Спецпроєкти

5 спектаклей, которые стоит посетить в феврале


«Горе от ума», «Август: Графство Осейдж» и «Кармен TV»: Владимир Чалчинский рассказывает о спектаклях, которые нужно обязательно посмотреть в этом месяце.

Горе от ума

Когда: 9 февраля, 19:00
Где: Киевский академический Молодой театр, ул. Прорезная, 17
Сколько: от 30 грн

Классическая сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века превратилась на сцене Молодого театра в «брутальную классику» про сегодняшний день. Режиссер спектакля Андрей Билоус, нынешний художественный руководитель театра, продолжает возвращаться к волнующим его пьесам, которые он когда-то уже ставил в рамках Университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Так, в Молодом театре уже идут спектакли «Украденное счастье» и «Зачарованный». Классическое «Горе от ума» Андрей Билоус поставил еще в 2011 году, и теперь, пять лет спустя, он предлагает совсем новый взгляд на то, что происходит в пьесе.

Всю декорацию спектакля составляют один только стул и подиум, разделяющий партер на две части. Происходящее на сцене говорит о крайней условности, и это неудивительно, ведь, по словам режиссера, спектакль был поставлен про актеров, которые «брутально» играют классику, про взаимоотношения работников театра между собой. Чацкий здесь не герой, он миротворец в кедах, в очках, местами напоминающий «Идиота» Достоевского. Он просто проповедует свою театральную философию, а Молчалин, в свою очередь, другую. Режиссер также утверждает, что именно Софья, находящаяся в рабстве выбора, является главным персонажем и главным злом в его постановке. «София» в переводе с греческого означает «мудрость», вот и спектакль Андрея Билоуса как раз про горе от мудрости.

Спектакль, затрагивая вечные вопросы, также взывает к новому театру, к театру настоящему. Если у вас получится попасть на спектакль, то, сидя в зале, будьте внимательны: вдруг какие-то персонажи вам напомнят о том, что в последнее время так примелькалось на сценах театров.

Morituri te salutant

Когда: 17 февраля, 19:00
Где: Киевский национальный театр им. Ивана Франко, пл. Франко, 3
Сколько: от 40 грн

«Ave, Caesar, morituri te salutant!» (в переводе с латыни: «Аве Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!») — именно так когда-то приветствовали Цезаря гладиаторы, выходившие на арену. В случае спектакля Дмитрия Богомазова на сцену выходят не гладиаторы, а герои новелл Василия Стефаника. Совсем не много писателей, которым удавалось так точно отразить душу украинского народа, как ему. Его персонажи не сражаются против людей и зверей за право жить — их смерть поджидает в обыденности сельской жизни с ее предельной бедностью. Они не знают, что они на арене, не знают, что балансируют на грани жизни и смерти и в любой момент могут сорваться. Подобный способ существования нашел точное отражение в декорации спектакля — помост сцены находится под наклоном, что оказывает влияние на пластику актеров, широкую и сдержанную одновременно.

Спектакль стал лауреатом «Киевской пекторали» в категории «Лучший драматический спектакль», и несмотря на то, что для спектаклей на камерной сцене есть отдельная номинация, организаторы премии согласились считать, что это спектакль большой сцены. Также стоит отметить музыкальное решение спектакля: все действие наполнено народными песнями, коломыйками, причем в исполнении самих актеров.

Morituri te salutant 2013 года на камерной сцене Театра Франко является своего рода второй серией творчества Дмитрия Богомазова по Стефанику. В 2003 году, в театре «Вільна сцена» он поставил спектакль Morituri te salutant, а жанр определил как «Спектакль-exercises по новеллам В. Стефаника. Упражнения для укрепления здоровья в одном действии». Вторая часть с актерами-франковцами имеет подзаголовок «У нас все праздник». И действительно, спектакль, рассказывающий о трагических судьбах, содержит в себе еще и атмосферу праздника жизни. Ведь каждый из персонажей в первую очередь человек со своими мечтами, надеждой на лучшее и неугасимой любовью к жизни, даже когда смерть становится приятным выдохом. Однако вторая серия, может, вовсе и не конец. Кто знает, возможно, через несколько лет мы увидим новую, третью постановку Богомазова по Стефанику.

Кармен TV

Когда: 8 февраля, 19:00
Где: Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества ул. Межигорская, 2, офис 139
Сколько: от 40 грн

Март 2007 года. В Киеве проходит очередное вручение «Киевской пекторали». Вот только в этот раз статуэтку за лучший спектакль получит не спектакль Театра Франко или Театра на левом берегу, а дебютный спектакль «Кармен TV» театра современной хореографии «Киев модерн-балет», которому не было тогда и года. «Спектакль в двух сериях» получил две «Пекторали», одна из которых объединяет две номинации — «Лучший драматический спектакль» и «Лучший спектакль музыкального театра», а вторая — «Лучшая работа балетмейстера». Кроме этого, актриса Ольга Кондакова (Кармен) была номинирована на «Лучшую исполнительницу женской роли». Таким образом спектакль нового театра под руководством Раду Поклитару неожиданно стал самым ярким театральным событием 2006 года.

С тех пор прошло 10 лет, и теперь «Киев модерн-балет» считается одним из лучших театров Киева. Раду Поклитару, несмотря на молдавское происхождение и признание во многих европейских странах, давно считает себя украинцем и в 2016 году стал лауреатом Шевченковской премии за вклад в музыкальное искусство. Его «Кармен TV», конечно же, отличается от других постановок классического балета, о чем и говорят в интригующем названии две дополнительные буквы. Постановка является сочетанием классической музыки Жоржа Бизе и современной хореографии. Сюжет балета строится на новелле Проспера Мериме со всеми проявлениями испанского колорита. Вот только Микаэла, невеста Хосе, у Поклитару представляется совсем в другом свете. Именно ее хореограф наделяет властью управлять тонкой красной линией всех персонажей.

Сам же Раду Поклитару считает, что лучшим описанием спектакля является загадочная фраза, которую он вложил в уста Микаэлы: «Когда рядом никого нет, любовь захлестывает меня и заставляет видеть, желать, убивать несуществующих персонажей никем не снятых фильмов. Мерцание экрана говорит со мной языком страсти. Я одинока?.. Нет».

Август: Графство Осейдж

Когда: 25 февраля, 19:00
Где: Киевский академический Молодой театр, ул. Прорезная, 17
Сколько: от 80 грн

Февральская премьера в Молодом театре по одноименной пьесе американского драматурга Трейси Леттса. Написанная в 2007 году пьеса уже побывала на сценах Австралии, Германии, Бродвея и лондонского National Theatre. Вдобавок к этому в 2008 году она была отмечена Пулитцеровской премией и театральной премией Tony Awards. В 2013 году вышел одноименный фильм по пьесе с любопытным актерским составом: в главных ролях Мэрил Стрип, Джулия Робертс (обе были номинированы на «Оскар» за женские роли) и Бенедикт Камбербэтч.

Сюжет пьесы не несет никаких неожиданных сюжетных поворотов, не пытается увлечь зрителя вечной интригой, а наоборот, передает невыносимую атмосферу обычной семьи, которая скрывается за самыми незначительными деталями. Смерть отца семейства становится причиной собраться вместе для всей семьи. После небольшой прелюдии, во время которой все как бы рады друг друга видеть, начинают выползать на свет все семейные обиды, сломанные судьбы и глубокие душевные раны.

Однако нельзя игнорировать тот факт, что за постановку киевского спектакля взялся Стас Жирков, что предполагает далеко не обычное решение пьесы. Если большинство предыдущих спектаклей Жиркова жанрово определены как «специфическая комедия», то этот спектакль на сайте рекламируется как «очень специфическая комедия». Каждый новый спектакль Стаса Жиркова является значительным событием в театральной жизни Киева. Алексей Вертинский, также задействованный в этом спектакле, в одном из интервью сказал: «Мне страшно нравится, что Жирков-подлец делает!» Если такое сказал Вертинский, то что же скажет зритель, который придет на премьеру спектакля «Август: графство Осейдж»?

Вид с моста

Когда: 7, 16 февраля, 19:00
Где: Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки, ул. Богдана Хмельницкого, 5
Сколько: от 35 грн

«Вид с моста» — это первое обращение Театра Леси Украинки к творчеству Артура Миллера. Обратился к нему молодой режиссер Кирилл Кашликов, который в последнее время стал вносить в театр нотки новой режиссуры, чего, возможно, театру и не хватало. Стоит отметить, что Кирилл Кашликов окончил театральный вуз имени Карпенко-Карого не по режиссерской специальности, а факультет организации театрального дела. Однако это не помешало ему поступить в театр в качестве актера, а через какое-то время попробовать себя в режиссерском кресле. Его попытка (спектакль «Солдатики» 2007 года) была отмечена «Киевской пекторалью» за лучший режиссерский дебют. Затем последовал стильный спектакль по Шекспиру «Джульетта и Ромео», и вот теперь его третья режиссерская работа «Вид с моста», которая за короткий срок уже успела привлечь большое количество поклонников.

Артур Миллер, известный многим как последний муж Мэрилин Монро, в своей пьесе рассказывает историю об итальянских эмигрантах, которые нелегально добрались до Америки и попросились жить в дом к одной, казалось бы, обычной семье. Миллер писал, что хотел создать пьесу, которая была бы схожа с древнегреческой трагедией. Древнегреческая трагедия, в которой события влияли на состояние всего государства, у Миллера сужается до рамок американской семьи, что совсем не меняет значимость проходящего на сцене. Добавляя античности в пьесу, он назначает адвоката семьи руководителем хора, увлеченным рассказчиком необычной истории. С самых первых слов зритель уже боится за персонажей, что создает особое напряжение в зале, благодаря которому не хочется упустить ни одного момента. Режиссер спектакля, делясь своим видением пьесы, сказал: «Путешествие в мир, созданный Миллером, напоминает движение по лабиринту человеческой души, когда знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом». Знаешь и боишься узнать одновременно. Все это наполняет пьесу особой театральностью, любопытно перенесенной на сцену Театра Леси Украинки Кириллом Кашликовым.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь