оригинальные ароматы и демонстрируя системный подход.

Об увлечении парфюмерии и её смыслах

Любимых композиций достаточно много — Jicky Guerlain, Mille Jean Patou, Dioressance Dior… У меня около 1000 ароматов в коллекции. В том числе, винтажные ароматы, которым 20-50 лет и более. Такие ароматы можно, если повезет, отыскать на парфюмерных аукционах. А иногда в забытом шкафу или на барахолке. Цели собрать несчетную коллекцию не было. Меня воодушевляют лучшие ароматы разных стилей, эпох и направлений. Это стало важной частью процесса получения знаний о парфюмерии и положило начало сериям моих лекций об истории парфюмерного искусства. .

Парфюм — это образ эпохи. Её чувственное, эфирное воплощение. Ароматы всегда связаны с воспоминаниями, пробуждают ассоциации. Глядя на старинные картины и пересматривая старое кино, у меня часто возникает вопрос: как  пахли герои того времени? Какой аромат царил в комнате? Как это влияло на их отношения?

У нас многие думают, что парфюмерии в Украине нет. Многим кажется, что духи, как настоящее шампанское, бывают только французскими. Или еще какими-то далёкими и иностранными. Сегодня в Украине, наконец, начали больше обращать внимание на крафтовое производство, на авторский дизайн, есть бутики, которые продают нишевую парфюмерию, в том числе, украинскую. Это стало и новой точкой отсчета в работе критиков, блогеров арома-обозревателей.

Об образовании, парфюмерии и искусстве

Уровень знаний о запахах природы и о парфюмерном искусстве в нашей стране очень низок. А ведь детям, школьникам можно рассказывать о парфюмерии весьма увлекательно. И это не бесполезные знания. На самом деле, именно запах, и часто на бессознательном уровне, сообщает нам очень важную информацию. Все мы понимаем, что такое «запах родного дома» или «аромат любимого человека».

Парфюмерия — это самое утонченное искусство. Тут уже дело не только в гигиене – запахе ухоженности, здоровья и чистоты. Духи — это некое украшение, в котором, казалось бы, нет прямой пользы. Но если это воплощение эмоций, образов, воспоминаний появилось, то значит, культура достигла высокого уровня развития.

Все ли могут стать парфюмерами?

Восприятие запаха — это сложная цепочка, в которую включены, кроме физиологических, процессы аналитические и ассоциативные, которые создают образ. Потому восприятие духов — это всегда результат нашего личного ольфакторного опыта. Разные переживания у нас связаны с разными запахами. Именно поэтому  невозможно, как Гренуй в фильме “Парфюмер”, создать единый для всех эликсир любви. Все мы разные, и духи нам нужны разные.

Духи – прекрасное отображение природы человека. Они восхитительны своим многообразием и индивидуальностью. Парфюмер должен обладать знаниями в области химии, эстетики, психологии, он должен знать жизнь, понимать и любить людей, обладать безупречным вкусом и чувством баланса. Это сложная профессия, несмотря на кажущуюся легкость и доступность.

Новые технологии и парфюмерия

Благодаря развитию химии парфюмерия совершила прорыв. Распространен миф о том, что хорошие духи — это исключительно натуральные духи. Это неправда, ведь синтетические ингредиенты начали использовать еще в 19 веке. Связано это не только с удешевлением производства, но и с тем, что огромное количество сырья нельзя получить методом дистилляции, отжима, экстракции  или анфлеража. Ни ландыш, ни фрезия, сирень и магнолия, а также фрукты, ягоды и любимая многими бесконечная свежесть, запахи моря, свежескошенной травы и морозного ветра не могут быть созданы из натуральных компонентов. Первый, ставший легендарным, подлинно ландышевый аромат появился лишь в 1956 году (Diorissimo), потому что к тому времени был синтезирован гидроксицитронеллаль.

Огромное количество запахов, которые нас окружают, хочется повторить в парфюмерной композиции: аромат нового авто, например, запах металла и кожи. Можно, также,  создать при помощи различных веществ  иллюзию новой вещи — это используется для аромамаркетинга. Вопрос лишь в мастерстве парфюмера и избранном стиле — на самом деле нашему обонянию все равно, натуральный ли это аромат или нет, ведь мы это не едим. А за безопасностью парфюмерных ингредиентов сегодня очень зорко следят.

OH8A5933

О статусных вещах

Статусность и условности с этим связанные никогда надо мной не довлели — я свободный человек. Порой выбираю статусные вещи потому, что они, на самом деле – совершенные, надежные вещи. Ну а человека красят его дело и душевные качества, а никакие не вещи.

Что важнее – традиции или тренды?

Тренд — это здесь и сейчас. Мы видим, что уже произошло и можем прогнозировать процессы. Тренд, мода, взятые с потолка, не приживутся, если в обществе в данный момент нет соответствующих условий, почвы для роста.

Трендвотчеры — люди, которые четко чувствуют процессы, более тонко, чем остальные. Это чутье весьма важно и для парфюмера. Это можно сравнить с нюхом. Традиция тоже важна – это история, опыт, которые просто не могут не влиять на современную жизнь.

О Jaguar F-Pace

Ягуар-кроссовер – это такая же дань актуальному тренду. Спортивному тренду. F-pace — это эдакий ягуар в кроссовках, который катится, как мяч, — несмотря на наши ужасные дороги. Внутри же это – космическая машина, которая максимально приспособлена для жизни. Тем не менее, визуально — это наполненные, утяжеленные формы, с сохраненной элегантностью,  комфортом внутри и узнаваемым стилем.

Как невозможно стать парфюмером за пару-тройку лет, потому что нужно прожить каждый аромат от идеи до образа и научиться это воплощать, так и хорошее авто невозможно создать случайно. «Профи» от «не профи»  отличает вот это самое «быть», а не «казаться».

 

Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
01/8
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace
Jaguar F-pace

Об опыте

На волне всеобщего интереса к ароматам не виден подводный камень — парфюмерия создает иллюзию могущества: ты можешь все, казалось бы, ведь нет никаких правил и границ. Но смешав несколько приятно пахнущих ингредиентов, мы не получим духи. Важна мысль и воля парфюмера, его натренированное обоняние, интуиция, чутье, воплощать которое он учится годами. Но все чаще я вижу эффектные названия и упаковку, подгоняемые под то, что получилось в колбе. Ускоренный темп создания новых ароматов возможен или при наличии опыта (многолетние наработки формул, аккордов, используемых для новых композиций) или при наличии мощной лаборатории с профессиональными ассистентами. Всё остальное пахнет профанацией или лукавством.

В парфюмерном произведении, как и в иных видах искусств, необходимы идея, образ, метафора и драматургия. Музыка, литература, кино и парфюмерия — это все долгосрочные истории, и чтобы их познать и оценить, нужно время. Нужно понимать публику и её коды восприятия. Что несет этот аромат, для кого он, как он начинается, как раскрывается и какое впечатление оставляет. Парфюмер должен говорить на понятном людям языке, воплощая образы, которые лишь в воображении человека оживают по-настоящему.

OH8A5925

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь