Team Style: команда фестиваля Docudays UA
Docudays UA – единственный некоммерческий международный фестиваль документального кино о правах человека в Украине. Он проводится ежегодно в последнюю неделю марта: четырнадцатый по счету фестиваль стартует в этом году в Киеве 24 марта.
Мы познакомились с командой, которая работает над Docudays UA и сопутствующими проектами круглый год, побывали в офисе в самом центре Киева и расспросили о самом интересном.
В офис на Малой Житомирской, сразу за Майданом, команда фестиваля переехала после начала революции достоинства, в декабре 2013 года. Когда-то здесь располагалась косметическая фирма, а сейчас царит истинно творческая атмосфера с картинами на стенах, просторным залом и проектором для просмотра фильмов, своей уютной кухней и балконом. С него открывается вид на полуразрушенную усадьбу Мурашко: поначалу было грустно это наблюдать, но ко всему привыкаешь, шутят в офисе.
Всего в постоянной команде 18 человек, некоторые работают удаленно: в офис по будням ходят в среднем по 10 человек. На время подготовки к фестивалю временный штат разрастается до 30 человек. Исторически сложилось, что коллектив преимущественно женский, мужчины в меньшинстве. По понедельникам проходят планерки, на одну из которых мы и попали. Здесь временами шумно, но только от активных обсуждений – все много шутят и действительно кажутся одной большой семьей.
Дарья Аверченко, PR-директор Docudays UA
О программе и новых форматах: В этом году, как и всегда, у нас очень разнообразная программа: помимо показов фильмов, запланированы круглые столы, семинары, флешмобы, дискуссии, “Живая библиотека”, мастер-классы для режиссеров, отдельная правозащитная программа и даже программа для детей. Наша задача – сделать фестиваль максимально комфортным для всех. Кроме конкурсов и поддержки молодых режиссеров, наша задача – показать украинским зрителям лучшие документальные фильмы со всего мира. Мы тщательно их отбираем, для этого ездим по международным фестивалям целый год. Таким образом мы показываем людям мир со всех сторон, чтобы они расширяли кругозор, а не замыкались на локальных трудностях и ленте соцсетей.
Локации для показов и мероприятий остаются неизменными: Дом кино, кинотеатры “Киев” и “Кинопанорама”. Подробное расписание уже есть – мне очень нравится, что с самого утра для гостей будет какая-то активность. День можно начать с “Кофе с режиссером” – этот формат мы придумали, чтобы зрители могли пообщаться с режиссерами в неформальной обстановке. У тех, у кого есть проблемы с вопросами на публике, смогут задать их на этом мероприятии. Люди расслабятся, поймут, что режиссеры – тоже люди, и спросят о том, что действительно хочется спросить. Примерно в том же формате пройдут встречи с правозащитниками, общественными активистами.
Об украинских режиссерах и документалистике: У нас давно была мечта сделать национальный конкурс, но приходило мало наших фильмов. После революции произошел всплеск, люди начали сами приходить и приносить свои работы. Это был их осознанный выбор снимать фильмы о революции. Сейчас Сейчас это уже не самая популярная тема. Чувствуется определенная усталость от военной темы, хотя мне кажется, что мы так нормально и не поговорили о революции в украинской документалистике, да и о войне нам еще многое предстоит сказать. В этот раз короткометражки в национальном конкурсе – больше на юношеские темы и о личных переживаниях. Но не только – в целом, темы очень разные.
Об офисе и Майдане: Мы заселились в офис, когда революция только начиналась и никто не знал, к чему она приведет. Но когда началась напряженная фаза и бои на Майдане, разумеется, мы поставили сюда раскладушки, забаррикадировали двери. В этой квартире ночевали журналисты, документалисты, все, кому это было нужно.
Когда все утихло, мы решили, что берем себя в руки и все-таки будем проводить фестиваль, хотя до этого это было под вопросом. В рекордно короткие сроки смонтировали фильм о том, что происходило у нас на глазах – “Евромайдан. Черновой монтаж”. В рекордно короткие сроки смонтировали фильм для церемонии открытия фестиваля. Нам важно было говорить о том, что происходило у нас на глазах — так возник «Евромайдан. Черновой монтаж». В него вошли эпизоды, отснятые украинскими и русскими документалистами. Фактически это был первый фильм о Майдане, и мы рады, что тогда приняли такое решение. Сейчас это очень ценно.
О любви к детям: Отличительная особенность нашего офиса – он baby friendly. Среди сотрудниц есть мамы, и они могут приходить сюда с детьми, мы всегда им рады. В одной из комнат даже был манеж, недавно на время фестиваля его убрали, потому что не хватало места. У нас все условия для детей: можно найти и памперсы, и игрушки.
Роман Бондарчук, арт-директор Docudays UA и режиссер
О работе: Я принимаю участие в создании темы фестиваля, в нашем отделе мы придумываем, как эту тему визуализировать, продумываем образ фестиваля, вижуал для каждой секции фестиваля, снимаем ролики. Также я занимаюсь церемониями, включая даже декорирование Дома кино. То есть участвую фактически во всем, начиная от самой темы и до проявлений этой темы, чтобы фестиваль был целостным.
О женском коллективе: У нас всегда было больше женщин, чем мужчин: не представляю, как могло бы быть по-другому. Каждый делает свою работу, а это никак не зависит от пола.
О своих фильмах: Конечно, я как режиссер не имею права подавать свои работы на конкурс, но мы показываем наши фильмы в рамках внеконкурсной программы. Среди них, например, “Ромская мечта” – альманах коротких фильмов об успешных ромах, которые разрушают стереотипы о бедных цыганах без достижений и шансов на хорошую жизнь. В 2015 году вышел документальный фильм “Украинские шерифы”, после революции – “Евромайдан. Черновой монтаж”. Одна из ранних работ – серия документальных фильмов “Новые герои”. В этом году покажем Dixieland – документальный фильм об одесском о херсонском детском джаз-бенде. Каждый год в программе есть проекты нашего авторства.
Оля Бирзул, программный координатор
О целях и заинтересованности киевлян: На Docudays UA мы пытаемся поженить две важные сферы – правозащитную и кинематографическую. Главная задача – не только показать кино людям, но и научить говорить и думать о нем. Для зрителей это еще и такая прочистка фильтра, чтобы они расширяли кругозор. Мы целый год отбираем по международным фестивалям лучшие документальные фильмы, чтобы показать их украинцам. Для нас очень ценно, что иностранные гости часто отмечают высокий уровень фестивальной программы.
Для нас было неожиданным, что в 2013 году в те самые дни марта, когда Киев засыпало снегом, в первый день открытия фестиваля у нас был полный аншлаг и забитые залы. С того момента было понятно, что интерес к документальному кино и нашему фестивалю растет, а революция этот градус интереса подогрела.
О том, как выбрать, на что идти: Мы делаем анонсы программ: по сути, это шпаргалка. Можно понять, какова концепция программы. Если вам резонирует, вы читаете и идете. В идеале, конечно, брать отпуск на неделю: конкурсные фильмы показываются один раз, и сеансы в том числе дневные.
Так получилось, что в этом году будет много фильмов о музыке. Есть и о джазе, и о концерте Laibach в Северной Корее, и об экспериментаторах, которые добывают музыку из мусора. География безумная: на конкурс подавались работы из 30 стран: от Австралии до США и Южной Кореи, вся Европа.
Жизнь происходит не только на экране: на третьем этаже Дома кино с 14:00 до 19:00 с 25 до 30 марта будет работать “Живая библиотека”. Вы можете прийти туда и “почитать” человека: люди, которых так или иначе дискриминируют в обществе, рассказывают о себе и отвечают на ваши вопросы в формате тет-а-тет. Это заимствованный формат от датского рок-фестиваля Roskilde, где люди таким образом боролись с распространенными в обществе стереотипами. Мы преследуем те же цели.
Вообще, у нас фестиваль для экстравертов и интровертов. Экстраверты могут задать вопросы на Q&A-дискуссии после фильма, а интроверты – прийти на “Кофе с режиссером” или задать вопросы в “Живой библиотеке”. Детей тоже есть чем занять: DOC/САДОК принимает всех от 3 до 14 лет. В этом году старшая группа занимается документальным театром.
О ценовой политике: В Европе билеты на показы документальных фестивалей стоят достаточно дорого – в Лейпциге вы заплатите от 6 евро, а в Копенгагене билет может стоить 12 евро. Это всегда платные события. У нас дневные сеансы бесплатны, вечерние (начиная с 15:00) – по символичным ценам до 50 гривен. В прошлом году мы вынуждены были ввести билетную систему, чтобы организовать поток зрителей и позволить людям приобрести билет, тем самым гарантируя себе место в зале.
Светлана Смаль, глава оргкомитета
Об отборе спикеров и регионах: Наш фестиваль организовывают четыре организации, три из которых правозащитные. Конечно, этой тематике в обсуждениях уделяется больше всего времени: мы ищем спикеров круглый год, каждый раз есть кто-то новый – в этом году, например, принимает участие Международная благотворительная организация «Екологія – Право-Людина». Всего будет около 30 правозащитных мероприятий.
У нас есть Путешествующий фестиваль по Украине и киноклубы Docudays UA, которые работают круглый год и даже в маленьких городах, в колониях, школах, вузах, общественных организациях. Мы составляем для них специальные коллекции фильмов, плюс даем методические рекомендации. Это пользуется большим спросом.
О рабочем графике и планах на будущее: Строгого графика работы у нас нет – все люди творческие, работы много. Если надо, можем засидеться и до ночи. К офису тоже никто не привязан, но это изначально было нашей мечтой – иметь возможность работать всем вместе. Раньше мы собирались или у кого-то дома, или в кафе, и это было неудобно. Сейчас, когда есть удобный офис в центре, нет никакой надобности зазывать сюда сотрудников: все и так приходят с удовольствием.
Мы расширяемся, число проектов растет. У нас большие планы на будущее – хотим свой киноцентр, хотим открыть полноценную школу документалистов, и вообще построить целую цивилизацию Docudays UA.
Фото: Александр Кравченко