Спецпроєкти

Лыжники vs сноубордисты: Антон Яковина и Андрей Филончук


В новом спецпроекте bit.ua и Motorola Solutions лыжники и сноубордисты рассказывают о своем увлечении, любимых курортах, лайфхаках и честно отвечают на вопрос, за что друг друга недолюбливают.

Необъявленная война между лыжниками и сноубордистами идет уже много лет. У каждого найдется с десяток претензий к противоположной стороне и сотня аргументов в свою пользу. Мы решили выслушать и тех и других. В третьем выпуске —  лыжник, основатель школы фрирайда ASS Антон Яковина и сноубордист Андрей Филончук.

Антон Яковина, на лыжах около 50 лет

11139434_827590073990388_3879976231932300499_n

Мне 57, и последние 30 лет я работаю инструктором по горнолыжному спорту, а на лыжи стал лет в 7 или 8. Так что катаюсь, считай, всю жизнь. У меня папа большой альпинист, член сборной Советского Союза, поэтому я долгое время ходил в секцию: летом – альпинизм, зимой – лыжи. Тогда все было фрирайдом, трасс никаких не было, горы дикие. Поэтому то, что я стал хозяином школы фрирайда – более чем естественно.

Когда я начинал, бордов и в помине не было, но позже я пробовал на нем кататься – понравилось. Просто чтобы стать на него профессионально, нужно много времени, а я все время работаю. Я хорошо катаюсь на скейте и давно очень, как только они только появились, поэтому борд освоил легко и сейчас катаюсь как любитель. Если сравнивать лыжи и сноуборд, то я бы сказал, что начальная фаза обучения на борде проходит чуть-чуть быстрее и прогресс на начальной фазе чуть более заметен. Там меньше точек координации – у тебя только один снаряд, и ты на нем стоишь обоими ногами, в руках ничего нет. Но стать профессиональным сноубордистом намного сложнее, поэтому крутых бордистов в разы меньше, чем крутых лыжников. Сноуборд – это молодежное течение, привлекает “стилек”: широкие штаны, доски. Хотя лыжники-фрирайдеры сейчас тоже ездят в широких штанах, на широких лыжах.

10151134_341532012685795_6347658489094268192_n

Война между лыжниками и сноубордистами – это во многом маркетинговая история. Людям свойственна ксенофобия, самоутверждение, отрицание нового. Когда в Украине только появились сноубордисты, они были белыми воронами – держались обособленно, создавали свои сообщества. Соперничество есть, и это нормально. Есть, конечно, штуки, которые раздражают лыжников, но это касается скорее сноубордистов-новичков. Им тяжело стоять на склоне, поэтому они садятся, а когда садится не один человек, а десяток – это уже не очень круто. Считается, что бордисты сильно счесывают склоны. Это правда, но лыжников это тоже касается. 

Фрирайд отличается от трасс примерно так же, как земная поверхность от асфальта. Асфальт – это дороги. Хуже или лучше, но они одинаковые во всем мире. А вот на земле каждый квадратный метр отличается от соседнего, поэтому каждая поездка – это набор аттракционов. Фрирайдер – это человек, который в состоянии двигаться по любому рельефу, он может ориентироваться в горах и знает об опасности, потому что трасса – это по большому счету кусок города. Тут ты под контролем, среди людей. Но когда ты выходишь за флажки, то отправляешься в путешествие на свой страх и риск. Сотрудники на курортах, кстати, раньше могли и за жопу схватить – никто не хочет брать на себя ответственность. Но сейчас фрирайд – большой тренд и бизнес, поэтому на многих курортах уже начали обозначать трассы для фрирайда, облагородили их и обезопасили. Получается своеобразная игра во фрирайд. Но это не игра – ты уходишь в большие горы и должен это понимать. В качестве средства связи у всех должны быть рации. Мы пользуемся Motorola TLKR, иногда – китайскими Baofeng UV-5R, они радиолюбительские – нужно иметь позывной и знать, какие частоты использовать. Их не возьмешь за границу, а TLKR – легко и безопасно.

12523152_521298428046381_8032538328296864076_n

Что касается снаряжения, то его видов очень много. Но если говорить об основных – лыжах, креплениях и ботинках, то ботинки – самое главное, и они могут в принципе не отличаться. Хотя сейчас есть модели с переключателем на ходьбу, что очень важно для фрирайдеров, потому что они много ходят – не туда заехал, возвращаешься. Еще фрирайдеры много времени проводят по пояс в снегу, поэтому ботинки должны быть очень теплыми и удобными.

В Украине катаюсь там, где находится наша школа — курорт Подобовец/Пилипец, недалеко от станции Воловец. Хребет Боржава, волопад Шипот, если слыхали. Это культовое место для фрирайдеров, Мекка. Правда, там нет пушек, поэтому гора часто страдает от отсутствия снега. Но место потрясающее. Второе любимое место – Драгобрат. Там подъемники начинаются на высоте 1200 метров (на Боржаве они как раз на этой отметке заканчиваются), поэтому снег есть всегда. Вместе с учениками школы часто ездим оттачивать мастерство за границу: Альпы, Татры, Кавказ.  Для фрирайдера важно знать, куда ты людей ведешь, поэтому мы все изучаем: движемся по всем легендарным местам. Недавно, например, были в Шамони, во Франции. Это родина альпийских горных лыж, там все очень хорошо катаются. Более дешевое место и хороший ориентир для Драгобрата – Ясна в Словакии. Это хороший пример того, как за относительно небольшие горы можно превратить в курорт мирового уровня. Там даже чемпионаты мира по фрирайду проводят, потому что очень богатое внетрассовое катание: леса, хребты, скалы, поля.

11082508_885738594801361_2675866554162336755_n

В Австрии есть легендарное место Санкт-Антон, мы его недавно для себя открыли. Это хорошее, но не самое популярное место, поэтому там мало людей. Еще нравится дикая горная деревня Ле Граф во Франции. Там всего один подъемник с перепадом в два километра, трасс вообще нет – только фрирайд. Туда возим только сильных, подготовленных людей. На будущий сезон планируем “летнюю зиму” в Южной Америке.

Андрей Филончук, на сноуборде 8 лет

snimok-ekrana-2016-12-27-v-17-02-03

Первый раз я стал на сноуборд в 18 лет. Сейчас мне 26, соотвественно мой стаж – 8 лет, хотя если считать по дням, то, думаю, я вполне могу переплюнуть и тех, у кого 15. Мой первый опыт был очень брутальным и трагикомическим. Я мало что знал о сноубординге и, честно говоря, даже не помню, почему решил попробовать. У меня был товарищ, который постоянно катался на Протасовом яру, и я воспринял это скорее как забаву – что-то вроде катания на картинге или игры в пейнтбол. Пришел на склон в джинсах, обычной курточке и тряпичных перчатках, там же взял в аренду сноуборд и ботинки.

Никакого инструктора я не взял, друг тоже особо ничего не рассказывал, и я был одним из тех идиотов, над которым все время смеются и показывают пальцем. Естественно, я отбил себе копчик. Джинсы и тряпчатые перчатки полностью промокли и на следующий день я заболел. Единственное, что я вынес из того дня, так это то, что я “регуляр” – еду левой ногой вперед.

01/3

Тем не менее меня переполняли эмоции. Я сразу понял, что хочу заниматься сноубордингом серьезно и как только оклемался поехал выбирать свой первый комплект. Собрав все необходимое, я отправился с однокурсниками на Драгобрат, и это опять была ошибка – я по прежнему не брал инструктора и пытался все делать сам. До сих пор не понимаю, почему был таким глупым. Все, кто был на Драгобрате, знают, что для новичка-сноубордиста подняться на бугеле вверх – это сверхзадача. Если делаешь это с третьего или четвертого раза – ты герой. Когда я наконец поднялся наверх, все однокурсники уже уехали, и только тогда я осознал всю оплошность своего поступка. Гора казалась мне чем-то нереальным. Я не знал, как ее покорить, но решил не сдаваться. В конце концов, с болью и страданием научился кое-как кататься за неделю, хотя сейчас я как инструктор мог бы научить способного ученика за 2 часа. Я никогда не колебался, что выбрать – борд или лыжи. Последние даже никогда не рассматривал. Не знаю, почему.

Соперничество между лыжниками и сноубордистами есть, это не миф. В прошлом сноубординг вообще был запрещен на многих курортах в США. Даже сейчас парочка таких осталась. Иногда это соперничество выглядит очень мило, а иногда враждебно и неприятно, и виноваты здесь обе стороны. Сноубрдистов, например, бесит, когда в очереди на подъемник лыжники неизбежно бьют по доске и царапают ее поверхность. Чаще всего это делают люди в прокатных лыжах – им по барабану, нет никаких угрызений совести. Но когда у тебя топовая доска за 800$, гнев внутри прямо закипает. На склонах лыжники, которые используют технику коротких поворотов, часто создают бугры. По таким трассам на сноуборде умеют ездить далеко не все, поэтому и ругаются. Лыжников сноубордисты бесят тем, что сидят на склонах, преграждая путь. Меня самого это бесит. И все от незнания правил поведения на склоне. Я все время объясняю это своим ученикам, воспитываю в них культурных участников горнолыжного движения. Думаю, чтобы не было конфликтов, нужно просто уважать друг друга.

muzhch1

Сам я пробовал освоить лыжи, когда работал инструктором на Протасовом Яру. Помню, мне подобрали лыжи, ботинки, а палок не дали, объяснив это тем, что “вначале не обязательно”. Только потом я понял, что это большое заблуждение – палки необходимый атрибут катания на лыжах. Когда я поднялся на маленькую гору в Протасовом, то снова вспомнил то чувство, которое испытал на Драгобрате: стоял и не понимал, как спуститься, хотя на сноуборде мог бы преодолеть этот участок за секунд 15. Сложность была в том, что на сноуборде, когда стоишь на заднем канте, нужно отклоняться немного назад, а на лыжах ты всегда находишься лицом к склону. Этот было непривычно, хотя суть самих поворотов я понял довольно быстро. Но в целом мне не понравилось, и больше я не пробовал.

Когда я только начинал кататься, то ездил в очень популярные тогда туры выходного дня на Драгобрат или Буковель. Хотя Буковель мне никогда не нравилась – там слишком большое количество правил, очереди на подъемники и космические цены. Драгобрат же я очень любил. Там ощущалась какая-то свобода, дыхание природы, ее дикость. По мере того, как улучшаются навыки, увеличиваются и горы. Следующим этапом был Эльбрус. Моя знакомая прилетела из Нью-Йорка, ее друг – из Питера, а я – из Киева. При первой же хорошей погоде мы поднялись на Скалы Пастухова (4610 м), и я впервые в жизни сделал спуск, который длился 29 минут. Побывать в тех краях и не обкатать склоны Чегета – непозволительно, поэтому несколько дней мы уделили ей. После этой поездки я больше не ездил в Карпаты. Кавказ захватил меня целиком и полностью. И теперь я не еду в поездки выходного дня или на 10 дней в Долину Азау. Уже третью зиму подряд я уезжаю в Гудаури и катаюсь как минимум 90 дней. Кстати, проведя первую зиму в горах, я действительно осознал, что такое фрирайд и настоящий пухляк.

foto3

За стоимость моей экипировки в Грузии можно купить неплохой автомобиль. И это далеко не все, что мне хотелось бы, и даже необходимо иметь. У меня несколько комплектов верхней одежды (каждый из них стоит порядка 500$) и две пары ботинок – в одних я учу кататься, во вторых катаюсь сам. Ботинки – это, пожалуй, самое важное в катании на сноуборде, ведь именно через них ты передаешь все команды доске. Хороший ботинок стоит порядка 300-400$. Еще у меня две доски – одна коротенькая, для того чтобы учить или катать флэт, а вторая для фрирайда. И я с удовольствием завел бы еще три. Крепления, маски, шлемы, перчатки, рюкзаки, трекинговые палки, защитные шорты и наколенники, чехол – все это в куче стоит очень дорого. В качестве средства связи использую рацию Motorola TLKR.

При выборе снаряжения, рекомендую всегда начинать с ботинок. И их непременно нужно мерить – пятка ни в коем случае не должна двигаться в ботинке, а пальцы не должны упираться. Еще важно помнить, что учиться на доске с рокером гораздо проще, чем на доске-кембер. И самое важное – это защита. Даже если вы не собираетесь в дальнейшем кататься на сноуборде, но хотите попробовать, купите или попросите у друзей защитные шорты. И помните, что копчик – это первое, что может пострадать, когда учишься кататься на борде.


 

Для того чтобы оставаться на связи даже на самой экстремальной трассе, пользуйся рациями Motorola TLKR.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь