Спецпроєкти

Дело не в кино: почему за вручением Оскара в этом году стоит следить всем


Оскар уже давно не просто главная кинопремия, а важный индикатор свободы слова.

Церемония вручения кинопремии «Оскар» не раз становилась поводом высказаться на важные темы – от политики до социальных проблем. И всегда побеждала свобода слова. На грядущее мероприятие тоже возлагают большие надежды.

В этом году церемония пройдет 26 февраля и, судя по накаляющейся обстановке и заявлениям, станет площадкой для громких речей в копилку против политики Трампа. Началось все с запрета въезда на территорию США в течение трех месяцев граждан из семи стран – Сирии, Йемена, Ирана, Ирака, Судана, Сомали и Ливии. Соответствующий указ американский президент подписал 28 января. Это касается всех без исключения жителей перечисленных стран. Таким образом, под запрет попал и сценарист и продюсер Асгар Фархади, чья картина «Коммивояжер» номинирована на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Он заявил, что не сможет приехать на премию в Лос-Анджелес и осудил действия Трампа, хотя до запрета не собирался бойкотировать церемонию. Теперь же, даже если ему могли бы сделать исключение, Фархади не приедет на нее из принципа. Он сделал важное заявление, опубликованное The New York Times.

Асгар Фархади
режиссер
Вселение страха в людей – важный инструмент, который используется политиками.

«Сторонники жесткого курса в политике, независимо от их национальности, политической аргументации и войн, понимают мир с одной и той же позиции. Они рассматривают его с точки зрения понятий «мы» и «они», которые используются для того, чтобы создать устрашающий образ «их» и навязать ощущение страха людям в их собственных странах.

Речь не только о Соединенных Штатах; в моей стране сторонники жесткого курса такие же. Многие годы по обе стороны океана группы таких политиков старались представить своим народам нереалистичные и пугающие образы разных наций и культур, чтобы превратить их различия в конфликты, конфликты во вражду, а вражду в страхи. Вселение страха в людей – важный инструмент, который используется, чтобы оправдать экстремистское поведение и поведение фанатиков.

Тем не менее, я верю, что общие черты в людях на этой планете и ее разных землях, среди разных культур и вер намного перевешивают различия. Я верю, что основную причину военных действий между нациями в мире нужно искать в их взаимном унижении в прошлом, и сегодняшнее унижение других национальностей, без сомнений, посеет завтрашние военные конфликты. Унижать одну нацию под предлогом защиты безопасности другой – не новое явление в истории и всегда это становилось основой для будущего разделения и вражды. Я осуждаю несправедливые условия, в которые поставлены некоторые мои сограждане и жители других шести стран, которые пытаются легально въехать на территорию США, и надеюсь, что эта ситуация не приведет к дальнейшему разделению наций».

К нему присоединилась иранская актриса Таране Алидости, сыгравшая главную роль в «Коммивояжере».

– Запрет виз для иранцев со стороны Трампа – расистский. Независимо от того, будет он включать культурные события или нет, я не приеду на церемонию в знак протеста, – написала она в Twitter.

Иранцев поддержали и некоторые голливудские звезды: например, Анджелина Джоли. В своей колонке для The New York Times она заявила, что беженцы – не потенциальные террористы, а нередко жертвы терроризма, а Америка всегда выражала идею о том, что права человека стоят выше разных культур, географии, этнической принадлежности и религии. Джоли написала, что как мать шестерых детей хочет, чтобы Америка была безопасной для них страной, но она также хочет того же для детей беженцев, которые едут в США. Безопасность можно обеспечивать и не списывая со счетов целые страны, запрещая их гражданам въезд в Штаты, считает актриса.

Но пока это были только заявления в СМИ и соцсетях, а вот на традиционном ланче номинантов, который прошел 6 февраля, прозвучала важная речь от Шерил Бун Айзекс, президента Американской киноакадемии.

Шерил Бун Айзекс
президент Американской киноакадемии
У искусства нет границ, нет языка и оно не принадлежит ни одной вере.

– Каждый из нас знает, что в этой комнате есть стулья, которые никто не занял. Это сделало актеров активистами. Сегодня идет глобальная борьба за то, чтобы искусство было свободным, и она обострилась впервые с 1950-х годов. У искусства нет границ, нет языка и оно не принадлежит ни одной вере. Сила искусства в том, что оно превосходит все эти понятия, и сильное общество не цензурируют искусство. Они прославляют его. Мы поднимаемся в поддержку всех деятелей искусства по всему миру, в противовес всем, кто попробует ограничить нашу свободу выражения. Мы выражаем поддержку фундаментального принципа: все артисты в мире соединены неуязвимой связью, которая сильнее национальностей и политиков. И точно так же, как наша работа не останавливается на границах, границам нельзя позволять останавливать никого из нас, – сказала президент академии.

Повторится ли посыл на самой церемонии вручения и будет ли он звучать и от актеров, режиссеров и продюсеров, которые получат Оскар, – точно не знает никто. Но предпосылки к этому есть: церемония уже не раз становилась площадкой для высказывания своей позиции и поддержки.

Марлон Брандо

Один из самых резонансных случаев за всю историю – случай с Марлоном Брандо, когда тот в 1973 году не пришел получать заслуженный Оскар за «Крестного отца». Вместо него на сцену вышла представительница индейцев апачи в национальном костюме. Девушка отказалась от награды и сказала, что причина – в существующем в киноиндустрии отношении к американским индейцам. На тот момент вопрос притеснения индейцев – коренного народа Америки – в кинопроизводстве стоял остро, но мало кто осмеливался о нем заговорить. Индейцев в фильмах играли обычные американцы, их высмеивали и тем самым унижали, а сами они смирились с таким положением вещей. Таким вопиюще вызывающим, как для 70-х годов, поступком, Брандо обратил на себя внимание всего мира. Но мнения прессы и коллег разделились: единогласной поддержки не последовало. Тем не менее, привлечь внимание к этой проблеме – в том числе, социальной, – актеру удалось.

Хэлли Берри

Хэлли Берри, которая стала первой темнокожей актрисой, завоевавшей Оскар за главную роль, тоже отличилась своим выступлением в 2002 году. Когда ее вызвали на сцену, чтобы вручить статуэтку за роль в фильме «Бал монстров», Берри вела себя не совсем стандартно, но зато искренне. Она начала плакать и сбивчиво благодарить всех, а, когда немного успокоилась, не стала концентрировать внимание на себе. Вместо этого произнесла емкую фразу: «Этот момент намного больше меня». Это не было тщательно спланированной речью с политическим подтекстом, тем не менее ее слова еще раз привлекли внимание к проблеме расизма.

Майкл Мур

На церемонии Оскар не раз выступали против политики Джорджа Буша: особенно запомнилась речь американского режиссера Майкла Мура в 2003 году против войны в Ираке. Получив статуэтку за лучший документальный фильм “Боулинг для Колумбины”, он заявил, что американцы живут в фиктивное время, когда по результатам фиктивного голосования к власти приходит фиктивный президент. Мур не побоялся говорить, что время Буша на исходе и найдутся люди, которые выступят против него. На этот раз мнения также разделились: далеко не весь зал поддержал пламенную речь Мура.

Шон Пенн

В 2009 году Шон Пенн выступил за права ЛГБТ-сообщества, когда получал награду за лучшую роль в картине «Харви Милк». Он осудил тех, кто проголосовал за внесение поправки в Конституцию США, которая была принята в 2008 году и исключала однополые браки и позже была оспорена. Актер заявил, что у всех в Америке равные права, а негативных взглядов на однополые отношения нужно стыдиться.

Алехандро Гонсалес Иньярриту

Алехандро Гонсалес Иньярриту запомнился выступлениями два года подряд: и в 2015 году, когда получал Оскар за лучшую режиссуру фильма «Бердмен», и в прошлом году, когда вышел на сцену из-за «Выжившего». Иньяритту говорил много и долго: в основном, об отношении к мигрантам и о необходимости расового равенства, а еще критиковал мексиканское правительство.

В этот раз за церемонией будут следить даже те, кто далек от кино: от того, насколько свободно будут высказываться голливудские звезды, зависит и дальнейшая свобода слова. Сейчас, когда проблема новой политики Трампа стоит ребром, любую пламенную речь за пару часов разберут на цитаты в соцсетях. Но и ответ от Трампа, как его грубость в отношении Мерил Стрип, не заставит себя ждать.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь