Cпецпроекты

Как изменить город: визуальный образ Киева и способы его улучшить


0 1473 1
В серии материалов «Как изменить город» киевские активисты и урбанисты рассказывают, как сделать Киев комфортным городом для жизни и что для этого нужно.

В новом выпуске Максим Головко, архитектор организации «Агенти Змiн», рассказывает, из чего формируется визуальный образ города, почему в Киеве все так плохо, и что нужно делать с наружной рекламой, вывесками и муралами.

Визуальный образ города формируется из многих элементов: тротуарная плитка, озеленение, газовые трубы и кондиционеры на фасадах, реклама, вывески и еще куча мелких деталей, на которые никто не обращает внимания — это столбики, заборы, адресные таблички, городская навигация и многое другое.

oh8a3538

 В Киеве с эстетической составляющей все очень плохо. Одна из самым больших проблем — это наружная реклама, которую никто не контролирует. Украшением улицы должны быть фасады, а у нас их не видно за рекламными щитами и вывесками — каждый старается сделать свою как можно ярче, больше. В итоге — фасада не видно вообще. Насколько я знаю, сейчас разрабатывают очередной свод правил по размещению рекламных билбордов и вывесок на фасадах зданий, но я не уверен, что можно за раз охватить весь город.

Думаю, нужно идти пилотными проектами. Сделать, например, свод правил для какой-то одной улицы или квартала, посмотреть, как это работает, протестировать механизмы и, если все хорошо, расширить границы до еще одной улицы/квартала. И так, пока не охватишь весь город. У нас же обычно разрабатывают правила для всего Киева, а потом пытаются одним махом их внедрить. Но это так не работает. К тому же, подобный проект тесно связан с предпринимателями, с которыми нужно вести диалог, договариваться. Пока неясно, по какому принципу будут убирать рекламу и вывески, и как понять, чей билборд оставлять на месте, а чей снимать. Начинание хорошее, но механизма нет.

oh8a3559

Беда в том, что в городские процессы не вовлекаются профессионалы. Мне например, непонятно, почему озеленением и ландшафтным дизайном занимается Киевзеленстрой, а проект узора тротуарной плитки разрабатывает Киевавтодор. Его задача — делать дороги удобными для мам с колясками и людей с инвалидностью, а визуальным наполнением должны заниматься дизайнеры и архитекторы. Но зачастую чиновники полагают, что если у них есть должность, то это делает их экспертами во всех вопросах. Наверное, они не хотят работать с настоящими специалистами, потому что придется идти на уступки, слушать другого человека. Единственный выход из этой ситуации — вести диалог, объяснять, что от такого сотрудничества все будут в выигрыше.

Мы с метрополитеном смогли договориться («Агенти Змiн» разработали для киевского метрополитена новую схему метро и скоростного транстпорта — прим. ред.) , и теперь они видят преимущество в работе с нами, доверяют. Это пришло не сразу. Мы долго налаживали коммуникацию, сделали сначала один проект, потом другой, они увидели результат и теперь мы работаем над комплексной системой навигации метрополитена. Кроме того разрабатываем линейную схему для вагонов метро, новый интерфейс для экранов и складные карманные схемы, которые можно будет взять бесплатно на станциях. Они уже есть на «Майдане» и на «Крещатике».

oh8a3571

Городская навигация — это тоже часть визуальной составляющей. Но у нас пока не готовы соглашаться на длинные проекты. Гораздо проще посадить деревья и сделать за месяц поющий фонтан с подсветкой, чем взяться за проект, который будет длиться пять лет. А городская навигация относится именно к таким. В Лондоне ее внедряют уже лет десять, потому что нельзя за раз сделать систему, которая будет работать без сбоев по всему городу. Нужен длинный период исследований, и у нас пока нет заказчика, который это понимает.

Ошибочно думать, что городская навигация нужна только туристам. Киев — очень большой город, и многие люди часто приезжают в новые для себя районы. Без указателей они теряются. К тому же навигация нужна не только для того чтобы искать новое, но и подтверждать, что ты идешь в правильном направлении.

oh8a3588

Муралы тоже формируют визуальный образ города. Одни говорят, что это круто, другие выступают против, и обе стороны правы: бывает действительно крутой художник рисует на стене удивительную картину, но жители дома против, а бывает на стене рисуют откровенно уродливый мурал, а жители вроде как не возражают. И нет людей, которые бы как-то контролировали весь процесс. Самое странное, что муралы, которые нам преподносят как уличное искусство, на самом деле таковыми не являются. Их рисуют приглашенные художники из разных стран, которые за меценатские деньги создают коммерческий продукт, а город его впоследствии охраняет. Недавно парень установил в квартире кондиционер и вывел его прямо из глаза девочки, нарисованной на мурале. На следующий день кто-то приехал и срезал его, а парень даже отказался дать интервью и вообще как-то комментировать ситуацию. Получается, город защищает стрит-арт, с которым по идее должен бороться.

Недавно появилось движение под названием Xuj United Us — уличные художники пишут на муралах, слово «х*й» и называют это общественным диалогом. Мне кажется, это правильно, потому что уличное искусство — это когда один художник рисует на стене картину, другой приходит и рисует сверху свою, а потом приходит городская администрация и все закрашивает, поскольку следит за чистотой городского пространства. Только у нас городская администрация не приходит.

В Украине пока ни одному городу не удалось решить все эти проблемы комплексно, но успешнее всего получается у Львова. Это связано с тем, что стратегией развития своего города они выбрали туризм. А для этого нужно создать необходимые условия, инфраструктуру. Не знаю, как на окраинах, но в центре им удалось убрать вывески, сократить парковку, сделать пешеходными некоторые улицы — они начали следить за эстетическим наполнением города.

А в Киеве слишком мало внимания уделяют туристической привлекательности города. Вроде что-то делается, но не до конца: Сагайдачного перекрыли на выходные для пешеходов, но по ней продолжает ездить транспорт, МАФы убрали, а они через какое-то время все равно вернулись. И тут непонятно — то ли чиновники не могут это правильно сделать, то ли не хотят. Если не могут, есть урбанисты и специалисты, которые готовы помочь, стоит только обратиться, а если не хотят — то их нужно заменить на тех, кто хочет.

Фото: Дмитрий Ромас.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: