Спецпроєкти

Только Бог простит: первые впечатления от сериала «Молодой Папа» с Джудом Лоу


1
Впечатления смешанные. Олесь Николенко посмотрел пилотную серию «Молодого Папы», нового сериала Паоло Соррентино с Джудом Лоу от HBO, и впечатлился его эстетическим совершенством. Но при этом обнаружил себя жертвой манипуляции чувствами верующих.

Ленни Белардо, первый американец на посту папы римского (его играет Джуд Лоу), просыпается по будильнику в айфоне, в пижаме и красивых белых вьетнамках шлепает в ванную комнату, чистит зубы. В голом виде позирует перед зеркалом и явно любуется собой, прежде чем надеть мантию и выйти к священнослужителям. Лука Бигацци, постоянный оператор Паоло Соррентино, делает проходку героя Джуда Лоу между сановниками: они все покорно склоняют головы, когда он проходит мимо. Уже перед тем, как выйти к многотысячной толпе на площади, которая мокнет под ливнем, но тоже покорно ждет Папу, Белардо улыбается. А когда он выходит и разводит руками в сторону, тучи, разумеется, расходятся и выглядывает солнце.

30864-the_young_pope_____gianni_fiorito_10

Дальше Ленни произносит, мягко говоря, нестандартную речь перед народом. Сначала все идет по плану: «Мы должны находиться в гармонии с Богом». Но затем на него что-то находит и он принимается при помощи слов разрушать один постулат католической веры за другим: «Мы забываем мастурбировать. Использовать контрацептивы. Делать аборты. Приветствовать однополые браки. Разрешить священникам любить друг друга и создавать семьи. Мы забываем, что можем вступать в сексуальные отношения не только для продолжения рода, не чувствуя при этом вины. Мы забываем быть счастливыми. А счастье заключается в свободе». А потом он просыпается – это был всего лишь сон.

Таким образом выглядят первые десять минут сериала. Достоинство «Молодого Папы» заключается в том, что именно за эти минуты в принципе можно принять для себя решение: смотреть ли сериал дальше или нет. Эти десять минут довольно показательны: Паоло Соррентино, которому наконец воздали по заслугам после «Великой красоты» и «Молодости», сразу демонстрирует величественность и пафос своего стиля, замысла (он выступил режиссером и сценаристом всех эпизодов) и главного героя. Соррентино дает понять, что легко не будет никому, а вот это детское видение папы римского (красивая голая женщина возле реки) и кошмар с проповедью намекают на то, что нас ждут дворцовые интриги похлеще «Игры престолов». Ну, и еще Ленни Белардо без конца курит – такой себе завершающий штрих максимально проблемного антигероя, внутри которого наверняка, как мы уже привыкли, будет происходить титаническая борьба добра со злом.

the-young-pope

Новый папа требует вишневую колу на завтрак, сердито упрекает старенькую монахиню за то, что она пытается поцеловать его в лоб, и равязывает негласную войну за власть с двуличным оппортунистом Кардиналом Войелло, который надеялся на то, что сможет манипулировать молодым американцем и сосредоточить в своих руках реальную власть. В итоге кардинал поручает своим приспешникам нарыть какой-то компромат на новоиспеченного папу (и, кажется, это будет несложно), чтобы затем его шантажировать.

Интриги намечены, стилистикой Соррентино владеет блестяще, доходя в некоторых моментах до сюрреалистических аналогий с «Твин Пиксом» (взять хотя бы первые секунды пилотной серии, где герой Джуда Лоу вылезает из кучи младенцев). В Италии сериал приняли на ура: премьеру «Молодого Папы» посмотрело около миллиона зрителей итальянского Sky (из 4,7 миллионов абонентской базы). В самом Ватикане шоу при этом пока никак не комментировали – и это даже странно: официальная газета Ватикана l’Osservatore Romano известна своими нападками на фильмы, негативно изображающие церковь (например, случай с «Кодом Да Винчи»).

30870-the_young_pope_____gianni_fiorito_6

При всех стилистических достоинствах сериала и, как раньше любили писать советские кинокритики, «пышном внутреннем убранстве кадра», не покидает ощущение некоей карикатурности персонажей, сделанных как будто бы специально «под американскую аудиторию». Мы все знаем о сильной любви американского кабельного ТВ к сложным и проблемным героям, неоднозначным сюжетам и так далее. И есть впечатление, что «Молодой Папа» – это больше история для искушенных зрителей, которых уже трудно чем-то удивить. Мы уже видели, как глава мафиозного клана ходит на прием к психоаналитику, а больной раком химик становится наркобароном, но кто же откажется заглянуть за ширму настоящей святыни и понаблюдать за интригами внутри Апостольского дворца?

Этот сериал поднимает ряд провокационных вопросов о природе власти и веры, не говоря уже о намеках на пересмотр роли католической церкви в наше время, и упаковывает их в крайне мощную и доходчивую форму, где-то на грани беспощадной сатиры и мыльной оперы. Ко всему этому нет претензий, но одна – и более глубокая – претензия заключается в том, что «Молодой Папа» при этом вряд ли сможет дать какие-то ответы и сообщить что-то новое. Можно ли предложить современному человеку что-то взамен веры? Как верить в Бога в 21 веке, не доходя при этом до крайностей, и возможно ли это? Ответ не знает ни Соррентино, ни персонаж Джуда Лоу.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь