Спецпроєкти

«Железный кулак»: самый скучный сериал Marvel


Олесь Николенко рассказывает о том, как буддистские мотивы, восточные единоборства и сравнения с Брюсом Уэйном периода «Бэтмен: Начало» не спасают «Железный кулак», новый сериал от Marvel, от провала.

Кудрявый, бомжеватого вида парень с плеером босиком заходит в здание корпорации Rand Enterprises в Нью-Йорке, откуда его вышвыривает охрана. Затем он заходит снова, играючи раскидывает охранников, и пробирается наверх, где сидят Джой и Уорд Мичемы, управляющие делами компании. Парень представляется Дэнни Рэндом, их другом детства, но Мичемы только отмахиваются от него как от сумасшедшего и заставляют охрану вновь выгнать этого самозванца. Дело в том, что Дэнни Рэнд вместе со своими родителями, основателями Rand Enterprises, самой богатой семьей Нью-Йорка, погиб во время крушения самолета где-то в Гималаях 15 лет назад.

Но парень, представляющийся Дэнни, не отстает от Мичемов и пытается убедить их в том, что он не умер, а выжил во время катастрофы, где его подобрали буддистские монахи и приняли в свой орден. В ответ на такую назойливость Уорд Мичем приказывает поместить парня в психушку, чтобы там разобрались с его душевным здоровьем. Дэнни же, до заключения в дурку, успевает завести дружбу с Колин Винг, владелицей небольшой студии по изучению искусства дзюдо.

О трех предыдущих сериалах Marvel, созданных для Netflix, принято говорить только хорошее. «Сорвиголова», «Джессика Джонс», «Люк Кейдж» – они выходили по очереди и всякий раз заставляли говорить про себя что-то вроде «это лучшее, что выходило у Marvel на телевидении». Но, похоже, этот конвейер великолепия на «Железном кулаке» дал сбой – и похвалить этот сериал уже не получается.

Дело в том, что те три марвеловских сериала, которые вышли раньше, действительно оказались новым словом в жанре телекомикса. Они не просто следовали модной тенденции «очеловечивания супергероев», которые оказываются существами со своими слабостями и проблемами, свойственными обычным людям. Эти шоу еще и, так или иначе, оказывались мощным высказыванием по теме «состояние общества».

Слепой адвокат Мэтт Мердок из «Сорвиголовы» показал нам, каково это – жить с обостренным чувством справедливости? «Джессика Джонс» – честный и откровенный портрет современной женщины, которого на ТВ давно не было. Особенно в рамках неонуара, где подобные роли доставались исключительно мужчинам. А «Люк Кейдж» стал такой воплощенной метафорой движения Black Lives Matter. Об этих сериалах можно было говорить как о талантливых экранизациях комиксов, так и в том числе в подобном социальном контексте. С «Железным кулаком» (даже при огромном желании) ничего похожего не получается.

Да, там есть это поверхностное заигрывание с темой буддизма, колеса сансары и прочего просветленного нью-эйджа. Главный герой постоянно ходит босиком и выглядит, как оборванец, а еще применяет свою суперсилу и тибетские техники рукопашного боя только в самом крайнем случае, пытаясь с помощью слов убедить окружающих в том, что он – воскресший из мертвых наследник самой богатой семьи в Нью-Йорке. Конечно, кто поверит полубомжу-хипстеру с плохо проработанной легендой? Все будут крутить у виска. Вот только из Дэнни Рэнда истинного буддиста, идущего по пути непротивления злу насилием, тоже не получается. Он – воинственный монах, поэтому, когда прижмет опасность, его кулак загорается желтым светом изнутри. Держитесь, враги.

Там, где провалилась вся эта духовная часть, еще мог сработать классический сюжет «возвращения блудного сына». Человек, которого все считали мертвым, возвращается в мир и пытается вернуть себе своё. Своим появлением он запускает цепочку необратимых изменений, вскрывает скелеты в шкафу у тех людей, которых он когда-то знал. Эту популярную идею особенно хорошо отработали в американском независимом кино, где половина сюжетных завязок – это семейный ужин, где собираются все родственники, которые уже давно не общаются или по каким-то причинам друг друга ненавидят. Или же на этот ужин является «плохой сын», отщепенец. И начинается трагикомедия.

Но «Железный кулак» проигрывает и с этого ракурса. Слишком беспомощные диалоги. Слишком вымученные детали (Джой Мичем осознает, что перед ней не самозванец, а действительно Дэнни, когда он присылает ей упаковку M&Ms, из которой выбрал все коричневые драже – как они делали в детстве). Даже драки в сериале выглядят карикатурными – какой-то пародией на мир восточных единоборств и фильмы с Брюсом Ли.

При всех недостатках, нельзя сказать, что «Железный кулак» – невыносимое зрелище. Сериал вполне смотрибельный, вот только пытливому уму (и всем тем, кто привык, что Marvel повышает планку с каждым своим новым шоу) здесь будет нечего ловить, некуда погружаться. «Железный кулак» и сам образ Дэнни Рэнда очевидным образом напрашиваются на сравнение с Брюсом Уэйном в «Бэтмен: Начало», который покинул Готэм после колледжа, чтобы искать несправедливость по всему миру и обучаться искусству воина в Лиге Теней. Но слишком простодушное лицо Железного кулака, его какая-то общая инфантильность и это сравнение делают несостоятельным и натянутым.

«If you wish to see the truth, then hold no opinions» – вот и вся простецкая философия Дэнни, больше напоминающая псевдоглубокомысленные паблики ВКонтакте.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь